Проблемы и перспективы управления производством высокотехнологичной продукции в машиностроении в условиях неопределенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.10.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Мынжасарова, М. Р. Проблемы и перспективы управления производством высокотехнологичной продукции в машиностроении в условиях неопределенности / М. Р. Мынжасарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118121/ (дата обращения: 21.11.2024).



Рассмотрены проблемы и перспективы производства высокотехнологичной продукции, а также методы поддержки развития машиностроительной отрасли в условиях экономических санкций.

Ключевые слова: машиностроительная отрасль, высокотехнологичная продукция, инновационная продукция, нестабильность, экономическая санкция

В XXI веке машиностроительный комплекс выполняет важнейшие социально-экономические функции, является отражением уровня научно-технического прогресса и обороноспособности любого государства.

Сегодня машиностроение является важнейшей и крупнейшей отраслью промышленности, на которую приходится 12 % стоимости выпускаемой продукции. Именно машиностроение обеспечивает переход экономики страны к новому технологическому укладу.

Несмотря на условия неопределенности в стране, машиностроительная отрасль обеспечивает конкурентоспособность экономики в целом, увеличивает занятость населения за счет огромного стимула для развития смежных отраслей и выпуска высокотехнологической продукции. Поэтому рост экономики страны должен сопровождаться опережающим ростом машиностроения, что позволит повысить степень автоматизации на промышленных предприятиях [1].

Статистические данные международных организаций показывают, что в последнее время машиностроительная продукция в мировой торговле является самой крупной товарной группой и важнейшей составляющей национальной экономики. При этом продукция машиностроения составляет около 55 % стоимости мировой промышленной продукции. Что касается, удельного веса продукции машиностроения в ВВП развитых стран, то он следующий: ЕС — 63 %, Китай — 48 %, Германия — 37 %, Россия — 24 %. Несомненно, производство высокотехнологичной продукции в этих странах базируется на высоком уровне НИОКР, высококвалифицированном персонале, а также интеграции этапов создания и производства инновационной продукции [2].

Сегодня на мировом рынке высокотехнологичной продукции Россия сохраняет конкурентную позицию и имеет потенциал, оказывающий влияние на технологическое развитие промышленности. Например, по итогам первого полугодия 2023 года доля высокотехнологичной машиностроительной продукции в общем объеме экспорта выросла на 15,4 %. Это результат того, что в нашей стране с 2019 года реализуется национальный проект «Международная кооперация и экспорт», в котором предусмотрены меры поддержки, позволяющие нашим предпринимателям успешно развивать торговое сотрудничество с иностранными потребителями. С другой стороны, развитие транспортных коридоров со странами Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки позволяет укреплять внешнеторговые связи [3].

В мировой торговле машиностроительной продукцией Россия занимает только 26-е место.

Это объясняется, во-первых, дефицитом высококвалифицированных специалистов из-за несоответствия учебных программ производственным требованиям, низким социальным статусом профессии инженера и конструктора, низкой заработной платой и т. д., во-вторых, низким уровнем и темпами индустриализации в стране.

Следовательно, среди причин неконкурентоспособности некоторой нашей машиностроительной продукции по сравнению с иностранными аналогами можно назвать, в первую очередь, ее более высокую себестоимость и низкое качество, что связано с применением на большинстве промышленных предприятий устаревшего оборудования и несовременных технологий производства, а также использованием импортных комплектующих, недорогих полуфабрикатов, материалов и т. д.

Обеспечить конкурентоспособность отечественной машиностроительной продукции можно, во-первых, быстрой модернизацией и техническим перевооружением производственного процесса, поскольку производственный фонд сегодня серьезно изношени малоконкурентоспособен, а во-вторых, серьезным вмешательством государства не только с точки зрения финансирования, но и с позиции выработки эффективной политики регулирования экономических процессов.

В XXI веке в условиях неопределенности перспективы развития машиностроительной отрасли будут основываться:

– на производстве инновационной машиностроительной продукции с постепенным накоплением опыта ее производства на собственных мощностях;

– заимствовании импортных технологий у дружественных стран;

– производстве продукции на импортном оборудовании и с привлечением средств частных инвесторов в различных формах;

– реализации проектов, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для оборудования, выпускаемого предприятиями дружественных стран;

– развитии отдельных производств по выпуску оборудования для инновационных технологий на собственной технологической базе;

– развитии отечественных приоритетных инновационных технологий.

Несмотря на некоторые острые проблемы и недостаточный уровень технической оснащенности, для развития высокотехнологичного производства в машиностроении в условиях неопределенности в стране необходимо провести следующие мероприятия:

  1. Выбор и развитие индустриальных зон, где будет совершенствоваться машиностроительная инфраструктура.
  2. Формирование и развитие кластеров в отдельных секторах машиностроения.
  3. Создание различных технопарков, технополисов и бизнес-инкубаторов в каждом регионе по оказанию услуг юридическим и физическим лицам в создании производств по выпуску высокотехнологичной продукции машиностроения.
  4. Модернизация действующих промышленных предприятий на базе гибких производств, что позволит выпускать больше видов высокотехнологичной продукции.
  5. Повышение технологической оснащенности и обеспечение высокого качества продукции.
  6. Повышение уровня послепродажного сервиса машиностроительной продукции.
  7. Подготовка и переподготовка кадров, способных обеспечить инновационное развитие машиностроения.
  8. Привлечение в машиностроительную отрасль крупных инвестиций, что позволило бы повысить инвестиционную привлекательность, экспортный потенциал и конкурентоспособность машиностроения.

