Спортивная профориентация на физкультурных занятиях в ДОУ через социальную адаптивность детей дошкольного возраста посредством технологии «Гость группы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 28.10.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Шеина, Л. И. Спортивная профориентация на физкультурных занятиях в ДОУ через социальную адаптивность детей дошкольного возраста посредством технологии «Гость группы» / Л. И. Шеина, О. В. Кириллова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 340-343. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118667/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье представлен опыт работы инструктора по физической культуре и педагога-психолога по созданию в ДОУ системы профориентационной работы к миру спортивных профессий через социальную адаптивность детей дошкольного возраста, посредством технологии «Гость группы».

Общество не стоит на месте, время меняет системы, жизненные ценности самого человека, но вопросы воспитания и образования являются не проходящими ценностями.

Профориентационная работа в ДОУ включает в себя множество компонентов, которые основаны на потребностях, способностях обучающихся, на мотивации, на интересах, представлениях, ценностных ориентирах, общении и деятельности [5].

Проблема ориентации на профессии сложна сама по себе, но особенно много вопросов возникает при подготовке обучающихся к ориентации на выбор спортивной профессии. Сегодня нужен не просто инструктор по физической культуре или учитель, а эрудированная компетентная личность, у которой развиты профессиональные и профориентационные компетенции, способность выявлять связи между знаниями и ситуациями, применять полученные профессиональные знания в соответствии с решаемыми профориентационными проблемами [1].

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, получение навыков общения, но и как знакомство дошкольников с жизнью современного общества.

Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей.

Задумавшись над социализацией детей в ДОУ, мы выбрали раннюю спортивную профориентацию детей, целью, которой стало формирование у ребёнка отношения к профессиональному миру спортивных профессий. Считаем, что профориентационная работа должна начинаться именно здесь.

Утро в детском саду начинается с весёлой зарядки. В течение дня проводим различные спортивно-оздоровительные мероприятия, в соответствии с планированием образовательных событий. На них воспитанники примеряют на себя роль инструктора по физкультуре, учителя, спортивного тренера, журналиста, спортивного врача и др. Устраиваем разнообразные встречи, совместные спортивные мероприятия с родителями, с ветеранами спорта, заслуженными тренерами, обсуждаем телепередачи о спорте и участие в воспитанников в соревнованиях разного уровня.

Мы уверены в том, не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных спортивных профессий, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте, и чем разнообразнее представления дошкольника о мире спортивных профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.

Работу начали ещё с младшей группы. С помощью родителей собрали фотоматериал «Где работает мама и папа» — рассматривали фото и искали знакомые атрибуты на спортивную тематику: «Моя мама — спортсменка», «Мой папа — футболист», а затем отправлялись в маленькое путешествие «Путешествие с Олимпийским Мишкой по профессиям мамы и папы», стараясь вызвать интерес у малышей к этим профессиям, и закрепили знания.

Продолжая работу в данном направлении по ознакомлению детей со спортивными профессиями, строили её в соответствии с возрастными особенностями. С детьми провели беседы «Я уже большой — могу спортом заниматься», «Я — спортсмен», «Что такое спорт?». А ещё, благодаря беседам, мы выяснили, что ребенок, который ведет здоровый образ жизни — не болеет, будет успешнее учиться в школе.

Считаем, что в формировании спортивной профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений о спорте для детей. Своей эмоциональностью, образностью, живостью книжка заражает детей энтузиазмом спорта: пробуждает интерес, уважение, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать. Дети с удовольствием слушали произведения А. Бах «Надо спортом заниматься», А. Барто «Зарядка», Заходер Б. «Гимнастика для головастика»: Сказка. Е. Канн «Наша зарядка», Э. Керра «О пользе спорта и физкультуры», В. Суслова «Про Юру и физкультуру», Успенский Э. «Седьмая профессия Маши Филиппенко».

Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. И самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно играть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных спортивных профессий (спортивного врача, тренера, педагога и т. д.) В игре «Едем на соревнования» совершенствуем знания детей о профессиях, заодно повторяем правила дорожного движения, учим выполнять свои замыслы, при попытках изобразить известные спортивные профессии. А например: в п/и «Скалолаз», кроме ориентира на профессию и развития координации движений, воспитываем выносливость, уверенность в себе и своих силах.

Вызвать интерес к жизни детского сада, установить тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми помогают разнообразные формы работы. Сближению детей, родителей и педагогов способствовала такая форма работы, как создание роли для родителей — «Гость группы». Родители беседовали с детьми о профессиях, проводили мастер-классы, играли в игры.

Гость группы — технология вовлечения родителей, известных в городе спортсменов, а также бывших выпускников детского сада, которые занимаются различными видами спорта, в образовательный процесс ДОУ, при котором взрослые являются носителями важной информации, практических умений, нужной для решения задач социализации ребенка.

Актуальность данной темы заключается в важности дошкольного возраста, как периода интенсивной социализации, которая является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

По мнению Н. П. Гришаевой, автора технологии «Технология эффективной социализации детей дошкольного возраста» социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми [3,4].

Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых. Вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определенные культурные ценности.

Формы проведения и их тематика разнообразны. Содержание, организация мероприятия, его форма выбираются с учётом возрастных особенностей обучающихся и решаемых общеобразовательных и воспитательных задач. Так, в рамках празднования «Дня Победы» была проведена игра «Зарница». Спортсмены — бывшие выпускники ДОУ, провели в детском саду «Урок здоровья», спортивный квест, в рамках «Дня здоровья». По плану проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия; спортивные акции «На зарядку становись!»; спортивные семейные праздники, тематические спортивные мероприятия: «Юный спортсмен», «Мой папа и я», «Мир спортивных профессий», «В гостях у Спортика», «Мир спортивных профессий» Кроме этого дети участвуют в муниципальных и региональных соревнованиях, сдают нормы ГТО.

Цуканов Иван, бывший выпускник ДОУ, футболист, провел игру «Футбол для всех», где дети имели возможность примерить на себя профессию спортсмена — футболиста, узнали о результативности его команды, рассмотрели медали и кубки.

Дети узнают новое о профессии, об окружающем мире, а главное — запоминают, т. к. это необычное занятие, его ведет новый человек, что вызывает интерес; активизирует внимание, память, дети учатся слушать, слышать, задавать вопросы; получают образец, наглядный пример социальной активности; испытывают гордость, что именно его родители ведут «занятие», что повышает самооценку ребенка.

Родители: повысился уровень компетенции родителей в вопросах ранней профориентации дошкольников, воспитания финансовой культуры, формирования основ технической грамотности. Появилась возможность увидеть своего ребенка в деятельности, оценить его способности. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться в социуме. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и надёжными помощниками.

Все спортивные профессии взаимосвязаны между собой, они приносят пользу не только спортсменам для достижения высоких результатов в спорте, но и обществу. Каждый человек может заниматься спортом, или хотя бы побывать в роли данной профессии в обыденной жизни.

Считаем, что при правильно выстроенной системе обучения детей ранней профориентации именно в области спорта и физкультуры, используя интересные формы и применяя инновационные методы, некоторые воспитанники захотят стать учителем физкультуры, тренером, спортсменом или спортивным врачом. И если даже, обучающиеся выберут профессию в другой сфере, то они будут иметь представления о мире профессий, которые имеют большую значимость в обществе и в мире спорт. Они получили возможность расширить и уточнить знания о спортивных профессиях, приобщиться к миру взрослых; улучшить свои физические качества: сильный, ловкий, выносливый… — а это путевка во взрослую жизнь.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что технология «Гость группы» оказывает положительное влияние на социальное развитие дошкольников, способствует ранней спортивной профориентации. Уверены, что нам удалось сформировать у детей эмоциональное отношение к профессиональному миру, что является непосредственной целью ранней спортивной профориентации дошкольников.

Литература:

  1. Астраханцева В. П. Ориентация школьников на профессию учителя физической культуры / В. П. Астраханцева // Ф. К. в школе, 1972, № 1.
  2. Багрова О. В. Введение в мир профессий / О. В. Багрова // Волгоград. Издательство «Учитель», 2009. 159 с.
  3. Гришаева. Н. П. Технологии социализации детей 3–7 лет дошкольного возраста. Система реализации, формы, сценарии/ Н. П. Гришаева // — М.: Просвещение, 2017 г. 161с.
  4. Гришаева Н. П. Технологии эффективной социализации в детском саду и в начальной школе /Н. П. Гришаева // — М.: Линка-пресс, 2019 -121с.
  5. Организация профориентационной работы в условиях ДОУ «Ребенок в мире профессий» (методические рекомендации). Томск ООО Вайар, 2022, 86с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, дошкольный возраст, детский сад, профориентационная работа, ранняя спортивная профориентация, родитель, социализация детей, спорт, спортивный врач.


Похожие статьи

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия

В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.

Конспект открытого комплексного занятия с детьми раннего возраста и их родителями «Прогулка по зимнему саду»

В статье представлен план-конспект комплексного развивающего занятия для детей раннего возраста и их родителей. Занятие проводится в игровой форме под музыкальное сопровождение. Все блоки занятия объединены общей тематикой.

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

В данной статье представлены материалы опыта работы учителей начальной ГБОУ № 558 по нравственному воспитанию и развитию учащихся средствами курса «Основы светской этики».

Похожие статьи

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия

В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.

Конспект открытого комплексного занятия с детьми раннего возраста и их родителями «Прогулка по зимнему саду»

В статье представлен план-конспект комплексного развивающего занятия для детей раннего возраста и их родителей. Занятие проводится в игровой форме под музыкальное сопровождение. Все блоки занятия объединены общей тематикой.

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

В данной статье представлены материалы опыта работы учителей начальной ГБОУ № 558 по нравственному воспитанию и развитию учащихся средствами курса «Основы светской этики».

Задать вопрос