Самоопределение обучающихся 5–11-х классов посредством систематической реализации программы «Шаг в будущее» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 28.10.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Клепалов, А. В. Самоопределение обучающихся 5–11-х классов посредством систематической реализации программы «Шаг в будущее» / А. В. Клепалов, О. Ю. Перевозчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 325-328. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118737/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье описан опыт МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» о влиянии симпозиумов программы «Шаг в будущее…» на самоопределение обучающихся 5–11 классов. Этот системный опыт школы № 104 в подготовке потенциальных участников к требованиям Форума будет полезным для организаций, начинающих работу в рамках программы «Шаг в будущее. Авторы рассказывают о сформировавшейся системе организации работы исследовательского научного направления в МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска».

Ключевые слова: самоопределение, программа Шаг в будущее, координаторы программы, научные руководители, интеллектуально-социальное направление, технологии развития памяти и логики.

На протяжении многих лет проблема самоопределения обучающихся является актуальной в педагогической теории и практике.

В настоящее время вопросы, касающиеся самоопределения личности требуют новых педагогических решений. Особо остро стоит вопрос о поиске современных методов, форм и средств обучения, способствующих эффективному самоопределению школьников.

Сегодня традиционное образование дополняется новыми формами, стимулирующими личностную инициативу и выступающими в качестве движущей силы самоопределения учащегося.

Определенный опыт работы накоплен в Челябинске в МАОУ «СОШ № 104». Многие годы основной темой научно-методической работы педагогического коллектива был вопрос саморазвития и самоопределения личности обучающегося. [1]

В 1992 году, когда школа № 104 еще не обрела свое юридическое лицо, но уже начала работать в виде двух первых классов в садике-школе № 440, появились первые интересные предметы во внеурочной деятельности: «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач), «ТРПЛ» (технология развитой памяти и логики). Освоение этих предметов — первые шаги обучающихся МАОУ «СОШ № 104» к исследовательской, интеллектуальной деятельности в рамках Всероссийской программы «Шаг будущее», которая в 2022 году будет отмечать свое 30-летие.

Внеклассные занятия отличались разнообразием форм и приемов: игры, увлекательные конкурсы, театральные сценки, связанные с развитием воображения детей. Первоклассники впервые узнавали имена великих учителей ТРИЗа: Эдварда де Боно и его «приемам шести шляп», Тони Бьюзена с «картой памяти», таблицы Шульте. Дети овладевали методом моделирования «Маленький Человечек», приемом «Данетки», креативной рекламой и способами решения проблемных задач.

Через год в Челябинске была создана и начала реализовываться Челябинская молодежная интеллектуальная программа «Шаг в будущее» в рамках Всероссийской программы. Для обучающихся, открытой в этом же году школы № 104 ЮНЕСКО, участие в этой программе стало следующей ступенью на пути к самоопределению. Уже не только первоклассники, второклассники, но и вся школа принимала активное участие в мероприятиях и необычных уроках, которые развивали память и мышление. На занятиях ученики стали соревноваться в запоминании знаков числа π, осваивать приемы устранения противоречий, изучать материалы по ЖСТЛ (жизненной стратегии творческой личности). Директор школы Солодов В.Д, заместитель директора по научно — методической работе Кузнецова В. А. вместе с педагогическим коллективом поощряли и создавали систему подготовки творческой личности, замотивированной на научный, исследовательский поиск. Поэтому обучающиеся школы создавали первые исследовательские проекты, учились защищать их публично.

Приведем один пример: учился в нашей школе озорной непоседа Юра О. Оценки у него были средние, но однажды он заинтересовался возможностью провести исследование в области физики. В ходе работы над темой, у себя дома, на кухне, он создал целую лабораторию, и когда на школьной конференции он продемонстрировал свое изобретение, многие ученики школы тоже заинтересовались этой темой и подходили к нему за консультациями.

Увлеченный Юра стал меняться, улучшил успеваемость, а спустя несколько лет после успешной защиты своего исследования в городском конкурсе программы «Шаг в будущее», поступил в престижный ВУЗ, и в настоящее время работает главным инженером на промышленном предприятии.

Успешно развиваясь, программа «Шаг в будущее» объединила обучающихся разных школ г. Челябинска и Челябинской области, а школа 104 уже долгое время является базовой площадкой многих интеллектуальных конкурсов, проводимых для учеников нашего региона.

