В статье автор исследует особенности самоотношения подписчиц бьюти-блогеров.
Ключевые слова: самоотношение, подписчицы бьюти-блогеров.
В современной психологической науке понятие “самоотношение” не имеет единого определения. Для описания содержания данного термина в различных исследованиях включаются такие понятия, как самооценка, самоуважение, аутосимпатия, эмоциональное и когнитивное восприятие себя.
Однако, понятие самоотношение является одним из важнейших факторов в развитии и самореализации личности. Данное понятие введено психологом Н. И. Сарджвеладзе. Согласно его теории, самоотношение включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.
Когнитивный компонент заключается в представлении человека о самом себе и его оценивании своих возможностей и ценности, то есть в самооценке.
Эмоциональный компонент характеризуется отношением человека к самому себе: пренебрежением, отвращением либо любовью и уважением.
Конативный компонент заключается во внутренних действиях, которые человек готов совершать в отношении самого себя на основе когнитивных и эмоциональных компонентов.
Современная наука ориентируется на концепцию В. В. Столина и С. Р. Пантелеева, согласно которой самоотношение заключается в оценке личностных черт человека и его стремлении к самореализации, к деятельности, которая будет способствовать наилучшему проявлению себя в этом мире.
Таким образом, самоотношение представляет собой эмоционально-ценностное отношение к себе со структурой мотивов и потребностей [3, с. 12–16].
Бьюти-блогинг в настоящее время является одной из форм воздействия на идентичность и самоотношение. Внимание бьюти-блогеров прежде всего акцентируется на внешности, стиле, моде, красоте, уходе за собой и сохранении молодости. Бьюти-блоги представляют собой, как правило, онлайн-дневники, мастер-классы по макияжу на различных каналах и в соцсетях, уроки по подбору модной одежды и формированию собственного стиля.
Большинство бьюти-блогеров, а также их подписчиц являются женщинами в возрасте от 18 до 35 лет, хотя встречаются также и мужчины.
Бьюти-блогинг представляет собой субкультуру со своими ценностями, характеристиками и способами управления аудиторией. Они создают иллюзию открытого и доверительного общения, чем и привлекают значительную часть аудитории.
К особенностям бьюти-блогеров относится смелость самопрезентации и самопредъявления тысячам и миллионам подписчиков и незнакомой аудитории. Прежде в виртуальной реальности первостепенное значение играла анонимность. Особенностями настоящей интернет-среды являются нарциссизм, эффектное самопредъявление, а также получение выгоды от формирования собственного образа.
Очень часто, помимо роликов об уходе, моде и красоте, бьюти-блогеры выкладывают на своих каналах ролики или посты, в которых выражают свою позицию по вопросам отношений, здоровья, любви к себе, финансов, что оказывает определенное воздействие на мнение аудитории, подписанной на блогеров.
Бьюти-блогеры воспринимаются экспертами в вопросах красоты и здоровья, что позволяет им формировать у своих подписчиков идентичную позицию по данным вопросам, а также примерять на себе образы и идеалы, представленные бьюти-блогерами [4, с. 45–68].
В настоящее время в большинстве бьюти-блогов действуют каноны глянцевой культуры. Тело и в целом внешность в соответствии с канонами глянцевой культуры должно выглядеть идеальным и не иметь ни сантиметра несовершенства или шероховатости. На фотографиях тело должно быть подогнано под стандарт.
Любые проявления жизни и естественности, такие как пот, сопли, слезы, целлюлит и т. д. считаются недопустимыми и неприличными, могут встретить осуждение общественности [2, с. 226–234].
В отличие от рекламы, бьюти-блогеры воспринимаются как непредвзятые эксперты, поэтому их советы по вопросам стиля, красоты, моды, ухода пользуются популярностью. Подписчицы идентифицируют себя с теми, на кого подписаны, они прежде всего обращают внимание на приятную внешность и интересную подачу материала, а не на образование и экспертные навыки блогера.
Одной из причин, по которой бьюти-блоги пользуются популярностью среди своих подписчиц, является стремление к утверждению власти над собственным телом и желанием справиться с проблемами во внешности. Бьюти — блоги тем самым являются своего рода пособиями по исправлению природных данных, черт внешности, которые вызывают недовольство.
Бьюти-блогер воспринимается как профессионал, который знает, какие косметические средства и процедуры необходимы, чтобы произвести метаморфозы с собственной внешностью и добиться того идеального образа, обладателем которого является бьюти-блогер.
Макияж и правильно подобранный стиль являются инструментами самопрезентации и ассоциируются с управлением впечатлением, оказанным на других людей. С помощью одежды и макияжа женщины создают “социальное лицо”, которое помогает им чувствовать себя увереннее.
Информация, транслируемая бьюти-блогами, носит персонифицированный характер. Блогеры, тем самым, обращаются к своим подписчицам напрямую, оказывая влияние на их эмоциональное состояние и поведение, формирование определенных взглядов на вопросы, освещаемые в бьюти-блогах [1, с. 114–126].
Просматривая красивые материалы и отредактированные фотографии, размещаемые бьюти-блогерами на своих каналах, их подписчицы не всегда критически осмысливают преподносимую информацию, воспринимают жизнь и внешность бьюти-блогеров как идеал, к которому необходимо стремиться.
Контент бьюти-блогов устанавливает определенные стандарты, соответствие которым должно стать определенной целью. Очередной просмотр бьюти-блога может навести его подписчиц на мысли о несовершенстве собственного тела и необходимости сделать все возможное, чтобы исправить недостатки.
Можно предположить большую зависимость самооценки подписчиц бьюти-блогеров от соответствия их внешних данных стандартам красоты, транслируемым бьюти-блогами.
Бьюти-блоги транслируют жесткие требования по работе над собой и вкладу в самосовершенствование, особенно в плане внешности, тем самым призывая подписчиц бьюти-блогов к своего рода самобичеванию за несоответствие стандартам и идеалам глянцевой красоты и нежеланию под эти параметры подстраиваться.
В связи с данным фактом можно предположить, что подписчицы бьюти-блогеров относятся к себе с определенной критикой и стремлением больше походить на бьюти-блогера, на которого они подписаны.
Желание обладать идеальным телом и управлять своими природными данными мотивирует подписчиц бьюти-блогеров тратить определенное количество доходов и времени на косметические средства и процедуры.
В случае неудачи в моделировании собственной внешности подписчицы бьюти-блогеров могут испытывать разочарование в себе и в жизни в целом.
В настоящее время актуальной темой для психологического консультирования является повышения уровня самоотношения женщин с подобной проблематикой с помощью укрепления их самооценки путем формирования опор на другие сферы жизни, помимо внешности, где можно достичь успеха.
Литература:
- Брагина Я., Кочервей А., Нарьян С. Восприятие видеоблогов и потребительское поведение (на примере бьюти-блогов) // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017, № 4. — С. 114–126
- Вайнштейн О. В. Повесть о кровавой кутикуле: каноны и конфликты в бьюти-блогах // Шаги/Steps. 2015, № 2. — С. 226–234
- Дробышевская Н. Ю. Понятие самоотношения в современной психологии / Н. Ю. Дробышевская. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021. — С. 12–16. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/404/16722/ (дата обращения: 21.10.2024).
- Мартьянова Н. А., Рубцова М. В. Практики управления идентичностью бьюти-блогеров: мультимодальный подход к анализу депрофессионализации [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2015, № 1. — С. 45–68. — URL: https://st-hum.ru/content/martyanova-na-rubcova-mv-praktiki-upravleniya-identichnostyu-byuti-blogerov-multimodalnyy (дата обращения: 22.10.2024).