В статье автор исследует особенности воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Ключевые слова: воображение, дети, старший дошкольный возраст и младший школьный возраст.
Развитие воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста — актуальная проблема исследования как для психологов, так и для педагогов, занимающихся практической работой с детьми.
В настоящее время необходимо учитывать значимую роль воображения в развитии личности старших дошкольников и детей младшего школьного возраста. Это связано прежде всего с главной, общепринятой целью образования: «Формирование всесторонне развитой, гармоничной личности». Отсюда следует, что задачами современной системы образования являются не только повышение качества знаний, умений, навыков, но и развитие всех психических процессов, том числе и воображения детей на каждом этапе их становления.
Важную фазу в общем процессе становления человека как личности занимает именно старший дошкольный и младший школьный возраст. В этот период происходит интенсивное развитие ребёнка, формирование новых психических механизмов деятельности и поведения.
Проблеме развития воображения как психического процесса посвящено большое количество исследований отечественных психологов и педагогов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина и др.
В широком смысле слова воображение — это психический процесс, сущность которого заключается в создании нового в форме образа, представления или идеи. Воображение формируется на основе материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Построение и создание новых образов — главная функция воображения. Кроме этого, она является важнейшей человеческой способностью. Без воображения, создания новых образов и идей невозможно осуществление творческой деятельности.
Исследователь А. В. Брушлинский заметил трудности в интерпретации понятия «воображение». Ученый полагает, что «традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне — во всяком случае, в современной науке» [1, с. 18].
С. Л. Рубинштейн писал: «Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое». Кроме этого, исследователь заметил, что воображение — «отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов» [6, с. 534].
Также Л. С. Выготский справедливо заметил, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [2, с. 88].
Вследствие этого можно сделать вывод, что воображение — это особая форма психического процесса, занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Дошкольное детство — это время, когда психика ребенка наиболее сенситивна к проявлению фантазии и экспериментированию. Следовательно, именно на данном этапе развития ребенка следует уделять внимание формированию воображения.
Так, исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности — творческий [3, с. 203]. В связи с этим, ценность детского творчества важно видеть не только в результате деятельности, но и в самом процессе.
Творческое воображение у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста отличается значительной подвижностью образов, существованием нескольких вариантов решения задачи, индивидуально-оригинальным подходом. Оно сопровождается положительными эмоциями, обладает большой притягательной силой.
Рассмотрим взгляд на данный вопрос психолога В. С. Мухиной. Исследователь отмечает, что «в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети способны представлять различные ситуации. Благодаря игровой деятельности как ведущей в этот период воображение занимает важное место и в иных видах деятельности» [4, с. 188].
Проблема создания благоприятных условий для развития воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в наши дни приобретает все большее значение как в связи с усложнением общего образования, так и с осознанием, научным осмыслением роли и значения воображения в развитии ребенка.
Необходимо развивать в детях творческую активность, любознательность и инициативность. Особое место занимает использование похвалы как средства поощрения. Оно пробуждает веру в собственные силы даже у дошкольников и младших школьников с низким уровнем развития воображения, укрепляет их волю.
Создание на занятиях ситуации успеха является одним из приоритетных направлений при создании благоприятных условий для развития воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Таким образом, можно сказать, что воображение является одним из важнейших психических процессов человека. Особое внимание следует уделять развитию воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, так как именно данный период является сенситивным для развития данного психического процесса. В связи с этим, педагогам и психологам необходимо создавать благоприятные условия для развития воображения. Его значимыми особенностями у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста являются значительная подвижность образов, существование нескольких вариантов решения задачи, а также индивидуально-оригинальный подход.
Литература:
- Брушлинский, А. В. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения) / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. — М.: Наука, 1997. — С. 17–22.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // — СПб. — 2001. — с.123
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. — М.: — Политиздат, 1975. — 304 с.
- Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. — Москва: Академия, 2002. — 412 с.
- Петровский А. В. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 1998. — 705 с.