В статье автор исследует проблемные вопросы, сопутствующие проведению расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей участниками ВЭД.
Ключевые слова: проблемы, таможенные платежи, уклонение.
Важность исследования проблемных вопросов, возникающих при проведении расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, обусловлена широким масштабом внешней экономической деятельности, то есть большой численностью участников ВЭД, а также значительной долей доходной части федерального бюджета, складывающейся из таможенных пошлин и платежей.
Сотрудники правоохранительных органов, в том числе и отделов дознания таможенных органов, выполняя свою непосредственную работу, регулярно на практике сталкиваются с недобросовестными участниками внешней экономической деятельности, которые стремятся всеми возможными способами сократить свои расходы, связанные с перемещением товаров через таможенную границу. Такими способами могут выступать недекларирование товаров (или части товаров), выявленное в различных единицах измерения, например в штуках или килограммах, а также недостоверное декларирование, связанное, например, с недостоверным и (или) неполным описанием товара. Данные преступления при установлении неуплаты таможенных платежей от двух миллионов рублей квалифицируются по ст. 194 УК РФ (Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица).
Исходя из сложившейся практики правоохранительных органов следует выделять следующие существенные проблемы, возникающих при проведении расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей участниками ВЭД, устранение которых приведет к оперативному определению наличия события преступления, а также исключит затягивание сроков проведения расследования:
— затруднения, связанные с верным определением субъекта преступления. В качестве субъекта преступления по ст. 194 УК РФ определяются и привлекаются к ответственности перевозчики, специалисты по таможенному оформлению, которыми выступают сотрудники таможенных представителей и декларантов, и другие физические лица, причастные к предоставлению услуг по сопровождению груза;
— расчет размера ущерба при уклонении от уплаты таможенных платежей. Для достоверного и точного определения размера неуплаченных таможенных платежей зачастую требуется заключение эксперта, проведение корректировки таможенной стоимости, акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей;
— отсутствие оперативного взаимодействия с должностными лицами отдела административных расследований. Сотрудниками отдела дознания не всегда или не в полной мере используется материал, собранный при административном расследовании. Зачастую параллельно с производством по уголовному делу об уклонении от уплаты таможенных платежей в отношении физических лиц может проводиться административное расследование, которое заключается в проведении таможенной проверки в отношении юридического лица;
— отсутствие единой позиции у таможенных органов и транспортной прокуратуры Российской Федерации. Данный фактор существенно затрудняет взаимодействие государственных правоохранительных органов, а также приводит к затягиванию сроков проведения расследования и (или) к нарушению прав лиц, привлекаемых к ответственности. Помимо этого, исследуемый фактор нередко становится причиной нарушения процессуальных действия при проведении расследования [1].
Несмотря на серьезный характер названных выше проблем, возникающих при проведении расследования преступлений, связанных с уклонения от уплаты таможенных платежей участниками ВЭД, правоохранительными органами, в том числе и дознанием таможенных органов, проводятся регулярные работы по устранению данных проблем. Это можно заметить при анализе показателей правоохранительной деятельности таможенных органов [2], которые мы сведем в таблице 1.
Таблица 1
Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов
Год |
Количество дел по ст. 194 УК РФ |
2023 |
285 |
2022 |
344 |
2021 |
349 |
Благодаря проведенному анализу, можно сделать вывод о том, что с каждым годом количество возбужденных дел по ст. 194 УК РФ сокращается. Это может быть связано с тем, что на данный момент дознание таможенных органов более тщательно исследует материалы административных расследований, благодаря которым проводится достоверный расчет неуплаченных таможенных платежей. Как мы видим из таблицы 1 размер неуплаченных таможенных платежей с каждым годом все реже достигает или превышает два миллиона рублей, что в свою очередь приводит к исключению состава по ст. 194 УК РФ. Также данные показатели можно объяснить и сложной экономической ситуацией в стране. На экономику страны сильно повлияли политические события, из-за которых многие декларанты и таможенные представители вынуждены замедлить или вовсе прекратить свою внешнеэкономическую деятельность. Для большей наглядности проиллюстрируем рассматриваемые показатели на рис. 1.
Рис. 1. Количество дел по ст. 194 УК РФ [2]
Благодаря рис. 1 мы в очередной раз убедились, что преступность по ст. 194 УК РФ с каждым годом падает. По сравнению с 2021 годом в 2022 году было возбуждено на 5 дел меньше, то есть на 2 % показатели по данной статье упали. По сравнению с 2022 годом в 2023 году было возбуждено на 59 дел, то сеть на 18 % показатели по рассматриваемой статье упали.
Таким образом, было установлено, что существует ряд проблем, препятствующих надлежащему расследованию преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей. Правоохранительным блоком таможенных органов проводится регулярный анализ показателей деятельности таможенных органов, которые отражаются на официальном сайте ФТС России. Благодаря данному анализу предпринимаются меры для устранения изученных проблем, среди которых можно выделить:
— улучшение взаимодействия между структурными подразделениями таможенных органов (между дознанием и отделом административных расследований);
— формирование единой позиции при расследовании преступлений у таможенных органов и у транспортной прокуратуры РФ;
— более точный расчет размера ущерба при уклонении от уплаты таможенных платежей, который достигается с помощью применения всех доступных мер (заключение эксперта, проведение корректировки таможенной стоимости, акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей);
— достоверное определение субъекта преступления за счет ведомственного контроля и надзора за материалами уголовных дел и результатами оперативно-розыскной деятельности.
Таким образом, было установлено, что рассмотренные проблемы поддаются минимизации и устранению путем тесного взаимодействия структурных подразделений таможенных органов, а также благодаря аккумулированию дознанием таможенных органов всех материалов по уголовному делу, которые могут брать свое начало еще при административном расследовании.
Литература:
1. Кравцов Д. В. Проблемы выявления уклонения от уплаты таможенных платежей // Вестник Академии права и управления. 2019. С. 34–35.
2. Официальный сайт ФТС России https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya.