В современных международных организациях и союзах значимое место занимают интеграционные процессы. Под ними понимаются усложнение отношений, улучшение взаимодействия участников объединения в различных сферах общественной жизни.
Наиболее активно на международном уровне происходит финансовая интеграция. Под ней понимается процесс, где финансовые рынки соседних, региональных или глобальных экономик тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.
Цель финансовой интеграции — содействие региональному росту экономики и развитию с помощью снижения барьеров в торговле, роста инвестиций, увеличения стабильности в финансовом секторе.
Самый известный результат финансовой интеграцией в мире –объединение денежных систем стран Европейского союза (ЕС), которое началось с 80-х годов XX столетия. В конце прошлого века, страны объединения стали внедрять единую валюту, которая должна была упростить финансовые связи между ними. Стали именовать данную валюту, как «EURO».
М. Е. Косов утверждает, что: «интеграционные процессы и региональное сотрудничество являются одними из способов достижения экономического роста, поскольку эффективное распределение ресурсов, расширение производственных сетей и сокращение неравенства доходов положительно влияет на экономику государств, входящих в региональные интеграционные объединения» [5, с. 270]. Эти процессы напрямую сказываются на росте ВВП каждой страны, которая участвует в интеграции. Достигается это за счет развития торговых связей и упрощения таможенного регулирования.
Признаки финансовой интеграции:
– уничтожение преград между рынка финансовыми стран-участниц в процессе интеграции;
– унификация терминологии и принципов организации работы в кредитном и финансовом секторе интеграции.
Финансовая интеграция характерна и для стран бывшего СССР. Связано это с тем, что в течение нескольких десятилетий, данные государства (бывшие союзные социалистические республики) тесно взаимодействовали между собой в экономической сфере. И после распада большого государства, новообразованные государства продолжили поддерживать контакты в рамках СНГ.
Целью создания СНГ было обеспечение политической и экономической стабильности в регионе после распада Советского Союза, сохранение связи между бывшими республиками и развитие сотрудничества в различных областях. Однако его существования не было достаточным для развития экономических отношений между странами.
О. Ю. Кондрашова утверждает, что «в 1994 году президентом РК Н. Назарбаев была дана идея о создании евразийского союза государств» [4, с. 115]. Это стало первой предпосылкой со второй половины 90-х годов XX века для создания мощного экономического союза на базе стран бывшего Союза с уклоном на создание единого финансово-экономического поля.
РФ, РБ и РК в 2007 году подписали «Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза», через 4 года они подписали «Декларацию о евразийской экономической интеграции». Через год ознаменовался переход к общему финансовому полю стран-участниц.
В 2014 году РФ, РБ и РК подписывают «Договор о создании Евразийского экономического союза». Через год к нему присоединяются следующие державы:
– Армения;
– Кыргызстан.
Исследуемое объединение образовалось к середине 10-х годов XXI века. Он поставил перед собой цель создать мощное конкурентное объединение, которое направлено на упрощение финансовых и торговых связей между державами-участницами.
ЕАЭС — интеграционное экономическое объединение стран бывшего СССР, образованное членами Таможенного союза и Единого экономического пространства, международная деятельность которого включает в себя в том числе сотрудничество и взаимодействие со странами-партнерами за пределами союза, в том числе с другими международными организациями и интеграционными блоками.
Направления деятельности ЕАЭС — обеспечение безопасности и пространственной интеграции членских государств, развитие сотрудничества в области экономики, финансов, инвестиций, права, природных ресурсов и других видов деятельности.
Россия является одной из стран-участниц Евразийского экономического союза, которому также принадлежат Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения. Свободная торговля между странами-членами ЕАЭС была открыта в 2015 году, и с тех пор она между ними значительно увеличилась по различным показателям. Так, в 2023 году внешнеторговый оборот России с государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) составил 7,4 трлн. рублей.
Для России и для остальных стран-участниц ЕАЭС в условиях роста взаимной торговли значимое место занимает финансовая интеграция, которая осуществляется по следующим направлениям: разработка общего финансового пространства (свободное движение капитала и инвестиций); развитие совместных финансовых институтов (создание Евразийского банка развития); согласование макроэкономических показателей и регулирования.
Ж. Г. Голодова, Н. В. Гречкин отмечают следующее: «в рамках ЕАЭС на интеграционных процессах отражаются сложные экономические условия в силу обострения глобальных проблем и активизации политического давления» [2, c. 167]. В период санкций, когда ключевые игроки — РБ и РФ находятся под постоянным давлением экономическим, союз сталкивается с вызовами по интеграции, каждый год перестраивает финансовые механизмы, выводит одни банки санкционные, заменяя их несанкционными.
