В статье рассматриваются актуальные проблемы привлечения физических лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил. Анализируются причины и условия, способствующие нарушению порядка привлечения физических лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил, а также предлагаются меры по их предупреждению и улучшению системы правоприменения.
Ключевые слова : административная ответственность, физические лица, правонарушения, таможенная сфера, правоприменение, законодательство, предупреждение правонарушений.
The article addresses current issues of bringing individuals to administrative responsibility for violating customs regulations. The reasons and conditions that contribute to the violation of the procedure for bringing individuals to administrative responsibility for violation customs regulations are analyzed, and measures are proposed to prevent them and improve the law enforcement system.
Keywords : administrative responsibility, individuals, violations, customs sphere, enforcement, legislation, violation prevention.
Сегодня каждое экономически развитое государство стремится занять первенство на мировом рынке, что определяет необходимость обращения внимания на должное обеспечение национальной экономической безопасности органами, наделенными полномочиями осуществления правоохранительной деятельности. [1] На современном этапе, в условиях санкционного давления, внешняя торговля товарами и услугами остается одним из основных факторов, оказывающих значительное влияние на экономическое развитие страны.
По данным официальной статистики ФТС в 2021 году объем внешней торговли составлял 786,6 млрд. долл. США, на импорт пришлось 293,5 млрд. долл. США, на экспорт — 493,09 млрд. долл. США. В 2022 году объем внешней торговли составил 850,5 млрд. долл. США, на импорт пришлось 259,08 млрд. долл. США, на экспорт — 591,4 млрд. долл. США. В 2023 году объем внешней торговли составил 710,2 млрд. долл. США, на импорт в РФ пришлось 285,1 млрд. долл. США, на экспорт пришлось 425,1 млрд. долл. США [2].
Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что объем внешней торговли существенно не уменьшился, поменялась только география торговли. И соответственно, уровень таможенного администрирования не должен снижаться. Сейчас особенно важно исключить «обоснованное» совершение административных правонарушений таможенных правил под предлогом того, что «легально» импортировать товар из США, Канады, ЕС и других иностранных государств, которые ввели санкции в отношении России, стало невозможно. Импортеру якобы приходится вынуждено нарушать таможенные правила, прикрываясь санкциями.
Тема исследования очень актуальна, так как проблематика привлечения лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил, а также выработка мер по предупреждению и пресечению административных правонарушений при перемещении товаров через таможенную границу играют важное значение в развитии нашего государства.
Пресечение нарушений таможенных правил на сегодняшний день приобрело особую актуальность, так как способствует предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации.
Все вышеизложенное обусловливает повышение значимости роли Федеральной таможенной службы (далее — ФТС России), наделение ее компетенцией, осуществления правоохранительной функции, сопряженной с контролем и надзором, в таможенном деле.
Во исполнение правоохранительной функции, Федеральной таможенной службе Российской Федерации определяются довольно широкие полномочия по предупреждению и пресечению административных правонарушений, совершаемых различными субъектами, перемещающими ценности через границу государства.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляются полномочия и компетенции отечественных таможенных органов в соответствии с принципами, определенными в вышеобозначенном нормативно-правовом акте, обязательном к исполнению странами-участниками ЕАЭС. Подразделения ФТС России вправе осуществлять административное производство дел по выявленным нарушениям правил таможенного законодательства, привлекать нарушителей к административной ответственности, обеспечивая условия своевременного перемещения товаров и других ценностей через границу государств членов ЕАЭС [3].
Объединенными усилиями стран ЕАЭС в настоящее время достигнуты определенные преимущества в упрощении товарооборота между странами. Тем самым обуславливается эффективное существование Таможенного Союза с действующими едиными правовыми нормами, регламентирующими перемещение товаров через границы государств-участников Союза, которые также направленны на создание единого международного законодательства, регламентирующего перемещение товаров различных категорий через таможенную границу ЕАЭС.
При этом, в предотвращении таможенных правонарушений задействованы нормы национальных законодательств, закрепляющих административную ответственность для физических, юридических и должностных лиц [4].