В последнее время наблюдается заметный рост выпуска высокотехнологичной продукции в транспортной, железнодорожной, сельскохозяйственной отраслях и общем машиностроении.

По мнению специалистов, в перспективе приоритетными в этих направлениях должны быть:

— совместное производство с машиностроительными предприятиями стран СНГ различной транспортной, железнодорожной и сельскохозяйственной техники, а также разработка и организация производства высокотехнологичных машин, оборудования и запасных частей для производства и переработки продукции, особенно сельскохозяйственной;

— производство локомотивов, вагонов, контейнеров, колесных пар, техники для проведения путевых работ, оборудования и запасных частей для железнодорожного транспорта.

Следует отметить, что в последнее время если говорить, например, о железнодорожной технике, в связи с ростом спроса на высокотехнологичную продукцию ведутся работы по созданию инновационных полимерных прокладок и рельсовых скреплений.

Каждая организация, промышленное предприятие имеет свой подход, свою специфику, требующие выбора самостоятельного инструмента при решении проблем производства высокотехнологичной продукции. Поэтому возникает необходимость ориентации организации на поставленной цели — производстве инновационной высокотехнологичной продукции, используя новейшие технические разработки, что приводит к качественным изменениям, как было сказано на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ЕАЭС) в Санкт-Петербурге [4].

Участники ЕАЭС предложили декларацию о дальнейшем развитии экономических процессов, несмотря на экономические санкции со стороны Запада. В этом документе предусмотрены конкретные меры по активизации совместных усилий в важных отраслях, особенно машиностроительной, по выпуску высокотехнологичной продукции.

Управление системой производства высокотехнологичной продукции следует рассматривать как механизм формирования функциональных блоков системы и ее подсистем, то есть элементов, где эти функциональные блоки выделяются по своему целевому назначению.

Для обеспечения конкурентоспособности предприятия и тщательного анализа возможного развития высокотехнологичного производства следует применить системный подход, т. е. рассматривать предприятие каксистему, состоящую из взаимодействующих между собой элементов. Промышленные предприятия по выпуску высокотехнологичной продукции можно рассматривать как совокупность таких подсистем, как информация, организация управления, процесс управления.

В последнее время, несмотря на экономические санкции Запада, тесное сотрудничество со многими странами открывает для отечественных производителей ряд новых возможностей для реализации высокотехнологичной продукции на внешних рынках. Это позволяет с оптимизмом оценивать долгосрочную перспективу.

Одна из главных задач машиностроительной промышленности — обеспечение устойчивого и стабильного развития отрасли, т. е. производство высокотехнологичной продукции, а также реализация программы, принятой государством по развитию машиностроительной отрасли. Программа предусматривает введение налоговых преференций в обмен на встречные обязательства, а также разработку закона «О промышленной политике» и создание фонда развития промышленности.

Заключение. Таким образом, несмотря на реализацию Концепции технологического развития на период до 2030 г., в условиях экономических санкций и нестабильности многие машиностроительные предприятия до сих пор практически не располагают собственными ресурсами, необходимыми для развития, повышения технического уровня и конкурентоспособности высокотехнологичной продукции. В отдельных отраслях недостаточно развивается производственная и научно-техническая инфраструктура, и можно заметить дефицит высококвалифицированных кадров на инженерных и IT-специальностях.

С другой стороны, заметно улучшается деятельность совместных предприятий по сборке различного машиностроительного оборудования для транспортной, железнодорожной и сельскохозяйственной техники. Сегодня для реализации Комплексного плана развития машиностроения и перехода на выпуск высокотехнологичной продукции у машиностроительных предприятий имеется сырьевая база и достаточное количество ресурсов.

Литература:

  1. Половинкин В. Н. Современное состояние и проблемы развития отечественного машиностроения. — 2022. [Электронный ресурс] / В. Н. Половинкин, А. Б. Фомичев. — Режим доступа: https://www.proatom.ru/modules.php?file=article&name=News&sid=4639
  2. Шелудько, В. Г. О проблемах продвижения отечественной высокотехнологичной продукции на рынок / В. Г. Шелудько // Менеджмент социальных и экономических систем. — 2021. — № 4. — С. 16–24.
  3. Министерство промышленности и торговли РФ. Приказ от 16.09.2020 № 3092 «Об утверждении Перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики».
  4. Заседание Высшего Евразийского экономического совета. Санкт-Петербург, 25.12.2023.
Основные термины (генерируются автоматически): высокотехнологичная продукция, машиностроительная отрасль, машиностроительная продукция, последнее время, производство, предприятие, развитие, Россия, высокотехнологичное производство, инновационная продукция.


Ключевые слова

нестабильность, инновационная продукция, высокотехнологичная продукция, машиностроительная отрасль, экономическая санкция

Похожие статьи

Задать вопрос