Методы планирования себестоимости продукции как инструмент успешного функционирования предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 25.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Шенина, Ю. В. Методы планирования себестоимости продукции как инструмент успешного функционирования предприятия / Ю. В. Шенина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118620/ (дата обращения: 07.11.2024).



В статье представлены методы планирования себестоимости продукции коммерческого предприятия, выявлены достоинства и недостатки каждого способа, а также сделаны выводы о том, почему важно планировать себестоимость выпускаемой продукции.

Ключевые слова: себестоимость продукции, коммерческое предприятие, методы планирования себестоимости продукции, затраты на выпуск продукции.

Каждое коммерческое предприятие, выпускающее продукцию или оказывающее определенные услуги, всегда заинтересовано в том, чтобы его затраты окупались. Именно поэтому на этапе планирования затрат большое внимание уделяется себестоимости, так как именно этот показатель является базовым для расчета потенциальной прибыли. Поэтому крайне важно уделять внимание себестоимости, чтобы грамотно спланировать затраты грядущего периода.

Для того, чтобы упростить процесс планирования себестоимости, существуют определенные экономические методы. Раскроем суть каждого из существующих методов.

  1. Пофакторный метод планирования себестоимости. Суть данного метода проста: себестоимость продукции предыдущего отчетного периода выступает базовым показателем для планирования себестоимости последующего периода. Данный способ применяется, когда необходимо снизить объем затрат на предстоящий выпуск продукции. Также, данный метод позволяет оценить рентабельность инноваций, с помощью которых оптимизируются затраты предприятия.

Достоинства данного метода:

– простота в использовании;

– возможность снижения плановой себестоимости за счет наглядного представления статей затрат, из которых формируется продукция;

– возможность проведения сравнительного анализа с помощью сопоставления показателей себестоимости других отраслей или предприятий-дочек (если речь идет о группе компаний).

Недостатки данного метода:

– трудности в прогнозе цен на определенные статьи затрат;

– снижение спроса на продукцию, за счет чего предприятия может понести убытки.

  1. Метод бюджетирования. Данный метод подразумевает формирование сметы на каждую статью себестоимости продукции с их полнейшим экономическим обоснованием. Такой подход позволяет свести воедино затраты по отдельным подразделениям и по всему предприятию целиком.

Достоинства метода бюджетирования:

– наличие финансовых смет позволяет более углубленно проанализировать работу экономического субъекта;

– высокий уровень контроля над финансовыми потоками;

– финансовые сметы «дисциплинируют» бюджет компании, с помощью чего можно исключить непредвиденные траты и выйти за установленные рамки.

Недостатки метода:

– большой объем затрачиваемого времени на формирование смет — несмотря на наличие высокотехнологичного программного обеспечения, требуется строгий контроль над элементами затрат, что не текущий период времени, подвластно только человеку;

– вероятность регулярных корректировок — как правило, финансовые сметы не могут быть утверждены с первого раза, и требуют постоянного редактирования. Чаще всего, это связано с политикой оптимизации затрат, из-за чего приходится уменьшать или увеличивать определенные элементы себестоимости продукции. Данный процесс может затянуться на несколько недель, или же, месяцев — все зависит от масштабов деятельности компании.

– вероятность допущения технических ошибок в силу чрезмерно развернутого объема данных.

  1. Нормативный метод планирования себестоимости. Применяется, когда на предприятии действует принятая система утвержденных стандартов — норм. С помощью этого метода можно определить, насколько себестоимость в отчетном периоде отклонилась от установленных нормативов, и на этой основе выделить экономические факторы этого влияния и принять оптимальные управленческие решения. Использование такого метода часто применяется на крупных предприятиях, составляющих группу компаний.

Достоинства применения нормативного метода:

– данный метод не содержит трудных выборок и промежуточных документов, что дает возможность получить всю необходимую информацию о затратах, выходящих из самой системы учета, предоставляя сведения об отклонениях. В случае, когда финансовый аппарат коммерческого предприятия владеет информацией об отклонениях от установленных норм по причинам и виновникам, появляется возможность контролировать рабочие процессы всех подразделений, и указывать на показатели, которые не были соблюдены. Помимо этого, нормативные данные выступают хорошей базой для проведения экономического анализа, который позволяет скорректировать работу всех подразделений, определить качество использования материальных ресурсов.

