Данная статья посвящена вопросу использования сказкотерапии для коррекции тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Исследованы проявления тревожности и факторы, способствующие её проявлению у детей старшего дошкольного возраста. Дана характеристика сказкотерапии, описаны возможности и преимущества метода «сказкотерапия» вкоррекционной работе со старшими дошкольниками с повышенным уровнем тревожности.
Ключевые слова : тревога, тревожность, факторы тревожности, сказка, сказкотерапия.
В современной психологии термины «тревога» и «тревожность» используются как синонимичные, хотя это далеко не в полной мере правильно: по определению тревога является реакций организма на ситуацию средовой неопределенности с ожидаемым неблагоприятным прогнозом развития событий [1,с.214] и как следствие тревога может быть мобилизующей и расслабляющей, а также — нести в себе дезорганизующее влияние, в то время как тревожность — это личностная черта, проявляющая себя в склонности чаще других испытывать состояние тревоги, т. е. реагировать избыточным мобилизационным напряжением на потенциально неугрожающие ситуации [2].
Понятно, что в психологии личности речь идет о тревожности как устойчивой личностной характеристике, которая, впрочем, изначально может иметь в себе те или иные устойчивые внешние дериваты, провоцирующие возникновение тревоги, а затем по различным причинам закрепляющие тревожность как внутриличностное образование. Необходимо также иметь ввиду, что тревога является универсальным феноменом, отражающим высокий уровень субъективного дискомфорта и в той или иной степени мешающим адаптации (но также — и мобилизующим). Иначе говоря тревога может иметь и внутренние источники, вызывающие дискомфорт (чаще всего — боль или нарушения соматического равновесия, проявляемые в различных формах недомогания), либо источники, имеющие «внешне-внутреннюю» природу и связанные с неудовлетворенностью основных витальных потребностей (чаще — в пище и воде), хотя переживание неудовлетворенности потребностей чаще сопряжено не с тревогой, а именно с напряжением потребности, т. е. как соматический фактор тревогу чаще всего вызывает именно то или иное присутствие болевого синдрома [3].
Чаще всего же тревога имеет внешние условия, а в привычных ситуациях жизнедеятельности человека тревога в подавляющем большинстве случаев имеет социальную природу. Другой ее особенностью является то, что фиксируясь как фоновое проявление, причины тревоги далеко не всегда осознаются, а если речь идет о тревожности (как свойстве личности) истинные причины тревоги фактически никогда не осознаются, т. к. по своей сути они являются глубоко вытесненными или глубоко трансформированными через более примитивные защиты, а вызвавшие текущие детерминанты тревоги чаще всего смещены, гротескны или гиперболизованы.
Таким образом причины тревожности, если они не несут в себе эндогенную природу (резидуальная органика, задержки развития, эпилепсия, шизофрения, черепно-мозговые травмы, сосудистые и вызванные другой этиологией поражения мозга), что в человеческой популяции представлено, в целом, нешироко, в подавляющем большинстве случаев вызваны социальными отношениями и в их истоках безусловно лежат те или иные особенности родительско-детских отношений.
При этом все детство изобилует множеством ситуаций, в которых могут легко появляться детские страхи и причины, вызывающие тревогу.
