Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности развития личности ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.10.2024

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Ильина, Н. Г. Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности развития личности ребенка / Н. Г. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118572/ (дата обращения: 22.12.2024).



На основе анализа отечественных и зарубежных психологов в статье анализируются стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Авторы рассматривают различные стили воспитания (авторитарный, авторитетный, либеральный, индифферентный) и их влияние на развитие ключевых аспектов личности, таких как: самооценка, самостоятельность, социальная адаптация, эмоциональная стабильность, мотивация к обучению.

Ключевые слова: стиль родительского воспитания, развитие личности ребенка.

Согласно мнению многих психологов сегодня, ребенку, чтобы пережить сложности мира, необходима родительская поддержка в первую очередь. Вместе с тем, важно, чтобы любовь и нежность матери, строгость или контроль отца не становились главными препятствиями на пути ребенка к взрослой жизни и саморазвитию. Рядом с родителями ребенок находит незаменимую опору, при которой он может вырасти и стать самостоятельной личностью. Психолог Э. Фромм отмечал, что не каждая мать способна дать своему ребенку мед, хотя молоко она дает всем. Любовь родителей играет ключевую роль в развитии ребенка, помогая ему понимать мир, относиться к нему, преодолевать тревогу и проявлять эмоции.

Окружением ребенка, которое помогает ему в формировании личности, а также влияет на становление его будущей жизни, является одновременно и папа с мамой, и братья, и сестры, т. е. все члены этой семьи. Данные личности помогают ребенку в дальнейшем сформировать себя.

По мнению С. Н. Рябовой: «Семейная обстановка играет важнейшую роль в становлении ребенка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. Если ребенок растёт в тепле материнской и отцовской любви — это дает помощь и поддержку личности в становлении его будущего я. Учеными доказано, что трудности во взрослой жизни, недостаточно развитые и невоспитанные личности имели сложную трудную подростковую и детскую жизнь, что все, что происходит во взрослой жизни идет с детства» [4, с.311].

В текстах У. Бронфенбреннера утверждается, что негативные факторы обязательно повлияют на психологическое состояние ребенка. В своих исследованиях он обсуждает концепцию «возрастной сегрегации», которая описывает изменения, происходящие в современном поколении детей и молодежи. Они обнаруживают, что эти молодые индивиды сталкиваются с трудностями в поисках своего места в мире взрослых. Американские ученые описывают это явление как отчуждение, связывая его с тем, что ищут корни этого явления в семейных отношениях современной эпохи. Известный исследователь У. Бронфенбреннер отмечает следующие важные обстоятельства:

– «достаточное количество молодых мам осуществляют трудовую деятельность (в данном случае мамы и папы не только работают, но и одновременно с этим желают иметь свободное личное время, отсюда и следует, что большое количество времени ребенок проводит именно с нянями);

– огромное количество разводов и отсюда следуют увеличение количества неполных семей, в основном, растущих детей без участия отца;

– уровень современной жизни, упрощение сложностей, достижения ученых в виде ноутбуков, телевизоров, планшетов, телефонов, умных устройств, выделение в доме отдельных комнат для игр, для сна, для отдыха и т. д., соответственно искусственное отделение друг от друга» [1].

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод, что данные прогрессирующие явления играют отрицательную роль в становлении и развитии психического состояния дошкольника. Данное явление имеет ряд симптомов, к числу которого относится, безразличие, нежелание браться за дела, трудные и требующие времени, желания и настойчивости. Данное явление может иметь и тяжёлую форму, например, в неумении мыслить, быть целеустремленным и т. п.

В конце 1960-х годов Диана Баумринд представила новаторскую исследовательскую концепцию, касающуюся отношений между детьми и родителями. Семьи имеют свой уникальный стиль воспитания, который формируется через использование различных практик, таких как поощрения, наказания, проявления любви, установление границ, семейные обсуждения и учет потребностей ребенка. Классификация стилей воспитания возможна по разным критериям и играет важную роль в формировании взаимоотношений в семье. Был проведен анализ семейного воспитания, в результате чего были выделены четыре различных стиля их применения. Один из важных критериев оценки родительского поведения — это гибкость и жесткость подхода к контролю и удовлетворению потребностей ребенка. Начально были выделены три стиля, а позже был добавлен четвертый вариант подхода к воспитанию, который обозначает новый уровень взаимодействия родителей с детьми и социализацией их поведения.

Исследование О. А. Карабановой демонстрирует, что развитие личности детей напрямую связано с образцами общения в их семье. Психологи из разных стран пришли к выводу, что стиль воспитания оказывает значительное воздействие на формирование личностных качеств. Здесь приводятся конкретные примеры различных подходов к воспитанию детей и их воздействие на психологическое развитие наших детей, как это подмечено в исследованиях [3]. Рассмотрим стили воспитания родителей и их влияние на личность ребенка.

Авторитетный стиль. Родители являются для ребенка авторитетом — с них берут пример. В таких семьях царит демократия — при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Одна из главных черт такой семьи — гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

В тех семьях, где применяется авторитетный стиль воспитания, дети проявляют высокую уверенность в своих способностях и целях, что способствует формированию сильной силы воли, ответственности и целеустремленности у ребенка. Такие дети обычно являются дружелюбными и легко соответствуют социальным нормам. Высокий уровень самоконтроля и саморегуляции делает риск девиантного поведения в таких семьях минимальным [2].