Несмотря на предпринятые усилия участниками ЕАЭС по упрощению перемещения товаров через границы государств, в том числе, модернизацией таможенного законодательства, нарушений таможенных правил, совершаемых физическими и юридическими лицами, не становится меньше. Более того, по данным статистических исследований правоохранительной деятельности подразделений ФТС России, отмечается тенденция роста правонарушений. [5]. Так, за 2021 году таможенными органами возбуждено 138 818 дел об административных правонарушениях (далее — дел об АП), из них, 52,4 % (72 730 дел) приходится на юридических лиц, 29 % (40 302 дела) — на физических лиц. В 2022 году возбуждено 146 936 дел об АП, из них 50,7 % (74 495 дел) на юридических лиц, 29,5 % (43 361 дело) — на физических лиц. В 2023 году возбуждено 156 104 дела об АП, из них 45,7 % (71 325 дел) на юридических лиц, 32 % (49 817 дел) — на физических лиц [4].
Наибольшее количество дел об АП возбуждается таможенными органами в связи с нарушениями, предусмотренными главой 16 КоАП РФ. Из них статьями с контрабандообразующим составам являются статьи 16.1, 16.2, 16.3, 16.4 КоАП РФ.
Количество нарушений таможенных правил, совершенных физическими лицами на протяжении нескольких лет, остается стабильно высоким.
Предметами АП в чаще всего являются валюта, алкогольная продукция, табачные изделия, продукция растительного происхождения, легковые автомобили, товары народного потребления, ювелирные изделия, одежда.
Административная ответственность физических лиц за правонарушения в таможенной сфере представляет собой довольно непростую проблему, требующую системного подхода к её решению. В процессе исследования были выявлены основные проблемы и противоречия, существующие в действующем законодательстве и практике его применения. Одной из существенных проблем является соблюдение таможенными органами прав лица при привлечении его к административной ответственности, в части предоставления им переводчика.
Около 20 % физических лиц, нарушающих таможенные правила при пересечении таможенной границы ЕАЭС в Международном аэропорту Шереметьево, являются иностранными гражданами. Указанная категория пассажиров подлежит административной ответственности на общих основаниях. Как правило, иностранный гражданин не может дать полные сведения о себе или свободно не владеет русским языком, на котором ведется производство по делу об административном правонарушении. В этой связи, лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право совершать все предусмотренные процессуальные действия на родном для лица языке, либо на другом языке, который может быть выбран лицом, а также пользоваться услугами переводчика. Таким образом при производстве по делу об АП в отношении иностранного лица должностное лицо таможенного поста обязано обеспечить наличие переводчика, который имеет подтвержденную квалификацию.
Действующим законодательством, устанавливающем требования к квалификации сотрудников таможенных органов, отдельных требований на обязательное знание иностранных языков не установлено. Однако в обязанности должностного лица таможенного поста входит обеспечение соблюдения прав иностранных граждан при проведении в отношении них таможенного контроля и при производстве дел об АП. Иностранному лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП, которое не владеет языком, на котором ведется производство по делу, должно быть обеспечено право совершать все предусмотренные процессуальные действия на родном для лица языке, либо на другом языке, который может быть выбран лицом, а также пользоваться услугами переводчика.
Как правило, поиск переводчика должностным лицом для совершения процессуальных действий сводится к формальности — поиску человека, имеющего официальное подтверждение статуса переводчика, формально диплом об окончании курсов. И то в большинстве своем это английский язык.
Однако с учетом того, что география административных правонарушений затрагивает такие страны, как Китай, Куба, Таиланд и т. д., должностные лица должны иметь возможность привлекать специалистов, владеющих «непопулярными» языками: китайским, испанским, тайским и т. д., в режиме реального времени.
Поиск квалифицированного переводчика, во первых, затягивает сроки производства дела об АП, а, во вторых, в ходе судебного разбирательства протокол будет возвращаться судом до тех пор, пока выявленные нарушения прав иностранного гражданина не будут устранены таможенным органом.
В целях исключения подобных ситуации, а также минимизации рисков неисполнения постановлений и решений судов по делам об АП считаем целесообразным создание «Единого государственного реестра судебных переводчиков», который будет включать исключительно специалистов, сдавших квалификационный экзамен с учетом специфики судопроизводства или иных специфик реализации деятельности государственными органами.
На законодательном уровне закрепить возможность привлечения указанных специалистов должностными лицами государственных органов при реализации их задач.
Предложение по созданию «Единого государственного реестр судебных переводчиков» ранее уже звучало по инициативе «Российской общественной инициативы» [7]. Представлялось, что такой реестр должен быть создан в электронной форме и доступен всем лицам, участвующим в административном расследовании и административном производстве.