Особенно страдает в ЕАЭС банковский сектор из-за экономических санкций. Россия — это крупнейший импортер и экспортер в союзе, но в 2024 году уже 66 банков находятся под санкциями. Это сильно усложняет финансовые операции между ней и остальными участницами союза.
После введения санкций в отношении российских банков, организации кредитного характера стран ЕАЭС столкнулись с проблемами в проведении трансграничных платежей. Основная причина — это отсутствие собственных валютных корсчетов.
Организации кредитного назначения ЕАЭС использовали российские банки в качестве посредников для расчетов в валюте. Поэтому после 2022 года стал вопрос срочного реформирования этой деятельности.
Одним из решений противодействия вторичным западным санкциям и может стать внедрение цифровой валюты внутри ЕАЭС. Г. В. Семеко считает, что «в России и других странах ЕАЭС внедрение новых платежных инструментов, в частности оптовой ЦВЦБ, и создание региональной платежной системы на базе цифровой платформы крайне актуальны для обеспечения наибольшей независимости от внешних факторов» [6, с. 56]. Это поможет странам, прежде всего, РБ и РФ обходить западные санкции, меньше подставлять под удар организации, сотрудничающие в рамках программы параллельного импорта. Такая валюта даст независимость всем кредитным организациям объединения на постсоветском пространстве, снизит их зависимость от зарубежной валюты (доллара и евро).
В несколько раз вырос расчет в национальных валютах между Россией и странами-участницами ЕАЭС. Была образована Евразийская перестраховочная компания, которая должна помогать выходить на внешние рынки в обход экономических санкций.
На Петербургском международном экономическом форуме в 2024 году активно обсуждались процессы, связанные с финансовой интеграцией на пространстве пост СССР. В частности, отмечались их медлительность, что вызывает проблемы у всех экономик стран-участниц. Для этого следует больше роль дать Евразийскому Банку Развитию.
Объем текущего инвестиционного портфеля данного банка — 4,851 млрд. долларов, его объем инвестиционного портфеля — 15,323 млрд. долларов. В работе располагаются 79 инвестиционных проектов в 6 государствах.
Миссия банка — содействие развитию экономики участниц-стран союза, их устойчивому росту в экономической области и расширению торговли с помощью осуществления различных инвестиций при реализации мегапроектов.
Евразийский Банк Развития помимо внутренней работы, ведет расчетные операции с ключевыми партнерами: Индия, Китая, Иран и другие. Это позволяет получать, прежде всего, России денежные средства напрямую, вне санкционного давления.
Направления деятельности Евразийского Банка Развития:
– финансирование проектов;
– предложение инвестиций;
– международное сотрудничество.
Таким образом, финансовая интеграция ЕАЭС является закономерным процессом для стран-участниц союза, потому что исторически их связывают тесные экономические взаимоотношения. Для стран-участниц ЕАЭС Россия считается главным экономическим партнером, поэтому даже введение массовых экономических санкций не препятствуют росту взаимной торговли и торгового оборота.
Для того, чтобы финансовая интеграция далее развивалась в ЕАЭС, следует странам-участницам работать по следующим важнейшим направлениям:
– увеличение расчета в национальных валютах;
– создание новых независимых банков от западных санкций, для расчета с партнерами ЕАЭС;
– внедрение цифровых валют.
Литература:
- Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика: учебник для вузов / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. М.: Издательство Юрайт, 2023. 486 с.
- Голодова, Ж.Г., Гречкин, Н. В. Развитие финансовой интеграции в условиях внедрения финансовых технологий в странах Евразийского экономического союза / Ж. Г. Голодова, Н. В. Гречкин // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2022. № 1. С. 166–179.
- Жильцов, С. С. Развитие ЕАЭС на современном этапе: итоги и новые вызовы / С. С. Жильцов // Геоэкономика энергетики. 2021. № 4. С. 95–108.
- Кондрашова О. Ю. История создания евразийского экономического союза, его основные задачи и институты / О. Ю. Кондрашова // Контентус. 2020. № 5. С. 115–120.
- Косов, М. Е. Региональная финансовая интеграция в современных условиях / М. Е. Косов // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 268–274.
- Семеко, Г. В. Интеграция платежного пространства Евразийского экономического союза: потенциал суверенных цифровых валют / Г. В. Семеко // РСМ. 2023. № 3 (120). С. 42–57.
- ЕАЭС: официальный сайт. URL: https://eec.eaeunion.org/ (дата обращения: 02.10.2024).