Авторитарный стиль воспитания — это характерная черта для тех, кто напористо пытается воплотить свои желания в действии у ребенка. Здесь нет места нежности, доброте или заботе. Он сочетается с предпринятым произволом, командами, запретами, критикой и повышенным тоном репрессии, порождающими страх, стыд и вину. При таком подходе отношения строятся исключительно на принуждении и безоговорочном подчинении без уважения к чувствам и потребностям ребенка.

По мнению С. Н. Рябовой: «В зоне внимания родителей только их ценности, интересы, желания. Для взрослых ребёнок абсолютно глуп, беспомощен и безволен. Его основная задача — делать только то и только так, как скажут. Детская инициатива подавляется, родители полностью контролируют поведение. Важно, чтобы малыш был исполнительным и послушным, ведь взрослый лучше знает и плохого не посоветует» [4, с.314]. При проявлении активности ребенка и его недостаточном следовании инструкциям возникают ряд ограничений, которые могут привести к применению силы для исправления ситуации. Известно, что жесткий подход к воспитанию детей вызывает не только страх перед применением физического насилия, но и опасения относительно моральных психологических давлений.

Либеральный (снисходительный) был выделен чуть позже. Он характеризуется высокой степенью отзывчивости по отношению к чувствам и желаниям ребенка и отсутствием родительских требований. В либеральных семьях высоко ценятся свобода и самостоятельность, родители стараются не устанавливать рамок и, в основном, при возникновении детско-родительских конфликтов полагаются на рассуждения и объяснения. Ключевые признаки: эмоциональная связь родителя и ребенка, мягкость наказаний.

Подход к воспитанию, где родители придерживаются либеральных взглядов, привносит радость в жизнь детей, позволяет им стать самостоятельными и креативными личностями. Однако социальное окружение может стать вызовом, поскольку дети таких родителей имеют склонность к неуправляемому поведению и низкому уровню контроля над собой. Это может порождать конфликты в обществе и затруднять соответствие общественным нормам. В целом, такой стиль воспитания может привести к формированию творческих и инновационных способностей у ребенка, однако нужно быть готовыми к проблемам во взаимодействии с окружающими [4].

Индифферентный стиль является одним из самых негативных стилей воспитания, в котором отсутствует внимание к эмоциям и чувствам ребенка, а также отсутствует контроль со стороны родителей. Родителям не интересны увлечения своего ребенка, и они не проявляют к нему эмоциональную теплоту, при этом они особенно строги и требовательны к выполнению правил. Дети из таких семей наиболее подвержены опасности перейти к неправильному поведению и даже к совершению правонарушений. Прогнозировать поведение ребенка из этой семьи очень сложно — он может проявлять агрессию и импульсивность или быть тревожным и беспокойным.

Развитие детей определяется стилем воспитания, исследования это подтверждают. Возможно создать гармоничную личность даже при неблагоприятных условиях, так как на формирование личности влияют различные факторы, не только семейные.

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви, отцовской поддержки и заботы очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности, озлобленности, гиперактивности, проблем взаимоотношений, но и телесных психосоматических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими бы ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых оставила мать, они, подрастая, ищут мать (настоящую или идеальную) — самое дорогое, близкое и родное существо на свете.

Воспитание детей является ключевым элементом в формировании личности, который включает в себя различные взгляды на методы воспитания и методы воздействия на растущее поколение. Рассмотрение темы родительской заботы за ребенком и ее значения приводит к важным аспектам родительства. Каждый человек, становящийся или являющийся уже родителем, сталкивается с вопросами и проблемами в воспитании своего потомства. Родительская любовь и забота играют ключевую роль в формировании характера ребенка и определяют его дальнейшую жизнь.

Литература:

  1. Беляева Н. Г. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка // IN SITU. — 2016. — № 4. — C. 1–10.
  2. Боровкова М. Г., Николаева Л. А., Петрова Е. С., Разбирина Е. А., Исаева Н. Ю. Родители и дети: модели семейного воспитания // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 2. — С. 101–110.
  3. Карабанова О. А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 3(35). — С. 71–79
  4. Рябова С. Н. Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 311–314.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, взрослая жизнь, воспитание детей, стиль воспитания, формирование личности, ключевая роль, родительское воспитание, уровень контроля.


Похожие статьи

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Проблема одиночества в психологии

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Проблема исследования раннего развития детей

Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением, а также раскрывает позитивные и негативные стороны уси...

Особенности привязанности в контексте изучения ранних дезадаптивных когнитивных схем

Статья посвящена анализу исследований в области изучения дезадаптивных когнитивных схем в контексте детско-родительских отношений. Акцентируется внимание на значении детской модели привязанности на особенности когнитивной интерпретации в более поздне...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Исследование детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка по материалам методики «Рисунок семьи»

Статья посвящена проблеме исследования детско-родительских взаимоотношений и самоидентификации ребенка с помощью методики «Рисунок семьи». В статье предлагаются варианты интерпретации и рассматриваются основы психологического анализа результатов данн...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Похожие статьи

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Проблема одиночества в психологии

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Проблема исследования раннего развития детей

Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением, а также раскрывает позитивные и негативные стороны уси...

Особенности привязанности в контексте изучения ранних дезадаптивных когнитивных схем

Статья посвящена анализу исследований в области изучения дезадаптивных когнитивных схем в контексте детско-родительских отношений. Акцентируется внимание на значении детской модели привязанности на особенности когнитивной интерпретации в более поздне...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Исследование детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка по материалам методики «Рисунок семьи»

Статья посвящена проблеме исследования детско-родительских взаимоотношений и самоидентификации ребенка с помощью методики «Рисунок семьи». В статье предлагаются варианты интерпретации и рассматриваются основы психологического анализа результатов данн...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Задать вопрос