В данной статье авторы рассматривают социально-культурную тему «Семья» как ключевой элемент учебного процесса при изучении английского языка в средней школе; исследуют основные компоненты обучения лексике, подчеркивают значимость формирования лексических навыков для успешного выполнения речевых задач; рассматривают методы и приемы обучения, по УМК «Forward Английский язык 6 класс», а также современные образовательные технологии для создания интерактивных упражнений
Ключевые слова: семья, английский язык, средняя школа, коммуникативные навыки, компоненты, ФГОС, лексические единицы, лексика, обучение лексике, лексические навыки, речевые задачи, методы обучения, УМК, образовательные технологии, интерактивные упражнения
В английском языке для разностороннего развития обучающихся изучаются темы социально-культурной направленности. Тема «Семья» в учебниках, учебных и методических пособиях продолжает оставаться одной из самых изучаемых тем. Семья формирует общество, именно поэтому на уроках английского языка данной теме уделяется больше внимания при подборе упражнений при формировании навыков видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), а также с грамматическими, лексическими, фонетическими аспектами языка.
Актуальность данной работы заключается в том, что тема «My Family» обладает своей социальной значимостью, ведь семья — это основная часть всего нашего общества, в котором мы живём, развиваемся и получаем первые шаги в социализации. Согласно ФГОС ОО в 5–7 классах учащиеся должны усвоить лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в объеме около 400 новых лексических единиц; в 8–9 классах к уже изученной лексике добавляется еще около 300 новых лексических единиц, в т. ч. устойчивые словосочетания и реплики-клише речевого этикета. Таким образом, за период обучения в средней школе учащиеся должны усвоить 700 лексических единиц. В связи с этим, помимо увеличения словаря учащихся, необходимо обеспечить более качественное запоминание и сохранение лексических единиц в памяти каждого из них, а также организацию более интенсивной тренировки в их употреблении для создания учащимися самостоятельных речевых произведений [6].
Лексика — словарный состав языка, совокупность слов (точнее, лексем) того или иного языка, части языка [3, 4]. Изучение и усвоение лексики происходит посредством формирования лексических навыков. Понятие лексического навыка и его формирование с позиции исследований известного методиста Р. К. Миньяр-Белоручева можно рассматривать как часть речевого навыка, а также как самостоятельный элементарный навык [4]. Согласно Е. Н. Солововой, содержание обучения лексике состоит из трех основных компонентов — лингвистического, методологического и психологического [5]. Важно отметить, что под лексической единицей подразумевается не только отдельное слово, но и устойчивое словосочетание и идиома. Все они необходимы для успешного решения речевых задач, связанных с контекстом обучающейся возрастной группы, и составляют лингвистический компонент содержания обучения лексике на каждом этапе обучения. Методологический компонент содержания обучения лексике включает необходимые разъяснения, памятки и инструкции по использованию печатных словарей, ведению индивидуальных словарей и карточек с новой лексикой. Психологический компонент содержания обучения лексике связан с проблемой лексических навыков и умений. На основании описанных компонентов содержания обучения лексике педагог формирует приемы обучения лексике, так как данные компоненты отвечают не только за изучение слова, но и за его восприятие посредством осуществляемых операций [4, 5]. Приемами обучения обычно называют конкретные действия учителя. Например, учителю нужно, чтобы учащиеся повторили лексику по пройденной теме. С этой целью он объявляет о проведении на следующем уроке контрольного опроса. Во время опроса важно сохранять готовность учащихся к ответу. С этой целью организуется фронтальный опрос, во время которого вопрос задается сразу всей группе. Такая организация опроса представляет собой прием обучения, цель которого — стимулировать умственную активность учащихся на уроке.
Взаимоотношения в семье также имеют значительное влияние на развитие подростка. Хотя воздействие внутри семьи продолжает оставаться сильным, влияние сверстников на личность подростка также очень важно. Доверительные отношения в семье могут компенсировать трудности общения со сверстниками и помочь подростку определить свою внутреннюю позицию в отношении асоциальных тенденций друзей [7].