– метод нормативного планирования затрат облегчают работу, касающуюся производственных процессов. Данный метод позволяет вести контроль над всеми производственными затратами, из которых формируется себестоимость продукции, и своевременно корректировать их;

– при помощи нормативного метода планирования себестоимости повышается скорость принятия управленческих решений. Единство системы оперативного производственного планирования и регулирования с нормативным методом дает максимальный эффект в снижении себестоимости продукции, обеспечении бесперебойности и ритмичности производства;

– нормативный метод позволяет получать информацию, требуемую для определения результатов работы производственных подразделений предприятия. Данная информация необходима, чтобы выяснить, какой вклад вносит в процесс создания продукции каждый цех, не осуществляется ли перерасход в части материальных ресурсов, и есть ли возможность перераспределениях материалов между подразделениями в целях избежания простоя запасов.

Недостатки применения нормативного метода учета затрат:

– в случае, если происходит несущественное изменение в части применяемых норм, их учитывают вместе с отклонениями;

– не каждое отклонение фиксируется документально — ведется их обобщенный учет без установления точных причин и виновных лиц;

– остатки незавершенного производства при изменении норм не пересчитываются, а все изменения и отклонения списываются на себестоимость;

– нормируются лишь прямые затраты нормативная калькуляция составляется только по ним.

Таким образом, коммерческое предприятие, в зависимости от специфики деятельности и объемов производства, может выбрать наиболее подходящий метод планирования себестоимости, учитывая все недостатки и достоинства.

Помимо основного выбранного метода планирования себестоимости, предприятие вправе использовать дополнительные способы снижения данного показателя. К числу таковых можно отнести:

– техническое обновление оборудования — за счет усовершенствования работы машинных комплексов, компания может сделать производственный процесс более экономичным, за счет использования меньшего количества энергии и материалов. Возможно, в первые месяцы нововведений разница будет не существенной, но по прошествии нескольких лет, разница в затратах может составить крупные суммы, без потери качества продукции;

– изменение корпоративной политики в части производственного персонала — замотивированный персонал всегда выполняет свою работу качественно и своевременно. Поэтому, для повышения трудовой эффективности, можно ввести систему квартальных премий, которые будут начисляться индивидуально, по результатам выполненной работы. Так, персонал будет допускать меньшее количество брака во время производства, что увеличит выпуск продукции, снизит уровень материальных потерь, и каждый сотрудник получит достойное вознаграждение;

– введение системы бережливого производства — данная система может быть применена как к материальным ресурсам, так и к временным, и трудозатратным. Трудно дать конкретные рекомендации в части этого аспекта, ведь все зависит от специфики деятельности организации. Однако, если озаботиться данным вопросом, можно снизить расходы на ряд издержек, что неизбежно приведет к снижению себестоимости.

Грамотное планирование себестоимости позволяет управлять затратами, своевременно предотвращать факторы, которые могут снизить окупаемость продукции, и увеличивать свои экономические выгоды.

Литература:

  1. Гумена, Т. И. Учёт продаж и анализ реализации продукции, товаров, работ и услуг: методический аспект / Т. И. Гумена. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 173–178. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81699/ (дата обращения: 23.06.2024).
  2. Кучина А. В. Планирование и прогнозирование затрат на предприятии // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2023. — № 10. — С. 23–29.
  3. Серёгин С. С., Кибенко В. А., Серёгина В. С. Аудит системы управленческого учёта. Теория и практика финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей. Сборник трудов II Национальной научно-практической конференции. под общ. ред. Е. П. Масюткина. Керчь, 2020. С. 744–753.
  4. Шеремет А. Д. Управление финансовыми результатами предприятий: учебное пособие. — Воронеж: ВГАУ, 2019. — 285 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческое предприятие, затрата, себестоимость продукции, нормативный метод, выпуск продукции, группа компаний, метод планирования себестоимости продукции, нормативный метод планирования себестоимости, отклонение, планирование себестоимости.


Ключевые слова

коммерческое предприятие, себестоимость продукции, методы планирования себестоимости продукции, затраты на выпуск продукции

Похожие статьи

Задать вопрос