Тьюторское сопровождение, направленное на психолого-педагогическую адаптацию студентов-первокурсников колледжа заочной формы обучения, с применением дистанционных образовательных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 29.10.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Ирисова, А. М. Тьюторское сопровождение, направленное на психолого-педагогическую адаптацию студентов-первокурсников колледжа заочной формы обучения, с применением дистанционных образовательных технологий / А. М. Ирисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118720/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассмотрены возможности тьюторского сопровождения психолого-педагогической адаптации студентов-первокурсников колледжа заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Поступление в колледж на заочную форму обучения представляет собой важный этап жизни юношей и девушек. Он связан со значительными изменениями, затрагивающими различные аспекты жизни молодых людей. Студенту приходится адаптироваться к новым формам и методам обучения, повышенной степени ответственности и самостоятельности в освоении образовательного материала, устанавливать новые социальные связи с учителями и однокурсниками. Многим студентам на этом этапе предстоит научиться совмещать обучение с началом трудовой деятельности.

Одним из эффективных способов поддержки студентов-первокурсников на этом этапе является тьюторское сопровождение. Тьютор помогает студентам адаптироваться к новым требованиям, развить самоорганизацию, получить навыки установления межличностных отношений в новом коллективе.

Ключевые слова: студенты первокурсники колледжа, психолого-педагогическая адаптация, тьюторское сопровождение, тьютор, трудности психолого-педагогической адаптации, заочное образование с применением дистанционных образовательных технологий.

The article discusses the possibilities of tutor support for the psychological and pedagogical adaptation of first-year college students enrolled in distance learning. Entering a college as an external student is an important stage in the lives of young men and women. It is associated with significant changes affecting various aspects of young people's lives. The student has to adapt to new forms and methods of learning, an increased degree of responsibility and independence in mastering educational material, and establish new social ties with teachers and classmates. Many students at this stage have to learn how to combine their studies with the beginning of their career.

One of the effective ways to support first-year students at this stage is tutor support. A tutor helps students adapt to new requirements, develop self-organization skills and acquire the skills of establishing interpersonal relationships in a new team.

Keywords: first-year college students, psychological and pedagogical adaptation, tutorial support, tutor, difficulties of psychological and pedagogical adaptation, distance learning using distance educational technologies.

Последние годы мы наблюдаем повышенный спрос молодежи на получение средне специального образования в колледжах страны. Получение образования в колледже становится все более привлекательным по ряду причин:

– Колледжи предлагают широкий выбор специальностей и направлений подготовки для молодежи.

– Образовательный процесс в колледже направлен на приобретение практических навыков и компетенций, которые востребованы на рынке труда.

– Система средне специального образования имеет возможность быстро реагировать на изменения рынка труда и экономических ситуаций.

– Возможность совмещения образовательного процесса и работы.

– Получение профессии в сжатые сроки.

Таким образом, обучение в колледже предлагает молодым людям получить практико ориентированные знания, профессиональные навыки, востребованную профессию на рынке труда.

Поступив в колледж, студенты-первокурсники сталкиваются со значительными изменениями в жизни. Новые методы и формы преподавания, новые формы контроля и аттестаций, новый коллектив педагогов и однокурсников, возросшая степень возлагаемой ответственности за образовательный процесс и самоорганизацию. Все это может вызвать высокую степень тревожности и сложности в адаптации к учебному процессу.

Особенно сложно приходится студентам-первокурсникам заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Дистанционное образование требует большей самостоятельности и ответственности в обучении и контроле своей успеваемости, большей концентрации внимания и вовлеченности в образовательный процесс, развитой самодисциплины и самомотивации, умение выстраивать коммуникацию с педагогами и сокурсниками в условиях цифровой среды.

Это обуславливает актуальность тьюторского сопровождения психолого-педагогической адаптации студентов-первокурсников заочной формы обучения с применением дистанционных технологий.

Анализ научной литературы на тему тьюторского сопровождения помог определить тьюторское сопровождение как сопровождение студента в самоопределении, настройке личной мотивации, самоорганизации и социальной адаптации, а также помощь в решении образовательных проблем.

Тьютор помогает студентам адаптироваться к условиям новой учебной среды, сопровождает процессы становления навыков самоорганизации, самомотивации, саморегуляции в условиях получения образования в дистанционном формате.

Молодые люди поступив в колледж выстраивают новую стратегию получения образовательного и социального опыта, это шанс самопрезентовать себя в совершенно новом качестве отрываясь от школьного опыта взаимодействия с педагогами и ученическим коллективом.

Также юноши и девушки, избравшие путь получения средне-специального образования, как правило, отличаются большим стремлением к самостоятельности и психологической автономии, определились с профессией в которой хотят развиваться, настроены на самостоятельный заработок в большинстве случаев выбирая работу в сфере изучаемой профессии, таким образом подкрепляя изучаемую в колледже теорию — практикой. Все это стимулирует в студентах ощущение нового этапа взрослости, ответственности и подкрепляется новыми возможностями самореализации, самоактуализации и новыми горизонтами личностного развития и получения жизненного опыта.