УМК «Forward Английский язык 6 класс» авторства М. В. Вербицкой, М. Гаярделли, П. Редли, Л. О. Савчук является одним из учебных пособий для изучения английского языка в шестом классе. Данный УМК по английскому языку состоит из учебника и рабочей тетради, а также аудиозаписей, приложенных к рабочей тетради и к учебнику. В УМК представлены различные уроки, тексты, упражнения и задания, предназначенные для обучения английскому языку. УМК создан для учащихся шестого класса, адаптирован для данного возрастного уровня. Представляет основные аспекты изучения английского языка, включая грамматику, словарь, чтение, письмо и разговорную речь. В книге для учителя «Forward 6 класс Английский язык» [1], изучение лексики в разных модулях учебника имеет цель формирования, прежде всего, учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций.
Включая в УМК Forward шестого класса тему «Члены семьи», мы добавляем новую, более интерактивную серию упражнений. Эти упражнения помогут эффективно закрепить лексический материал на английском языке.
Существует множество интерактивных платформ для изучения иностранных языков и других предметов в рамках образовательных технологий. Мы используем одно из таких приложений — LearningApps, бесплатный онлайн-сервис из Германии, позволяющий создать интерактивные упражнения для тренировки (закрепления) изученной лексики [2]. Разработанные в данном приложении упражнения можно рассмотреть на рисунках № 1, № 2, № 3.
Рис. 1. Упражнение «Найди пару»
Рис. 2. Упражнение «Классификация членов семьи на старших и младших»
Рис. 3. Игровое упражнение-квиз «Кто хочет стать миллионером?»
Главная часть языка — лексика — играет важную роль в формировании речевых навыков и умений. Обучение лексике требует комплексного подхода, включая ознакомление с лексическим материалом, тренировку навыков и практику для закрепления новых слов. Для этого необходимо использовать различные методы и приемы, такие как чтение, прослушивание, общение с носителями языка и онлайн-ресурсы. При изучении лексики в средней школе важно учитывать психологические особенности подростков, такие как развитие эго-идентичности и общение со сверстниками. Комплексный подход, учет этих особенностей и активное использование учебников и рабочих тетрадей помогут эффективно изучать лексику [3, 5].
На основе разнообразия и эффективности в усвоении, тренировке и закреплении материала по теме «Family Members» по учебнику «Forward Part One» предлагается комплекс новых интерактивных упражнений. Данный комплекс включает использование интерактивных компьютерных технологий, таких как LearningApps, чтобы создать эффективные игровые форматы для закрепления и расширения лексического материала [6].
Литература:
- Английский язык: 6-й класс: книга для учителя с ключами / М. В. Вербицкая, М. Гаярделли, П. Редли, Л. О. Савчук. — Москва: Просвещение: Pearson Education Limited, 2021. — 200 с. — (Forward). — ISBN 978–5-09–084788–9. — Текст: электронный.
- LearningApps.org: сайт. — Москва, 2023. -. URL: https://learningapps.org/createApp.php (дата обращения: 13.12.2023). — Текст: электронный.
- Миньяр-Белоручев, Р. К. Методический словник: толковый словарь терминов методики обучения языкам / Р. К. Миньяр-Белоручев. — Москва: Стелла, 1996. — 144 с. — ISBN 5–86881–015–5. — Текст: непосредственный.
- Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения французскому языку: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз». / Р. К. Миньяр-Белоручев. — (репринтное воспроизведение издания 1990 г.) — Москва: Издательство Альянс, 2012. — 224 с. — ISBN 978–5-91872–028–8. -Текст: непосредственный.
- Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. / Е. Н. Соловова. — 3-е изд. — Москва: Просвещение, 2005. — 239 с. — ISBN 5–09–013891–5. — Текст: непосредственный.
- ФГОС Основное общее образование: сайт. — Национальная ассоциация развития образования и науки -.URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 13.12.2023). — Текст: электронный.
- Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 367 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–00672–8. URL: https://urait.ru/viewer/psihologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psihologiya-510874/ (дата обращения: 13.12.2023). — Текст: электронный.