Бестранспортная система разработки при открытых горных работах предполагает, что перемещение горной массы осуществляется без использования традиционного транспорта, а с применением экскаваторов. Математическое моделирование этой системы позволяет оптимизировать процессы добычи полезных ископаемых, снизить затраты и увеличить производительность карьера.
В статье приведено математическое моделирование бестранспортной системы разработки, которое может быть использована для решения практических задач.
Ключевые слова: вскрышной экскаватор, отвальный экскаватор, вторичный отвал, нижний уступ, первичный отвал, бестранспортная система разработки.
Разработка бестранспортных систем находит широкое применение в современных открытых горных работах благодаря своей эффективности и снижению затрат на транспортировку горных масс [1,2]. Однако для достижения успеха таких систем требуется совершенная оптимизация всех этапов работы. Математическое моделирование играет ключевую роль в этом процессе, позволяя спрогнозировать производительность, минимизировать затраты и повысить ее [3,4].
Эта система в зависимости от применяемой схемы экскавации подразделяется на:
– простую с непосредственной перевалкой породы в отвал вскрышным экскаватором;
– усложненную без подвалки пласта полезного ископаемого;
– усложненную с неполной подвалкой пласта полезного ископаемого;
– усложненную с полной подвалкой пласта полезного ископаемого.
Высота отрабатываемой вскрыши зависит от принятой схемы экскавации, типа и рабочих параметров экскаватора, мощности и угла падения пласта полезного ископаемого, устойчивости пород и конфигурации фронта горных работ [4–7]. Значения предельной высоты вскрышного уступа в зависимости от определяющих ее величин при различных схемах отработки и обоих видах вскрышных экскаваторов. Выражение затрат бестранспортной отработки вскрыши при существующем и намечаемом к выпуску оборудовании имеет вид.

где
Корреляционные связи, с одной стороны, между весом G и опрокидывающим моментом М, с другой —между реакцией опоры N c и М для вскрышных механических лопат имеют вид
При усложнённых бестранспортных системах разработки переэкскавация чаще всего устанавливается на нижнем уступе вторичного отвала (рис. 1). В нормальных условиях перевалке подлежит только часть породы первичного отвала. Для схемы без подвалки пласта полезного ископаемого эта часть первичного отвала составит
Рис. 1. Расчётная схема образования вторичного отвала при бестранспортной системе разработки
Высота вторичного отвала и его верхнего и нижнего уступов варьирует в зависимости от линейных параметров отвальных экскаваторов и устойчивости горных пород. Следовательно, при данной схеме разработки вторично можно перевалить объём, равный
где
Следует заметить, что ширина хода драглайна
Поскольку
где
Для схем отработки вскрыши драглайнами без подвалки пласта ископаемого и в случае работы вскрышных экскаваторов с частичной и полной подвалкой пласта выражение (2) сохраняет прежний вид. Коэффициенты
Соотношение между производительностью вскрышного и отвального экскаваторов должно быть равно коэффициенту переэкскавация
где
Коэффициенты


После подстановки выражений (3) и (2) получаем максимальный опрокидывающий момент отвального экскаватора (драглайна) как функцию высоты основного вскрышного уступа
С учётом полученного значения
где

Затраты на производство горных работ в случае выбора драглайнов из заданного ряда типоразмеров можно установить по выражению (1). При этом параметры вскрышного экскаватора должны удовлетворять условиям:
В этих условиях ограничения рабочих параметров отвальных экскаваторов имеют вид:

где
Суммарные затраты на вскрышные работы при усложнённой бестранспортной системе составят:
в случае первичной выемки вскрыши мехлопатами
в случае первичной выемки вскрыши драглайнами
Приведённая выше математическая модель охватывает вариант при усложнённых бестранспортных системах разработки переэкскавации вскрыши и в представленном виде могут быть использованы для решения практических задач и открытых горных работ.
Литература:
- Бахтияров А. С. Математическое моделирование в горном деле: Учебное пособие. М.: Изд-во МГТУ, 2005. — 327 с.
- Иванов В. Н. Теория и практика разработки мест рождения открытым способом. М.: Недра, 2001. — 468 с.
- Зенков М. В. Основы проектирования горных систем с использованием математических моделей. СПб.: Горный университет, 2008. — 412 с.
- Калинкин В. П., Николаев А. И. Методы оптимизации производственных процессов на карьерах. М.: Горна
- Петров К. И. Разработка бестранспортных систем и их оптимизация. Екатеринбург: У
- Лазарев П. А. Методические основы горных работ с применением математических моделей. М.: Академия, 2013. — 356 с.
- Сидоров Н. А., Беляков В. И. Моделирование систем управления и разработки месторождений. М.: Недра, 2015. — 310 с.