Вместе с тем процесс адаптации для многих студентов-первокурсников колледжа — сложный период жизни.

В работах Ф. Б. Березина психолого-педагогическая адаптация определяется как соотнесение возможностей учебной среды и образовательным запросом и возможностями и особенностями обучающегося.

М. Р. Битянова считает, что процесс психолого-педагогической адаптации — это не только успешная реализация образовательных возможностей учебной среды студентом, но и устойчивая тенденция к дальнейшему психологическому, социальному и личностному развитию.

в рамках тьюторского сопровождения процесса адаптации студентов-первокурсников перед тьютором стоит несколько задач:

– адаптация студента к образовательному процессу колледжа;

– повышение психологической грамотности в области межличностных отношений, самопознания, совладания со стрессом;

– помощь в освоении и настройке рабочего процесса системы целеполагания в обучении;

– развитие профессионально важных качеств.

В качестве основных форматов тьюторского сопровождения дистанционного обучения в колледже предлагаются:

– Групповые тьюториалы — встречи с группой студентов в формате вебинара, в режиме реального времени с заранее анонсированной темы обсуждения или тренинга. На встрече тьютором создается безопасная, позитивная среда для самовыражения и эффективного использования времени тьюториала.

– Индивидуальные тьюториалы — встречи в формате вебинара на теме запроса инициированного студентов в адрес тьютора.

Программа тьюториалов направленных на психолого-педагогическую адаптацию студентов-первокурсников должна соответствовать следующим требованиям:

– Ориентация на потребности студентов. Тематика и материалы должны соответствовать возрастным особенностям и раскрывать механизмы преодоления сложностей возникающих во время адаптации к новой учебной среде.

– Поддержка и наставничество. Тьютор должен выступать в роли наставника, опоры на которую можно положиться в состояниях растерянности и стресса.

– Развитие навыков самоорганизации. Студентам дистанционного формата обучения необходимо научиться структурировать получаемую информацию, уметь распределять нагрузку, ориентироваться в дедлайнах и стратегиях подготовки к сессиям.

– Помощь в формировании позитивной внутригрупповой коммуникации. На дистанционном обучении достаточно сложно самим студентам выстроить коммуникацию в студенческой группе, но выстроенная позитивная коммуникация между студентами в группе положительно влияет на адаптацию и повышение академической успеваемости студентов, развивает навыки коммуникации, снижает стресс и тревожность, формирует положительное отношение к учебе. На тьюториалах важно транслировать важность поддержки и взаимопомощи, обмена опытом и знаниями внутри группы.

– Тьюториалы должны содержать в себе элементы тренинга и практических занятий, а также быть достаточно интерактивными для поддержания включенности студента в процесс тьюториала.

– Тьюториалы с момента знакомства тьютора с группой постепенно должны становиться ориентированными на индивидуальные потребности и особенности студентов, важно регулярно напоминать о возможности встречи в индивидуальном формате.

– В течении тьюториала и особенно в конце встречи важно предоставлять обратную связь студентам по выполненным заданиям, поощрять активное участие в тьюториале, подводить итоги встречи и помогать присваивать прогресс студентов в освоенной теме, а также собирать обратную связь от студентов на тему актуальности тематики проведенной встречи и полезности и применимости полученных знаний в повседневном учебном процессе.

Таким образом, тьюторское сопровождение студентов первокурсников колледжа может быть эффективным инструментом адаптации к новым формам и методам обучения. Оказать качественную поддержку в преодолении трудностей, способствует индивидуализации образовательного запроса и достижению образовательных целей, формирует профессиональную идентичность студента.

Литература:

  1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб. Речь, 2014. — 398с.
  2. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М.: ЭКСМО-пресс, 2010. — 410 с.
  3. Дубровина И. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / [И. В. Дубровина и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. [и др.]: Питер, 2004. — 588 с.
  4. Зарецкий М. Ф. Наставник и педагогика Текст. / М. Ф. Зарецкий. — Л., 1876–15 с.
  5. Зинченко А. П. Роль тьютора в системе дистанционного образования // Экономика и менеджмент: проблемы теории и практики. Жуковский: МИМ ЛИНК,2002.-Вып 6.-С. 203–214
  6. Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1. — С. 24.
  7. Пьянин В. С., Теория и технология сопровождения учащихся педагогом-наставником (тьютором) в образовательном учреждении. Методические рекомендации. — М.: УЦ «Перспектива», 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): заочная форма обучения, образовательный процесс, психолого-педагогическая адаптация, студент, учебная среда, колледж, дистанционное обучение, личностное развитие, образовательный запрос, обратная связь.


Ключевые слова

тьютор, тьюторское сопровождение, психолого-педагогическая адаптация, студенты первокурсники колледжа, трудности психолого-педагогической адаптации, заочное образование с применением дистанционных образовательных технологий

Похожие статьи

Задать вопрос