Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием носочно-перчаточного и пальчикового театра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 25.10.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Касьянова, Ю. Д. Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием носочно-перчаточного и пальчикового театра / Ю. Д. Касьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 314-315. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118612/ (дата обращения: 07.11.2024).



В статье раскрывается актуальность взаимосвязи развития речи детей дошкольного возраста и театрализованной деятельности с использованием ручного и пальчикового театра.

Ключевые слова: игра, кукла, развитие речи, творчество.

Детство — пора удивительная, в ней все возможно, нужно лишь быть ребенком и иметь воображение. Ребенок от природы наделен яркими способностями и при помощи игры мы можем помочь ему их раскрыть. Ведь игра — наиболее естественный вид деятельности детей. Именно она дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить кругозор. А театр, один из наиболее доступных видов искусства, который способен развить художественно-эстетический вкус, речевые функции, артистические способности, поможет в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества.

Речь — одна из важнейших линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Театрализованная деятельность:

— Помогает усвоить богатство родного языка, его выразительных средств

— Появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

— Совершенствует артикуляционный аппарат

— Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

— Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

— Дети получают эмоциональный подъём

— Способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

— Позволяет формировать опыт социального поведения

— Стимулирует активную речь

Носочно-перчаточный театр

Вся суть носочно-перчаточного театра основывается на том, что ребенок играет роль персонажа, которого он создал сам (при помощи родителя, воспитателя, друга) и, играя, он учится передавать свои эмоции, развивать воображение, фантазию, активизировать речь, познавать воображение, фантазию, активизировать речь, познать новое, благодаря своему «помощнику». Благодаря театрализации с такими куклами, воспитываются многие положительные качества личности, такая игра является мощным инструментом открытия и шлифовки способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

Игры помогут развить речевую функцию: обогащение словарного запаса: образных выражений, эпитетов, сравнений, антонимов, и пр., заучивание стихотворений и скороговорок, учиться пересказывать и сочинять сказки, развивать диалогическую речь, усваивать содержание произведения, логику и последовательность событий. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характерам героев и их поступков, ребенок совершенствует свой артикуляторный аппарат, старается говорить четко и понятно для окружающих. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

Пальчиковый театр

Благодаря действиям с куколками на пальчиках формируются тонкие движения пальцев, их точная и скоординированная работа. Кроме того, подобная пальчиковая гимнастика стимулирует активизацию мышления и речевой активности, постепенно подготавливает руку к письму. В результате планомерной и систематической работы с детьми по развитию мелкой моторики с помощью пальчикового театра увеличивается объём и темп движений пальцев рук, исчезает двигательная неловкость, улучшается переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети учатся свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш. Обогащается и активизируется словарный запас детей. Ребенок не только запоминает новые слова, но и использует их в речи, развивается связная речь. Ребенок пересказывает большие отрывки текста, участвует в диалоге. Развивается звуковая культура речи. Пальчиковый театр дает уникальную возможность отрабатывать звуки с помощью ролей: можно порычать как тигр или помычать как корова. Так же происходит усвоение грамматического строя языка. Построение словосочетаний — сложный процесс. Ребенок должен уметь согласовывать слова в роде, числе, падеже, склонении. Пальчиковый театр позволяет закреплять грамматические навыки путем многократных повторений. Закрепляется знание художественной литературы.

Таким образом, театрализованная деятельность — это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Самое главное создать обширное, положительное эмоциональное поле в работе с детьми оно должно быть светлым, добрым, искренним. Глаза, жесты, мимика, интонация педагога должны выражать доброжелательность, радость от общения с детьми. Почаще хвалите детей, улыбайтесь им, смейтесь, шутите. Все это благотворно влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка и качество проделанной работы. А игры с таким театром будут способствовать снятию стрессообразующих факторов, раскрепощению детей, стимуляции их на всестороннее развитие и творческую активность.

Литература:

  1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду/ А. Е. Антипина. — Москва: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
  2. Буренина А. И., Родина М. И. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности «Кукляндия»/ М. И. Родина, А. И. Буренина. — Санкт-Петербург: Музыкальная палитра, 2008. — 109 с.
  3. Рахно М. О., Хусаинова Я. Ю. Домашний кукольный театр/ М. О. Рахно, Я. Ю. Хусаинова.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 215 с.
  4. Светлова, И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Е. Светлова. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 272с.
Основные термины (генерируются автоматически): пальчиковый театр, ребенок, окружающий мир, театрализованная деятельность, артикуляционный аппарат, игра, носочно-перчаточный театр, последовательность событий, родной язык, словарный запас.


Похожие статьи

Задать вопрос