А. К. Дорожко и С. С. Савенышева [4] классифицируют страхи старших дошкольников на следующие группы: страхи архаические (стихий — огня воды, темноты); социальные страхи (нападения, врачей, уколов, войны и т. п.) и магические страхи (страшных снов, одиночества, сказочных и мистических персонажей). Особенностью старшего дошкольного возраста является появление страха смерти, возникающего в основном как следствие способности обобщения времени и пространства. Присутствующие ранее страхи резких звуков и незнакомых мест редуцируются или снижается интенсивность их переживаний, но усиливаются страхи перед воображаемыми ситуациями или явлениями. При этом, чем сильнее или длительнее воздействие переживаемого фактора страха, тем более пагубно его влияние на психику ребенка. На возникновение и закрепление у ребенка страхов также могут оказывать негативные влияния личностные особенности родителей и их реакции на стресс-фактор ребенка (например, реакция на чужую собаку), нарушение отношений (дистанция или чрезмерная близость с одним из родителей, гиперопека или инфантилизация ребенка и пр.), заражение ребенка страхами родителя, конфликтные отношения в семье и пр. При этом подверженность страхам у старших дошкольников существенно связана с полом: по результатам использования индекса тревожности девочки гораздо более (боле чем в 2 раза) подвержены страхам, чем мальчики (хотя «список» страхов детей старшего дошкольного возраста и у мальчиков и у девочек не отличается); характерна также и высокая полиморфность страхов у старших дошкольников (в среднем фиксируется до 7–8 и более страхов одновременно у одного ребенка) и переживание страхов носит острый эмоциональный характер; хотя дети часто (до трети выборки) и стесняются таких переживаний, но многие из них специально актуализируют «страшилки» в социальных контактах, что является психологической нормой развития, отражающей в первую очередь претензии на лидерство и уровень сформированности воображения [5].
(По другим же данным (см., например, И. С. Якиманская, 2017 [6]) число детей с высоким уровнем страха не высоко (около 20 %); у детей чаще доминируют социальные страхи, связанные с производимым ребенком сравнением с другими детьми (или страхом такого сравнения, которое может быть произведено воспитателями, родителями, другим взрослыми или другими детьми), и, при этом именно дети с заниженной самооценкой испытывают существенно большее количество подобных страхов).
В целом же среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного возраста чаще всего выделяют:
– внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;
– нарушения внутрисемейного взаимодействия, взаимодействия в рамках детского сада, а также взаимодействия со сверстниками;
– конфликт между потребностями ребенка и возможностями (или стремлением) их удовлетворения со стороны родителей, отсутствие безусловного родительского отношения к ребенку, несоответствие стиля воспитания индивидуальным особенностям ребенка;
– соматические нарушения (так, часто болеющие дети имеют более высокий уровень тревожности, что также обусловлено и социальными, и сугубо психологическими, и педагогическими условиями их жизни);
– сила и слабость нервной системы, темпераментальные характеристики, противоречивости требований воспитательной среды (родители и дошкольные учреждения, тренеры и наставники, и т. д.).
Как личностное образование тревожность ребенка (фактически независимо от возраста) сильно зависит от отношения к нему родителей, степени его принятия и их воспитательной позиции. Выделены личностные особенности родителей тревожных детей: наличие нарушений в когнитивной и эмоциональной сферах, авторитарность и непредсказуемость поведения, недовольство реальным образом ребенка, отсутствие тесных эмоциональных связей с ним, нарушение воспитательной парадигмы в виде симбиоза, авторитарной гиперсоциализации (гиперконтроля), формирования отношения по типу «маленький неудачник» и др. Однако, дефекты воспитательной позиции не обязательно и не всегда приводят к возникновению тревожности (или агрессии) у ребенка и по ряду причин могут иметь и не слишком выраженные психологические и педагогические последствия.
Обобщая большой объем литературы по причинам возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста В. С. Разгонова [7] все же приходит к выводу, что тревожность старших дошкольников чаще всего связана с наличием у них заниженной самооценки (а как самозащитное поведение — проявления агрессии, если она оказывается «доступной» конкретному ребенку, т. е. если у него не закрепились реакции обученной беспомощности на реализацию во вне тревожности). (Кроме того, по данным это же автора, наиболее часто способствующим явлением возникновения тревожности и агрессивности у детей в условиях ДОУ является эмоциональное выгорание педагогов.)
Таким образом, исходя из сказанного, можно также сделать вывод о том, что основными причинами, влияющими на возникновение тревожности у детей, являются природные и генетические факторы, но доминируют все же социальные факторы и среда, в которой воспитывается ребенок. При этом нельзя забывать, что фрустрирующие условия социальной среды могут вызывать не только тревогу, но и агрессию.
