Статья посвящена отдельным проблемам прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Особое внимание в работе обращено на проблему правового регулирования учетно-регистрационной деятельности, сроков совершения определенных действий органами предварительного следствия и дознания. В статье также затрагивается статус прокурора как лица, производящего проверку регистрации сообщений о преступлениях.
Ключевые слова : прокурорский надзор, учетно-регистрационная деятельность, органы дознания, органы предварительного следствия.
Основания и порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях определяются Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 23 октября 2023 г. № 730 (далее — Приказ № 730) [1]. Из текста Приказа № 730 следует, что обязанностями прокурора служат: организация, обеспечение и осуществление постоянного надзора, с уделением особого внимания неукоснительности соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства. По этой причине следует тщательно анализировать такие аспекты деятельности правоохранительных органов, как: срок регистрации сообщения, порядок продления такого срока, компетенция следователей и дознавателей, достоверность документов и результатов проверок.
При проверке законности приема, регистрации и разрешении сообщений о преступления стоит оценивать правильность применения следователями и дознавателями норм материального и процессуального права, и, соответственно, законность средств воздействия на заявителя. К примеру, статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) [2] ограничивается перечень процессуальных (следственных) действий, которые могут быть реализованы в ходе доследственной проверке.
При сравнении положений статьи 37 УПК РФ и частей 1 и 4 статьи 144 УПК РФ можно выявить некоторую непоследовательность законодателя, выраженную в установлении обязанности произвести проверку регистрации, но при этом в отсутствии обязанности соответствующую регистрацию произвести.
На наш взгляд, данное положение объясняется тем, что регистрация выступает организационным элементом (что предопределяет ее нахождение за пределами уголовно-процессуального регулирования), однако именно она фиксирует факт наличия сообщения о преступлении. Представляется, что указанная обязанность (производить регистрацию) должна устанавливаться и определяться ведомственными и организационно-распорядительными актами органов предварительного расследования.
По мнению Д. В. Бичеева, значимой проблемой в рассматриваемой области выступает отсутствие указания на прокурора, как на субъекта, производящего проверку сообщения о преступлении. В обоснование своей позиции автор ссылается на положения статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — ФЗ «О прокуратуре РФ») [3], которая устанавливает общие правила принятия и рассмотрения поступивших в орган обращений [4, с. 62].
Позиция автора представляется нам неверной, на что указывает следующее:
Во-первых, сообщение о преступлении — это особый вид обращений, реализуемых исключительно в рамках уголовного процесса. На рассмотрение соответствующих сообщений уполномочены органы предварительного расследования, то есть те субъекты, которые могут реагировать на него должным образом (возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении уголовного дела). По этой причине поступившие в иные органы сообщения о преступлении перенаправляются.
Во-вторых, ранее прокурор в уголовном процессе был наделен правом возбуждать уголовное дело, однако в настоящее время полномочие исключено из процессуального статуса соответствующего участника.
В-третьих, положения статьи 10 ФЗ «О прокуратуре РФ» образуют связь с положениями 124 УПК РФ и Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [5]. Иными словами, безусловно, прокурор рассматривает обращения граждан, однако в пределах своей компетенции. Распространение на него положений статьи 144 УПК РФ не только бы приводило к подмене полномочий, но и существенным образом осложняло бы процессуальную деятельность, в том числе удлиняло ее сроки.
В научной среде также можно встретить положение о необходимости закрепления в тексте УПК РФ обязанности по направлению прокурору материалов и документов регистрации и учета в целях проверки соблюдения требований действующего законодательства [4, с. 63].
Указанную деятельность также сложно признать уголовно-процессуальной, во многом приведенная обязанность связана с аспектом взаимодействия органов Прокуратуры Российской Федерации и предварительного расследования между собой (организационные отношения).
Не менее значимым аспектом выступает и то, что текущее направление соответствующих документов в целях проведения нельзя признать целесообразным (надзирающим и поднадзорным органами будет совершаться множество дополнительных действий). В данном контексте нельзя оставить без внимания положения Приказ № 730, который обязывает прокурором производить проверки систематически — не реже одного раза в месяц (исключения составляют проверки органов системы Вооруженных Сил Российской Федерации при наличии сведений о нарушениях, в указанном случае прокуроры должны реагировать незамедлительно).
Прокурором также проверяется законность и обоснованность решений следователей и дознавателей об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждении уголовного дела.
Органы предварительного расследования в течение определенного периода времени, установленного уголовно-процессуальным законодательством, должны направить заявителю и прокурору постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в нем. При этом прокурор вправе истребовать такие решения.
Осуществляя данное полномочие, прокурор выносит постановление, которым может признать незаконным решение следователя и дознавателя. В ходе проверки прокурором оценивается не только формальная и содержательная (полнота и объективность доследственной проверки) составляющие возбуждения уголовного дела, но и процедура принятия решения (нередко трехсуточный срок проверки сообщений о преступлении не соблюдается). Пропуск установленного законом срока может быть вызван как объективными, так и субъективными причинами [6, с. 75].
Чтобы не допустить обвинения в умышленном укрывательстве преступлений должностные лица органов предварительного расследования вынуждены выносить постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. После чего прокурор отменяет постановление и возвращает дело, что позволяет следователю и дознавателю получить дополнительное время на проверку. Данный метод позволяет законным образом продлить крайне сжатые сроки [7, с. 34].
С одной стороны, представленное применение норм нельзя назвать верным, так как фактически механизмы и процедуры используются не по назначению, но в то же время и увеличение срока не представляется целесообразным по причине того, что следы преступления могут быть утрачены, а доследственная проверка характеризуется неотложностью.
Примечательно, что прокурор реализует разные полномочия по отношению к следователю и дознавателю, что обусловливает существование двух самостоятельных механизмов реагирования на незаконное или необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что учетно-регистрационная деятельность в силу своей специфики должна определяться не положениями УПК РФ, а ведомственными и организационно распорядительными актами, что, с одной стороны, усложняет прокурорский надзор, но, с другой, — позволяет учесть особенности функционирования органов предварительного расследования. По этой же причине полномочия прокурора при реализации соответствующего надзора не могут быть закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве.
Литература:
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 23 октября 2023 г. № 730 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия» // Законность. 2023. № 12.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 25.05.2024) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921; 2024. — № 23. — Ст. 3048.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 30.09.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472; 2024. — № 41. — Ст. 6059.
- Бичеев Д. В. Процессуальные полномочия прокурора за исполнением закона при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях // Проблемы экономики и юридической практики. 2014. № 3. С. 61–64.
- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 19. — Ст. 2060; 2023. — № 32 (Часть I). — Ст. 6212.
- Швефель Д. И. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: современное состояние и перспективы развития // Вестник экономики, управления и права. 2019. № 3. С. 71–83.
- Шарихин А. Е. Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовного дела: лекция. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2010. 44 с.