Успешное воспитание кадета, выполнение задач, стоящих перед довузовским общеобразовательным учреждением Министерства обороны Российской Федерации, во многом зависит от степени взаимодействия родителей (законных представителей) кадет с общеобразовательной организацией, от уровня педагогической культуры и характера деятельности родителей, поскольку семья является важнейшим институтом социализации личности ребенка, в которой главную воспитывающую роль играют родители. Согласно новой парадигме образования, родители являются не только участниками образовательных отношений, но и участниками образовательного процесса, представляя при этом интересы обучающихся.
Цель работы с родителями (законными представителями), на этапе становления классного коллектива, является создание единой образовательной среды через установление эффективного взаимодействия с семьей в целях социализации кадет.
Задачи заключаются в повышении педагогической культуры родителей; пополнении арсенала их знаний по конкретным вопросам воспитания; сплочении родительского коллектива; выработке коллективных решений и единых требований к воспитанию кадет; интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности кадет; пропаганде опыта успешного семейного воспитания; создании благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания в системе «воспитатель-родитель».
Содержание работы классного руководителя с родителями кадет, на этапе становления классного коллектива, состоит в следующем:
1) Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела);
3) Участие родителей в управлении (общеучилищный родительский комитет).
Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия училища и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
— со всеми родителями взвода в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
— с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «воспитатель-родитель».
Повышение психолого-педагогических знаний родителей: главной задачей современного общества является формирование педагогической культуры у родителей обучающихся. Педагогическое просвещение родителей — это форма сотрудничества педагогов образовательных организаций и родителей. Именно от семьи зависит нравственный потенциал семьи, который будет заложен в ребенке. Поэтому воспитание нравственности, достойного культурного уровня является важной задачей и образовательного учреждения.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: вцелях эффективной системы взаимодействия «воспитатель-родитель-воспитанник», повышения педагогической культуры родителей, училище применяет ряд мер, используя следующие формы работы с родителями (законными представителями):
Традиционными формами установления контакта педагогов с семьями кадет училища являются:
- Родительское собрание. Главное его предназначение — согласование, координация и интеграция усилий училища и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности кадета. Родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни взвода, ответственность за воспитание кадет.
- Родительская конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании кадет. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов.
- Консультации родителей — важным направлением работы классного руководителя является оказание консультативной помощи родителям. Одной из форм работы являются индивидуальные консультации.
Инновационными формами установления контакта педагогов с семьями кадет училища являются:
- Час вопросов и ответов проводится после опроса родителей или на родительском собрании по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании кадет и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания).
- Диспут-размышление по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт.
- Сетевое взаимодействие с родителями включает в себя использование средств ИКТ, Интернет ресурсы, социальные сети и т. д.. Использование ИКТ в образовательном процессе — это одно из современных направлений образования.
Методы работы с родителями (законными представителями). Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью кадета, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.
При этом классный руководитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование.
В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:
— предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы);
— оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях);
— итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).
В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):
1 блок. Изучение и сопровождение семьи (предварительная и оперативная диагностика) |
|
Социально-демографическая характеристика семьи: ·социально-демографический портрет семьи; ·организация и принципы семейного воспитания; ·взаимоотношения родителей со школой |
Сочинения и рисунки. Описание своего генеалогического древа. Сочинения родителей. Педагогические консилиумы. Психолого-педагогическое консультирование. Методика незаконченных предложений |
2 блок. Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика) |
|
Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования |
Анкеты для родителей. Беседы с родителями. Дискуссионные собрания |
3 блок. Информационно-просветительская работа с родителями (предварительная и оперативная диагностика) |
|
Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания |
Анкетирование и тестирование родителей. Наблюдение. Обсуждение педагогических ситуаций. Психолого-педагогическое консультирование. Тренинги, практикумы… |
4 блок. Внутриучилищный мониторинг (итоговая диагностика) |
|
Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы |
Наблюдение. Анкеты для родителей. Методика незаконченных предложений |
Участие родителей в управлении общеобразовательным учреждением. Огромную роль в сотрудничестве родителей кадет и классного руководителя играет родительский комитет взвода. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять во взводе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.
Воспитательная работа на этапе становления классного коллектива должна быть направлена на эффективное сотрудничество с родителями. Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы училища с родителями и исходя из запросов родителей взвода. В работе необходимо использовать диагностические методики изучения семей кадет: анкеты, сочинение — размышление, тесты. Также диагностические методики изучения мнения родителей: методики по выявлению уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива; опросник для родителей учащихся по вопросу анализа воспитательного процесса в классном и общешкольном коллективах глазами родителей обучающихся; личностный ориентационный опросник для родителей по определению уровня педагогических знаний и взглядов родителей на воспитанность.
Эффективность воспитания кадета зависит от того, насколько тесно взаимодействуют училище и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению кадет, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников — важное направление нашей деятельности.
Литература:
- Волкова, О. А. Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема / О. А. Волкова. // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 476–478.
- Дубровина И. В. Психологическое просвещение: от психологической грамотности к психологической культуре // [Электрон.ресурс] 2010 Дубровина И. В. О преподавании психологии в школе // Вопросы психологии. 2005
- Науменко Н. М., Педагогическое просвещение родителей как механизм формирования ответственного родительства. // Кант, 2017
- Никитина Е. Л. Повышение педагогической культуры родителей учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII Международной научно-практической конференции — Новосибирск: СибАК, 2012. — 37 с.