Статья посвящена основным перспективам осуществления инновационного прорыва в маркетинге. Произведен обзор научно-практических и теоретических сведений по данной проблеме, выявлены основные факторы, указывающие на неэффективное использование потенциала предприятий и сдерживающие их инновационное развитие. Представлена классификация традиционных и цифровых маркетинговых способов коммуникации как инновационного инструмента маркетинга. Актуальность исследования обусловлена бурными технологическими изменениями, динамичной внешней средой, информатизацией общества, диктующих необходимость модернизации всех систем на микро- и макроуровнях.
Ключевые слова: маркетинг, инновации, товар, продукт, потребитель, рынок
Инновационная активность маркетинговой деятельности является основополагающим фактором ее успешности. Это связано с практической реализацией и улучшением имеющихся инструментов, с помощью которых меняется дизайн производимой продукции, методы презентации товара и стратегия роста компаний. Выделим основные принципы внедрения маркетинговых инноваций:
- Адаптация к условиям рынка.
- Ориентация на перспективу стабильности и долгосрочного существования.
- Изучение природы потребления и желаний потребителей.
- Нацеливание на качественный конечный продукт [1].
В каждом конкретном случае цели маркетинговые инновации могут иметь различия. Некоторые компании внедряют инновации с целью уменьшения материальных затрат производственной деятельности. Определенные предприятия главной целью инновационного развития ставят создание новейшей технологии или продукции, производство которых повысит ее лидирующие позиции на рынке. Большинство из них определяют вектор развития в плане технологического прорыва, что позволит уменьшить отставание в определенных отраслях [3].
Маркетинговые инновации оказывают влияние на стратегическое планирование, меняя поведение компаний на рынке. Происходит трансформация теории выбора потребителей. Повышается уровень возможностей, которые руководители могут не рассматривать. Потребитель становится непосредственным участником рыночных преобразований, оказывая влияние на конечный продукт, предлагая производителю варианты лучшего удовлетворения потребностей. Это приводит к модернизации бизнес-системы и стратегии построения производства.
Несмотря на то, что инновационное развитие увеличивает ценность и стоимость продукции, данные новшества могут иметь негативное влияние на существование старой формы. Так как видоизменение определенной сферы ведет за собой риски невыполнения основной функции маркетинга, заключающейся в сохранении баланса между производством и новыми разработками, что позволяет повышать конкурентоспособность, оперативность, результативность рыночного самоопределения. Суть маркетинговых инноваций заключается в приложении особых усилий и времени на исследование идеи, ее продвижение и коммерческий результат. Данный процесс имеет многоуровневое строение, где организация воплощает новые замыслы в высококачественную продукцию, услугу, с целью конкурирования, роста и успешной деятельности в данной отрасли рынка. Этот вид маркетинга предполагает творческий подход к созданию идеи, для существенной и ощутимой разницы в сфере экономического роста [4].
Выделим основные принципы использования данных маркетинговых инноваций для менеджмента предприятий:
- Основой функционирования является повышение конкурентоспособности продуктов и услуг, повышение прибыльности на основании внедрения инноваций в производство.
- Деятельность предприятия в данном ключе требует гибкости в управлении, поскольку это необходимо в условиях динамичности внутренних процессов.
- Инновационное развитие требует от руководства создания необходимых условий для его реализации в технологическом плане.
- Необходимо учитывать динамично изменяющиеся условия хозяйственной деятельности.
- Инновационное развитие компаний требует создания собственного отдела по разработкам.
- Целью данного развития является повышение экономической выгоды в долгосрочной перспективе [2].
Карпова Т. П., Ананьева Л. Ю. описывают особенности внедрения маркетинговых инноваций следующим образом [1, 2]:
- Они могут иметь централизованный и децентрализованный уровень, либо иметь совмещенные функции. Это связано с факторами ценовой политики, компетентностью сотрудников и руководства и так далее.
- Они могут иметь инструментальный, прикладной и инфраструктурный характер. Это связано с особенностями программного обеспечения, ценностными ориентирами, ключевыми характеристиками.
В настоящий момент существует тенденция объединения множества вышеуказанных особенностей для выделения уникальных в управлении.
В состав инновационного развития маркетинга входит:
- Выпуск совершенного нового или улучшение качественных характеристик уже имеющегося продукта.
- Разработка новшеств в деле изготовления и обработки продукции на производстве.
- Изменение способов доставки.
- Повышение имиджа корпораций и повышение рыночного влияния.
- Повышение ценовой стоимости.
- Создание конкурентных преимуществ продуктов и услуг [4].
Обзор материалов периодической печати по теме исследования позволил констатировать основные детерминанты, указывающие на неэффективное использование потенциала предприятий [3, 4, 5]:
- Отсутствие систематизации проводимой инновационной политики, отсутствие четких приоритетов в постепенном развитии предприятий каждого региона в рамках экономического подъема страны в целом.
- Слабый уровень финансирования со стороны государства.
- Отсутствие у руководства компаний планов и стратегий внедрения инновационности в процесс работы.
- Слабое финансирование деятельности маркетологов, что приводит к приостановке работы над инновационными объектами.
- Недостаточная цифровая грамотность сотрудников, что требует повышения уровня образования в данном направлении.
В настоящее время во всем мире происходит цифровой прорыв, что также оказывает влияние на маркетинговую деятельность и нашло отражение в таком виде как диджитал маркетинг, который связан с установлением связи с клиентом посредством использования информационных средств. Успех цифровой модернизации зависит от применения новейших интеллектуальных технологий, а также понимания требований покупателей и сотрудников. Это формирует общий уклад бизнес-системы. Лидерская позиция на рынке теперь обозначена принятием точных решений о привлечении инвестиционного потенциала в технологичное обеспечение. Перечень традиционных и цифровых маркетинговых способов коммуникации представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Перечень традиционных и цифровых маркетинговых способов коммуникации [5]
Таким образом, грамотное использование маркетинговых способов с учетом современных тенденций социально-экономического развития и специфики деятельности хозяйствующих субъектов позволит обеспечить эффективность их функционирования.
Литература:
- Ананьева, Л. Ю. Маркетинговая инновационная деятельность // Образовательный портал «Справочник». — Дата написания статьи: 19.02.2019. — URL https://spravochnick.ru/marketing/marketingovaya_deyatelnost/marketingovaya_innovacionnaya_deyatelnost/ (дата обращения: 01.10.2023).
- Карпова, Т. П. Исследование процесса управления человеческим капиталом: технология развития процесса // Креативная экономика и социальные инновации. — 2020. — № 4 (33). — С.46–56.
- Комилов С. Д., Тошпулотов А. А. Мировой опыт развития государственных корпораций // Вестник Евразийской науки. 2020 № 1; [Электронный ресурс]; URL: https://esj.today/PDF/76ECVN120.pdf (дата обращения: 05.07.2021).
- Лихобабин, В. К. Инновации в области маркетинга и перспективы их развития / В. К. Лихобабин, Е. М. Карыгина. — Текст: непосредственный // Экономическая наука и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 91–95. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/94/5155/ (дата обращения: 01.10.2023).
- Полусмакова, Н. С. Тенденции и перспективы развития инновационного маркетинга / Н. С. Полусмакова, Н. А. Вихлянцева // Инновации. — 2019. — № 6(248). — С. 47–53. — DOI 10.26310/2071–3010.2019.248.6.007. — EDN IEVXKB.