Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 24.10.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Чухонцева, В. М. Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек / В. М. Чухонцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118392/ (дата обращения: 22.12.2024).



Личностные качества — это устойчивые особенности индивида, которые проявляются в его поведении, восприятии, мышлении и эмоциях. Они определяются как биологическими факторами, так и социально-психологическими условиями: воспитанием, опытом взаимодействия с окружающими и культурной средой. Эти качества включают в себя социальные навыки, эмоциональную устойчивость, когнитивные способности и нравственные установки.

Личностные качества оказывают влияние на поведение человека в обществе, его способность взаимодействовать с окружающими и адаптироваться к изменяющимся условиям [3].

В данной статье рассмотрим, как влияют детско-родительские отношения на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек, а именно как это влияние изменяется с возрастом детей.

Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка изменяется с возрастом, начиная с младенчества и продолжается до подросткового периода и юности.

Детско-родительские отношения оказывают различное влияние на формирование личностных качеств мальчиков и девочек в зависимости от их возраста. Этот процесс можно проследить через несколько этапов.

Дошкольный возраст

В этом возрасте родители закладывают основы для формирования феминных качеств девочек, таких как забота, эмпатия, и социальная ориентация. Девочки учатся подражать матерям, проявляют интерес к ролевым играм, связанным с заботой (например, игра «дочки-матери»). Родители часто поощряют эмоциональность, что способствует развитию таких личностных качеств, как нежность и социальная адаптивность.

Мальчики-дошкольники подражают отцам, начиная усваивать маскулинные черты (самостоятельность, активность и физическая сила). Ожидания родителей часто связаны с традиционными гендерными ролями, что формирует у мальчиков стремление к независимости, лидерству и активному участию в физических и технических играх.

В статье М. А. Радзивиловой представлено влияние семейного воспитания на формирование гендерных ролей мальчиков и девочек в дошкольном возрасте [4]. Основной тезис работы заключается в том, что семья является первым и основным источником формирования представлений о типичных ролях мужчин и женщин, которые дети перенимают на ранних этапах своей жизни.

Автор подчеркивает, что именно в семье ребенок впервые встречается с образами «мужчины» и «женщины». Тип воспитания, роль каждого члена семьи, а также культурные нормы и представления об обществе влияют на то, как ребенок усваивает гендерные роли. При отсутствии одного из родителей функции могут выполнять другие члены семьи или даже культурные герои (литературные, киногерои).

Отмечается, что отцы чаще всего придерживаются строгих гендерных норм, особенно в отношении мальчиков. Они ожидают от сыновей традиционного поведения и отвергают, например, их игры в куклы. Игры девочек с «мужскими» игрушками воспринимаются более спокойно.

Наблюдения показывают, что родители разговаривают с мальчиками и девочками по-разному. Мальчикам дают больше конкретных указаний, связанных с действиями, а девочек чаще призывают к послушанию и использованию вербальных навыков. Это приводит к развитию у мальчиков лидерских качеств, а у девочек — вербальных способностей и эмоциональной восприимчивости.

Существуют различия и в стилях игры и эмоциональных навыках, которые развиваются у мальчиков и девочек. Мальчики играют в больших группах с акцентом на иерархию и соревнование, а девочки предпочитают тесное взаимодействие и стремятся к согласию. Это приводит к развитию у девочек навыков эмпатии, а у мальчиков — более выраженной агрессивности.

Различия в воспитании сказываются на том, как мальчики и девочки выражают эмоции. Девочек чаще поощряют говорить о чувствах, в то время как мальчикам запрещают демонстрировать свою уязвимость. Это приводит к тому, что девочки чаще выражают слабость (страх, грусть), а мальчики — силу (гнев, раздражение).

В статье отмечается, что различные культурные и этнические группы имеют свои представления о гендерных ролях. В армянских и татарских семьях наблюдается более жесткое разделение гендерных ролей, в русских семьях и семьях с представителями разных культур роли более равноправны. Это отражается в семейных и общественных ожиданиях от мальчиков и девочек.

Младший школьный возраст

Родители продолжают уделять внимание вербальным и социальным навыкам девочек, а также их эмоциональному взаимодействию с социумом. Девочки в этом возрасте склонны подражать матери, в результате чего развиваются такие личностные черты, как сочувствие, эмпатия, забота о других. У мальчиков усиливается ориентация на социальные иерархии и лидерство. Родители, особенно отцы, поддерживают их стремление к соревнованию, физическим достижениям и освоению технических навыков, что приводит к формированию уверенности, настойчивости и целеустремленности.

Подростковый возраст

Статья Т. В. Наумовой посвящена анализу влияния детско-родительских отношений на формирование личности подростка [1]. В ней рассматриваются особенности семейного воспитания, его проблемы и методы, а также роль стиля общения родителей с детьми в процессе их становления как личности.

В статье подчеркивается, что детско-родительские отношения оказывают решающее влияние на формирование личности подростка. Семья, в которой преобладает уважение, понимание и чуткость к потребностям ребёнка, способствует развитию уверенности, самостоятельности и позитивной самооценки. Напротив, жестокое и холодное отношение родителей приводит к формированию низкой самооценки, агрессии и недоверию к окружающему миру.

Стиль воспитания и общение в семье напрямую влияют на социальную адаптацию подростка. Надёжные и поддерживающие отношения способствуют успешному развитию, а агрессивные и авторитарные методы воспитания могут привести к проблемам с социализацией и эмоциональным благополучием.

Необходимость психолого-педагогической грамотности родителей является важным фактором для успешного воспитания детей.

Юношеский возраст

В этот период происходит окончательное становление личности. Е. А. Новикова в своей работе: «Влияние детско-родительских отношений на социальную компетентность юношей и девушек» рассматривает различные стили воспитания, такие как гиперопека и гипоопека, и их влияние на формирование личности подростков [2].

Юноши и девушки проявляют различные уровни социальной компетентности в зависимости от стиля воспитания в семье. Исследование показывает, что чрезмерная опека может привести к инфантилизму, а отсутствие внимания — к агрессии и неуверенности. Основное внимание уделено важности баланса в воспитании.

На основе изученных статей обобщим влияние детско-родительских отношений на формировании личностных качеств в разном возрасте в таблице 1.

Таблица 1

Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств в разном возрасте

Возраст

Девочки

Мальчики

Дошкольный возраст

Подражание матери, развитие заботы и эмпатии

Подражание отцу, развитие активности и лидерства

Младший школьный возраст

Социальные и вербальные навыки

Технические и физические навыки, самостоятельность

Подростковый возраст

Самовыражение, эмоциональная зрелость

Независимость, развитие социальной адаптации

Юношеский возраст

Уверенность, независимость

Лидерство, эмоциональная зрелость

Литература:

  1. Наумова Т. В. Влияние детско-родительских взаимоотношений на формирование личности подростка. / Общая психология и психология личности. — 2020. — С. 3–7.
  2. Новикова Е. А. Влияние детско-родительских отношений на социальную компетентность юношей и девушек / Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 263–266.
  3. Платонов Ю. П. Социальная психология поведения: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 387 с.
  4. Радзивилова М. А. Влияние семейного воспитания на становление гендера девочек и мальчиков в период дошкольного детства. / Известия ВГПУ. — 2010. — С.83–86.
Основные термины (генерируются автоматически): девочка, мальчик, влияние, дошкольный возраст, качество, отношение, семья, младший школьный возраст, подростковый возраст, семейное воспитание.


Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника

Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника

Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Задать вопрос