В рамках настоящего исследования автором подчеркивается необходимость эффективной организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обращения лекарственных средств. Проводится анализ условий организации анализируемого направления надзорной деятельности органов прокуратуры, подчеркивается необходимость оптимального взаимодействия органов, подразделений и должностных лиц.
Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, надзорная деятельность, обращение лекарственных средств, организация прокурорского надзора.
Within the framework of this study, the author emphasizes the need for effective organization of prosecutorial supervision over the implementation of laws in the field of circulation of medicines. The conditions of the organization of the analyzed direction of the supervisory activity of the prosecutor's office are analyzed, the need for optimal interaction of bodies, departments and officials is emphasized.
Keywords: prosecutor, prosecutorial supervision, supervisory activities, circulation of medicines, organization of prosecutorial supervision.
В рамках прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обращения лекарственных средств большое значение приобретает организация такой деятельности. Она представляет собой процесс формирования таких условий, которые будут направлены на эффективное взаимодействие между органами, учреждениями, должностными лицами. В результате такой деятельности должны быть решены цели и задачи, стоящие перед органами прокуратуры.
Проверяя поднадзорные объекты, осуществляющие деятельность, связанную с обращением лекарственных препаратов на предмет исполнения законов, необходимо, в части нарушения федерального законодательства собрать достаточные сведения для дальнейшего осуществления реагирования на выявленные нарушения. Закон о прокуратуре закрепляет в более широком смысле указанное требование.
Для того чтобы прокурорская проверка смогла стать успешной и эффективной, необходимо обладать знаниями о соответствующем нормативном материале, регулировании вопросов, подлежащих проверке, с точки зрения права, методических рекомендациях, а также информацией о приказах и указаниях Генерального прокурора. Именно в данных актах закреплены основные задачи, методы, направленные на выявление законодательных нарушений в сфере обращения лекарственных средств, их причины и условия. При составлении плана работы может быть использован опыт специалистов, выполненные ими задания, а также взаимодействие с органами, осуществляющими контроль в сфере обращения лекарственных средств.
Правильная организация надзорной деятельности крайне важна для эффективного осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов в сфере обращения лекарственных средств. Организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации определяют общие требования к надзорной деятельности, которые должны соблюдаться при ее осуществлении.
В этих документах определяются задачи и цели прокурорского надзора, порядок его осуществления, а также требования к квалификации и компетенции прокуроров, занимающихся этой деятельностью. Они также определяют процедуру проведения проверок и рассмотрения жалоб, а также меры, которые могут быть приняты в случае выявления нарушений закона.
Правильная организация надзорной деятельности позволяет значительно повысить эффективность прокурорского надзора и обеспечить более полное и своевременное выявление нарушений закона в сфере обращения лекарственных средств [2, С 54].
Появление неточностей и ошибок в работе прокуроров связано, прежде всего, с тем, что они не в полной мере оценивают имеющееся значение тех современных методов, которые могут быть использованы при организации прокурорского надзора. Без организационного обеспечения невозможно добиться высокого правозащитного потенциала прокуратуры, а также будет происходить снижения состояния законности.
Организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обращения лекарственных средств представляет собой совокупность взаимосвязанных мер. Благодаря им становится возможным улучшить мероприятия по защите гарантированных прав граждан, повысить эффективность и качество проводимых проверок, преобразовать содержание актов прокурорского реагирования, которые непосредственно связаны с восстановлением нарушенных прав граждан [3, С. 201].
В качестве основополагающего организационно-распорядительного акта Генерального прокурора Российской Федерации, который рассматривает вопросы организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов в сфере обращения лекарственных средств, выступает приказ Генерального прокурора РФ № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
Организация работы по повышению квалификации прокурорских сотрудников по специальным вопросам осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере обращения лекарственных средств является очень важной задачей. При этом должно отдаваться ключевое значение прохождениям стажировок под строгим руководством специалистов в исследуемой области. Именно данные лица смогут в полной мере осуществлять надзор за соблюдением законодательных положений об обращении лекарственных средств в вышестоящих органах прокуратуры, привлекая при этом их к проведению проверок.
Осуществляя организацию прокурорского надзора и проводя проверки за законностью обращения лекарственных средств, необходимо соблюдать следующие условия:
ключевое внимание уделять вопросам реализации органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, предоставленных им законом полномочий в анализируемой сфере правоотношений;
с определенной периодичностью проводить анализ состояния законности в сфере законности обращения лекарственных средств;
своевременно выявлять причины и условия, которые ведут к законодательным нарушениям в рассматриваемой сфере.
проводить мониторинг средств массовой информации, анализировать уголовные и гражданские дела, осуществлять встречи с медицинскими работниками;
совершать обобщение проблемных вопросов, существующих в правоприменительной практике отдельных регионов при осуществлении надзора за соблюдением законности в сфере обращения лекарственных средств;
обеспечить регулярность проведения заседаний коллегий прокуратур субъектов Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств, а также по отдельным направлениям данной сферы;
осуществлять координацию деятельности прокуратуры и органов административной юрисдикции по отношению к субъектам, осуществляющим применение законодательства об обращении лекарственных средств [1, С. 84];
и иные [1, С. 84].
Все это приведет к тому, что будут снижено количество фактов повторения плановых тематических проверок исполнения законодательства в рассматриваемой сфере.
Литература:
- Алиев Я. Л. Прокурорский надзор в сфере здравоохранения // Вестник ННГУ. 2018. № 5. С. 83–91.
- Майдыков А. А. Проблемы прокурорского надзора в сфере обращения лекарственных средств: правовой и экономический аспекты // Роль прокуратуры и суда в устранении нарушений законности в экономике: сборник статей по материалам круглого стола / под ред. Т. И. Отческой: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2017. С. 53–58.
- Мельникова А. А. Содержание прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборота лекарственных средств // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 10 (83). С. 197–203.