По мнению Шляпниковой Е. Ю., Е. Н. Скавычевой, одним из эффективных средств развития коммуникативных умений, эмоциональной сферы у старших дошкольников являются игра-драматизация. В игре-драматизации развивается эмоционально насыщенная, диалогическая речь, происходит активизация словаря ребенка [8, с.470]. Однако, для работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, используется также один из эффективных методов — сказкотерапия.
Сказкотерапия представляет собой способ развития эмоционального интеллекта через использование различных типов сказок: народных и авторских, классических и новых. В процессе сказкотерапии ребенок познает окружающий мир, воспринимает различные эмоции и находит свои пути решения проблемных ситуаций. В процессе сказкотерапии, дети широко используют свое воображение и креативные способности. Они идентифицируются с героями сказки, переживают их проблемы и радости, а также наблюдают за их решением. В результате, ребенок находит эффективные способы решения трудных ситуаций и развивает свои социальные навыки. Одним из главных преимуществ сказкотерапии является то, что данное метод обладает высокой эффективностью в развитии эмоционального интеллекта. Благодаря этому, сказкотерапия может быть использована в качестве дополнительного инструмента для развития ребенка. Метод, называемый сказкотерапией, который использует сказочный материал (сказки, легенды, мифы и т. д.) для диагностики, коррекции и развития.
Психологи хорошо знают сказочный жанр и ценят его за универсальный язык, который понятен во всем мире, независимо от национальности, культурной принадлежности, социального статуса и возраста. Сказки имеют широкую аудиторию, так как помогают понять окружающий мир и выразить мистические, религиозные и моральные установки. Познание мира и собственных возможностей часто аналогично путешествию по сказочному миру, полному находок и приключений. Сказочные истории передают жизненный опыт многих поколений и наполнены удивительными персонажами, тайной и волшебством.
В настоящее время сказкотерапия — это одно из наиболее востребованных направлений в психологии. Сказки, которые изначально были предназначены для развлечения и образования детей, теперь получили новое значение. Они являются эффективным инструментом в работе с психологическими проблемами у детей и даже взрослых. Важной особенностью сказки является ее способность передавать общечеловеческие архетипы. Именно это привлекает внимание психологов и психотерапевтов к анализу сказок. Как показывают исследования, знание и понимание архетипов сказок позволяют эффективно работать с психологическими проблемами у детей, в том числе и с проблемой тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
С целью коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста была разработана программа, для детей 6–7 лет, рассчитана на 25 занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятия 20 минут.
Одной из основных целей индивидуальных занятий является выбор и применение комплекса развивающих упражнений, направленных на снижение тревожности. Ребенок имеет возможность научиться распознавать и демонстрировать базовые эмоции (страх, удивление, злость, радость, грусть) при помощи мимики и пантомимы. На индивидуальных занятиях педагог может установить эмоциональный контакт с ребенком и активизировать контроль над качеством запоминания эмоций. Таким образом, индивидуальные занятия способствуют укреплению взаимодействия между педагогом и ребенком, что в конечном итоге дает положительный результат в коррекции тревожности.
Ниже приведем примерную структуру нескольких занятий.
Занятие 1.
– Приветствие
– Игра «Зеркало». (грусть)
Основная часть — Вход в сказку
– Сказка Мужик и Водяной
– Вопросы, обсуждение сказке
– Игра: «Мне грустно, когда…»
– Игра Раскрась ягодки
Игра Кто собрал грустные ягодки, а кто веселые?
– Игра Нарисуй грустное лицо
Заключительная часть
– Обсуждение того, что мы делали на занятии
– Прощание
Занятие 2
- Вводная часть
– Приветствие
– Посмотри на картинку и скажи какая это эмоция
– Игра Вау
- Основная часть.
– Эпизоды сказки Три Поросенка
– Вопросы по сказке
– Злой волк
– Упражнение улыбка
– Игра Покажи на картинке, девочку, которая злится,рада, грустит, удивлена
– Игра Найди сердитого зверя и обведи
– Игра Раскрась окошки
- Заключительная часть
– Обсуждение того, что мы делали на занятии
– Прощание
Занятие 3.
1. Вводная часть.
– Приветствие
2. Основная часть.
