Воздушные перевозки беспилотными летательными аппаратами представляют собой инновационное направление в транспортной отрасли, которое активно развивается в последние годы. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) обладают рядом преимуществ перед традиционными видами транспорта, такими как самолеты и вертолеты. Они могут выполнять задачи быстрее, дешевле и эффективнее, что делает их привлекательным вариантом для различных секторов экономики.
Документы, регламентирующие деятельность БПЛА
Согласно «Федеральным правилам использования воздушного пространства РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, «беспилотный летательный аппарат» — это летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления. Законодательно БПЛА разделяются на три категории и два подвида в зависимости от веса и назначения коптера. Это следует из смысла Воздушного кодекса РФ.
Максимальная взлетная масса коптера имеет значение для определения особенностей правового режима, а также иное беспилотное воздушное судно (БВС)
Исходя из этого устанавливаются три группы:
1) до 150 г. — это БВС не подлежащие государственной регистрации или учету;
2) от 150 г. до 30 кг — подлежащие государственному учету. В эту категорию попадают как «бытовые» так и «коммерческие» квадрокоптеры;
3) от 30 кг и более — подлежащие государственной регистрации и в основном используются специализированными организациями, а также в армии.
Для эксплуатации БПЛА определено требование, где его владельцу придется получить сертификат летной годности. Такое требование содержит постановление Правительства. Новое правило касается только беспилотников весом более 30 кг. На последние две категории БВС распространяется действие специальных авиационных правил по использованию воздушного пространства.
Также, БВС могут различаться по их назначению:
1) военные БВС — использующиеся для выполнения боевых целей с соответствующим оснащением;
2) гражданские БВС — использующиеся в мирных целях не содержащие специальных «боевых» систем и вооружения.
БВС должны иметь приемоответчики, передающие данные об абсолютной высоте и работающие в соответствии с приложением 10 ИКАО (Международная организация гражданской авиации) и федеральными авиационными правилами, в это же время обмен информацией между внешним пилотом и органом управления воздушным движением по авиационной связи в воздушном пространстве, в котором БВС планирует выполнять полет, должен осуществляться с теми же уровнями надежности, непрерывности и целостности, как и во время полетов воздушных судов с пилотом на борту.
Если БВС соответствует требованиям сертификационного базиса то оно подлежит обязательной сертификации, в ходе которой выдается сертификат, а обязанность на прохождение сертификации возлагается на разработчика.
Рис. 1. Дрон DJI Matrice 600 Pro для доставки медикаментов и грузов первой необходимости
Так сертификационный базис гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента — совокупность требований, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.
Сегодня существует множество примеров успешного применения беспилотных летательных аппаратов в различных сферах деятельности. Например, они используются для доставки грузов, мониторинга окружающей среды, проведения научных исследований и спасательных операций. В будущем ожидается, что роль БПЛА будет только возрастать, и они станут неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Так недавно в Китае был успешно проведён первый полет нового коммерческого грузового беспилотного дрона HH-100 (рис.1)(рис.4). Двухмоторный БПЛА имеет максимальный взлетный вес 2 000 кг, имеет грузоподъемность до 700 кг и способен преодолевать расстояние 520 км со скоростью до 300 км/ч. Его основное применение — это логистика на коротких расстояниях, однако его также можно применять для предотвращения и тушения пожаров, доставки гуманитарной помощи, экстренной связи и разгона облаков. Китайская компания AVIC, создавшая беспилотного грузового гиганта, продолжает вести разработку еще трех беспилотных транспортных систем грузоподъемностью 2, 5 и 10 тонн.
Но не смотря на всё происходящее в организации воздушных перевозок Китая, в России тоже имеются БПЛА доставляющие грузы. Так «Почта России» (рис.3) в Заполярье обеспечивает доставку посылок в отдалённые районы, но пока только на региональном уровне и в 152 раза дороже, чем на регулярном пилотируемом рейсе, и дороже чартера в 43 раза, следует из доклада руководителя дирекции управления транспортом «Почты России».
Рис. 2. беспилотный вертолет SH-350
Однако использование беспилотных летательных аппаратов также сопряжено с определенными рисками и проблемами. В первую очередь, это вопросы безопасности и контроля. Необходимо обеспечить надежность и безопасность эксплуатации БПЛА, а также разработать соответствующие правила и нормативы для регулирования их использования.
Рис. 3. Двухмоторный грузовой беспилотник HH-100
Правила использования воздушного пространства
Для использования в воздушном пространстве БПЛА определяют четыре правила, а именно:
- Постановка квадрокоптера (БПЛА) на государственный учет, если только исключение для конкретного типа БВС не установлено законом, до начала выполнения им полетов должны быть нанесены учетные опознавательные знаки, имеющие в своем составе учетный номер беспилотного воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном Правилами государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов.
- Получение разрешения на использование воздушного пространства, так как БПЛА является материальным объектом в воздушном пространстве и его деятельность требует соблюдения особого порядка его использования. Разрешительным порядком является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства. Для получения разрешения подается сообщение о плане полета беспилотного воздушного судна независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет БВС. Исключением являются случаи визуального полета беспилотного воздушного судна.
- Квадрокоптер, как и указывалось выше, относится к воздушным судам. Летательные аппараты могут эксплуатироваться, согласно Воздушному кодексу, только при наличии соответствующего экипажа. В связи с этим использование БВС возможно только при наличии внешнего пилота, который контролирует полет и работу БВС. Стоит отметить, что при эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно.
- Соблюдение правил выполнения авиационных работ. К ним относятся фото-, видео-, киносъемки и другие способы дистанционного зондирования земли с помощью БВС.
В частности, физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами.
Заключение
Отсюда мы можем сказать, что при эксплуатации БПЛА для воздушных перевозок потребуется получение разрешения от:
1) центра ЕС ОрВД в любом случае;
2) органа местного самоуправления (органа исполнительной власти города федерального значения) при использовании воздушного пространства над конкретным населенным пунктом;
3) лица, в интересах которого установлена зона с особым статусом (ограничения) для полета над (в) такой зоной.
Эксплуатация БВС при отсутствии соответствующего разрешения может повлечь за собой привлечение к административной ответственности..
Таким образом, воздушные перевозки беспилотными летательными аппаратами являются перспективным направлением развития транспортной отрасли, которое имеет огромный потенциал для улучшения качества жизни и экономического роста. Однако для успешной реализации этого потенциала необходимо решить ряд технических, правовых и социальных вопросов, связанных с использованием БПЛА.
Рис. 4. Двухмоторный грузовой беспилотник HH-100
Литература:
- Квадрокоптеры (БПЛА, БВС): регистрация и использование [ https://sherkaly-adm.ru/news/media/2023/9/18/kvadrokopteryi-bpla-bvs-registratsiya-i-ispolzovanie/ ]
- Нормативно-правовая база использования беспилотных авиационных систем (Краснодар КубГАУ 2020) [ https://foresight.kubsau.ru/upload/iblock/d51/d512ce7d30a901b04a8fa50018300121.pdf ]