Ведение реестра переводчиков и официальное подтверждение данного статуса способствовало бы повышению эффективности административного расследования и административного судебного процесса. Это может дать, с одной стороны, квалифицированную работу специалиста, а с другой стороны, поможет уменьшить процессуальные сроки и бумажную волокиту.
Но, к сожалению, данная инициатива не была оценена и поддержана общественностью, что в свою очередь не дает возможности в полной мере решить возникшую проблему.
Конечно, реализация данного проекта, безусловно, требует больших финансовых вливаний со стороны государства.
Однако вопрос о необходимости участия приводчика при проведении таможенного контроля в отношении иностранных граждан в административном расследовании и структуризации работы государственного органа с указанной категорией граждан, перемещающих товары через таможенную границу ЕАЭС, считаем актуальным и сейчас.
Еще одна проблема, которая возникает перед должностными лицами таможенных органов в ходе производства по делам об АП, вызвана отсутствием конкретных определений (т. е. проблема терминологии). На сегодняшний день нет четких критериев для отнесения/не отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС для «личных целей». Практически каждый раз должностное лицо таможенного органа стоит перед выбором отнесения/не отнесения товаров для личных целей. От принятого решения зависит размер административного штрафа и порядок дальнейшего таможенного оформления товаров.
Считаем целесообразным на международном уровне разработать и принять алгоритм отнесения товаров к товарам не для личных целей. Также необходимо учитывать результаты таможенного контроля, количество перемещаемых в настоящий момент товаров, его ассортимент, размерный ряд, функциональное, цели перемещения товаров.
В любом случае должны быть разработаны четкие критерии отнесения товаров к товарам не для личных целей, закрепленных на законодательном уровне. Это не позволит в дальнейшем оспаривать решение таможенного органа как по результатам таможенного контроля, так и постановления о назначении административного штрафа.
Ключевыми выводами является необходимость усовершенствования нормативно-правовой базы с целью устранения пробелов и противоречий, что позволит обеспечить более эффективное правоприменение и справедливое привлечение к ответственности.
Кроме того, особое внимание должно быть уделено превентивным мерам, направленным на снижение уровня правонарушений в таможенной сфере. Образовательные программы, информационные кампании и усиление контроля могут существенно повлиять на осведомленность граждан о правовых требованиях и их соблюдение. Важным аспектом является также повышение квалификации сотрудников таможенных органов, что повысит их способность эффективно выявлять и пресекать правонарушения.
Разработка эффективных механизмов взаимодействия между различными государственными органами и структурами является ещё одной важной задачей. Только комплексный подход, включающий координацию действий и обмен информацией, позволит достигнуть значительных успехов в предупреждении и пресечении правонарушений в таможенной сфере. Использование современных технологий и автоматизированных систем также может существенно повысить эффективность таможенного контроля и правоприменения.
Не менее важным является укрепление международного сотрудничества в данной области. Обмен опытом и совместные усилия на международном уровне помогут выработать эффективные стратегии борьбы с правонарушениями в таможенной сфере, учитывающие международные стандарты и лучшие практики.
В заключение следует отметить, что укрепление правовых гарантий защиты прав физических лиц при привлечении их к административной ответственности играет важную роль в обеспечении справедливого и объективного рассмотрения дел. Это способствует повышению доверия граждан к правовой системе и её институтам, что в конечном итоге способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.
Литература:
- Шашкина А. Н. Меры административной ответственности за нарушение таможенных правил // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 1. С. 76–82.
- Справочные аналитические материалы. Данные по таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации в разрезах товаров, стран, временных периодов [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба URL: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 01.06.2024).
- Мустафина С. А. К вопросу об административной ответственности должностного лица за нарушение таможенных правил // Пробелы в российском законодательстве. 2021. № 4. С. 252–253.
- Тутнов А. И. Особенности административной ответственности в сфере таможенных правоотношений в России: дис.... канд. юрид. наук. М., 2021
- Сидоров Е. И. Административная ответственность должностных лиц за правонарушения в области таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 76–81.
- Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-glavnogo-upravleniya-po-bor-be-s-kontrabandoj (дата обращения: 01.06.2024).
- «Российская общественная инициатива», Инициатива № 52Ф40603 [Электронный ресурс] // URL: https://www.roi.ru/40603 (обращения 01.06.2024).