– Задание на восприятие графического изображения эмоций (радость, грусть, страх, злость, удивление)
– Физминутка
– Чтение сказки «Белка и Волк» Л. Н. Толстой
– Опрос какие эмоции испытывали данные герои и показать картинку с изображением эмоции (радость, грусть, страх, злость)
3. Заключительная часть.
– Обсуждение того, что мы делали на занятии
– Прощание
В игровой сказочной форме на занятиях происходило знакомство с репертуаром человеческих эмоций. В работе мы акцентировали внимание дошкольников на том, что каждая эмоция имеет свое место в нашей жизни.
Дети учились импровизировать на основе знакомых сказок, упражнялись в выразительности жестов, которые используются в процессе взаимодействия, и получали знания и представления о различных средствах выражения эмоций. Развивающие упражнения не только совершенствовали навыки распознавания и изображения эмоций графически, но и показывали детям, как использовать мимику и пантомимику для выражения эмоций. После прослушивания сказок, детям предлагалось ответить на вопрос или показать эмоцию, проявленную определенным персонажем, что способствовало развитию их эмпатии. Посредством сказки воспитанники учились прорабатывать тревожные переживания и негативные эмоции.
При описании процесса реализации нашей программы стоит отметить, что психолого-педагогический процесс результативен, когда при этом параллельно налажено взаимодействие между педагогами и родителями. Поэтому дополнительно нами были организованы и проведены консультации и мастер-классы по сказкотерапии с педагогами. Мы также познакомили с методом сказкотерапии и родителей дошкольников. Им были предложена для дополнительной работы с ребенком своеобразная совместно созданная «Копилка сказок». Таким образом, комплексное взаимодействие всех участников образовательного процесса положительно повлияло на развитие эмоциональной сферы ребенка. Главным критерием реализации данного принципа для нас стала удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, заметное снижение уровня тревоги и эмоциональной напряжённости.
Действительно, сказкотерапия служит эффективным средством коррекции тревожности, преодоления страхов и оптимизации эмоционального состояния дошкольников, использование сказки обеспечивает дошкольникам эффективное эмоциональное реагирование, способствует росту уверенности в себе.
Литература:
- Певнева А. Н., Ковальчук И. И. Особенности тревожности и агрессивного поведения детей дошкольного возраста. // Психологическое благополучие современного человека. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Отв. ред. С. А. Водяха. Екатеринбург. 2018. — 2018. С.213–218.
- Явгаева, Ю. М. Причины возникновения тревожности у дошкольников / Ю. М. Явгаева, Ю. А. Варицкий // Теория права и межгосударственных отношений. — 2022. — Т. 2, № 9(21). — С. 341–345.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер. 2017. 752 с.
- Дорожко А. К., Савенышева С. С. Проявления и факторы возникновения страхов у детей дошкольного возраста. // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2017.Т. 5.С.13–20.
- Исаева, О. О. Изучение взаимосвязи заикания дошкольников с уровнем тревожности, самооценкой и родительским отношением в отечественных и зарубежных источниках / О. О. Исаева // Актуальные проблемы образования в период детства: Материалы Всероссийской студенческой научно-методической конференции с международным участием, Нижний Тагил, 28 апреля 2022 года / Ответственный редактор Ю. В. Скоробогатова. — Нижний Тагил — Екатеринбург: [б.и.], Уральский государственный педагогический университет, 2023. — С. 60–64.
- Якиманская И. С. Психологические особенности социальных страхов и самооценки детей дошкольного возраста. // Комплексные исследования человека: психология. Материалы VII Сибирского психологического форума. 2017. — — Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. С.265–268.
- Разгонова В. С. Факторы, влияющие на тревожность современных детей дошкольного возраста. // Молодежная наука: тенденции развития. — 2018. № 2. С.33–39.
- Шляпникова Е. Ю. Скавычева Е. Н. Игра-драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью / Е. Ю. Шляпникова, Е. Н. Скавычева // Научный электронный журнал «Инновации. Наука. Образование. — Тольятти, 2020.− № 18.− 470 с.