В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особенностей маркетинга, возникающих проблем и путей их решения в условиях современной экономической ситуации в нашей стране. Обобщено влияние данного направления на принятие управленческих решений и повышение эффективности работы компаний.
Ключевые слова: конкурент, стратегия, среда, рынок, эксперимент
Инновация — это новейшие варианты повышения продуктивности и результативности процесса, за счет использования определенных приемов и методик [2, c. 96].
Переход к инновациям предполагает обеспечение улучшенного типа подготовки будущих специалистов в различных областях, создание новых идей и технологий. Реализация маркетинговой стратегии требует концентрации кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов, которые необходимо сосредоточить на приоритетных приемах эволюции науки и технологий. Инновация данного действия также обусловлена обеспечением компаний необходимым оборудованием, базой для экспериментов, что поможет расширить возможности и повысит привлекательность и конкурентоспособность выпускаемой продукции.
В настоящий момент во всем мире происходит модернизация бизнес-среды в условиях нестабильности рыночной системы. Это приводит к росту противоборства и насыщения рыночной системы схожими товарами и услугами. Чтобы выбиться на доминирующую позицию, предприятиям необходимо сосредоточить свое внимание на изменении маркетинговой стратегии при помощи инноваций. Это поможет им привлечь большее количество прибыли и инвестиций, расширить спектр услуг [1, c. 424].
Необходимо выделить 5 изменений, которые оказывают влияние на экономику при следовании маркетинговым инновациям:
- Внедрение новых технических средств, процессов обеспечения промышленности.
- Использование нового сырья.
- Выпуск на рыночную систему усовершенствованного ассортимента.
- Изменения материально-технического обеспечения.
- Выход на новые рыночные системы сбыта.
Концепция маркетинговых инноваций строится на исследовании рыночной системы и поисках конкурентоспособной маркетинговой стратегии. Этапы реализации маркетинговой инновации представлены на рис. 1
Как мы видим, наиболее важными для компаний шагами является выявление потребностей, угроз, положительных и слабых сторон существования. Основной целью маркетинговой стратегии является политика продвижения новшеств в рыночную систему. Поэтому важно проведение анализа конъюнктуры рынка, выработка сегментов рыночной системы, мониторинг спроса и построение модели поведения потребителей. Маркетинговая стратегия определяется позицией собственного изделия в рыночной системе. Управление корпорацией должно базироваться на исследованиях спроса на новое сырье, прогнозировании роста финансовой прибыли, изучении восприятия внедренной инновации в рыночную систему. Таким образом, происходит повышение репутации фирм, максимизация доли продаж. Данный процесс имеет непрерывное течение и в лучшем случае ведет к созданию экспериментальных отделов, которые выводят новые товары и мониторят рыночную систему сбыта.
Рис. 1. Этапы реализации маркетинговой инновации [3, c. 245]
По данным отечественных и зарубежных авторов, в настоящий момент существуют определенные проблемы при реализации маркетинговых инноваций. Они состоят в разработке действенных инструментов исследования рыночной системы и выявлении нераскрытых потребностей будущих покупателей, а также реализации комплексной маркетинговой стратегии и так далее. Поэтому выход российских предприятий на путь инновационного развития имеет много сложностей.
Несмотря на то, что наша страна стремится к внедрению собственных инноваций во все категории выпуска, степень развития данных технологий остается низкой. Это связано с преобладанием старых технических средств, высокой степенью износа оборудования и производственных фондов. Качество продукции и услуг снижается, что делает ее не рентабельной не только в рамках экспорта на внешний рынок, но и на внутренний. Отметим также, что, несмотря на санкции, большинство патентных разработок продаются в зарубежные страны, а не реализуются внутри нее. Это связано с отсутствием готовности компаний к внедрению инноваций в собственное изготовление. Большинство руководителей нацелены на получение быстрой прибыли в деле выживания. Это ведет к тому, что они стремительно отстают в деле конструирования и внедрения научно-технических достижений и патентов [5].
Решение данных сложностей поможет наладить менеджмент деятельности корпораций, их закрепление в рыночной системе в русле модернизированного становления. Это позволит им состязаться между собой и решать концептуальные вопросы маркетинговой стратегии. Задачи привнесения инноваций строятся на уменьшении первоначальной стоимости, расходов на доставку, повышении качеств сырья, совершенствовании структуры потребления [4, c. 8].
Таким образом, внедрение маркетинговых инноваций в маркетинговую стратегию является процессом внесения изменений в существующую экономическую и внутреннюю предпринимательскую среду. Через инновации это разрешает им переходить к положительным изменениям в маркетинговой стратегии, что поможет наладить конфликт между традиционными устоями и новыми типами продаж. Инновационная активность требует применения методики проектирования и прогнозирования, решения возникающих проблем, дизайна необходимых изменений. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о закономерности протекания данного процесса в рыночной системе.
Литература:
- Белоус, Е. С. Особенности инновационного маркетинга / Е. С. Белоус // Сборник материалов VIII Всероссийской, научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Россия молодая», Кемерово, 19–22 апреля 2016 года / Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева; Ответственный редактор О. В. Тайлаков. — Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, 2016. — С. 424. — EDN WKKLLP.
- Кудратова Л. А. Развитие инновационного менеджмента / Наука и образование сегодня. — 2019. — № 4 (39). — С. 96–97.
- Лебединцева, Е. С. Роль концепции инновационного маркетинга в условиях кризиса / Е. С. Лебединцева, Р. М. Минибаев // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2010. — Т. 130. — С. 243–248. — EDN NXRODJ.
- Молчанова С. М. Специфические особенности планирования деятельности отечественных предприятий// Актуальные проблемы экономики и управления. — 2018. — № 3(19). — c. 7–9. — url: https://elibrary.ru/item.asp?id=35643959.
- Суворова А. П., Гизатуллина Г. А. Использование потенциала научно-технического прогресса в обеспечении производственной безопасности как сферы экономической безопасности // European research: Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. 2019.