Коллективное фото участников очного этапа симпозиумов Программы «Шаг в будущее» от МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» на церемонии награждения в актовом зале ЮУрГУ, 2018 г.

Рис. 1. Коллективное фото участников очного этапа симпозиумов Программы «Шаг в будущее» от МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» на церемонии награждения в актовом зале ЮУрГУ, 2018 г.

Сегодня программа «Шаг в будущее» является одним из самых важных научно-социальных проектов для молодежи. Значимость программы неоднократна была отмечена на самом высоком правительственном уровне. В школе 104 ежегодно в симпозиумах Программы участвуют более 50 учеников, большинство из которых приглашаются на ежегодную церемонию награждения. [4]

Цель программы «Шаг в будущее» — воспитание особо перспективных молодых людей, способных создавать и внедрять научные новшества, современную технику и высокие технологии.

Программа «Шаг в будущее» — это место социального роста тех молодых людей, которые ищут себя в профессиях, работающих со знаниями, — в инженерной, естественнонаучной и социогуманитарной сферах.

Главное отличие программы «Шаг в будущее» от аналогичных проектов в России — осуществление многолетней и постоянной работы по научной подготовке молодежи, а не просто презентация ее достижений.

Огромную роль в реализации программы в г. Челябинске и Челябинской области играют ВУЗы:

 Южно-уральский государственный университет

 Челябинский государственный университет

 Челябинская государственная академия культуры и искусств

 Уральский государственный университет физкультуры и спорта

 Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Реализация программы «Шаг в будущее…» осуществляется при информационной поддержке ТРК «ЮУрГУ-ТВ». [4]

Педагогические возможности симпозиумов программы «Шаг в будущее», как средства самоопределения состоят в активизации субъектной позиции учеников, дополнении образования и углублении полученных знаний по предмету, стимулировании развития социальной активности, а также в эмоциональном обогащении жизни, выявлении и развитии творческих способностей, нацеленности на поддержку и мотивацию личностных достижений учащихся, развитии ориентации на ycпex (успешность в решении учебных задач, в практической деятельности), в коммуникации.

Мы считаем, что конкурсы достижений в образовательном процессе будут способствовать самоопределению обучающихся, если:

– осуществляется педагогическая поддержка процесса самоопределения в процессе конкурсной деятельности;

– создаются ситуации успеха, стимулирующие свободное и активное участие в конкурсах достижений;

– происходит включение учащихся в целенаправленную, систематичную конкурсную деятельность. [3]

Реализация симпозиумов программы «Шаг в будущее» в образовательном процессе ведет к изменению позиции учителя. Деятельность педагога в конкурсе отличается от деятельности педагога на уроке тем, что он превращается в сотворца, участник направления программы и его руководитель в процессе подготовки к конкурсам участвуют в совместной творческой деятельности, сотрудничают.

Этот феномен — специфическая форма организации образовательной деятельности ученика, которая нацелена на поддержку и мотивацию личностных достижений учащихся.

Несмотря на большое разнообразие мероприятий, на которых учащиеся могут продемонстрировать навыки научно-исследовательской, интеллектуальной деятельности, программа «Шаг в будущее» продолжает оставаться одним из важнейших шагов в самореализации учащихся.

По мнению выпускников школы № 104 — активных участников симпозиумов Программы, для успешного и эффективного участия в Форуме, необходим системный, поэтапный подход.

Первый этап — подготовительный . Включает в себя два возможных пути активизации позиции ученика:

– учащийся (часто за счет внешней мотивации) изъявляет желание участвовать в конкурсе и начинает подготовку, которая выражена в усиленном изучении отдельных вопросов, посвященных тому или иному симпозиуму;

– учащийся давно увлечен существующей проблемой, желание участвовать в конкурсе связано с внутренней мотивацией. В данном случае подготовка связана с систематизированием знаний, идей, наработанных ранее.

Второй этап — представление (презентация ). Представление себя, своей работы.

Третий этап — аналитический . Он связан с процессом анализа, систематизации полученных знаний о себе, своих достижениях, рефлексии. [2]

И в плане реализации этих этапов симпозиумы программы «Шаг в будущее» — многофункциональное явление, направленное на решение комплекса педагогических задач. Одна из таких наиболее важных задач, актуальная в первую очередь для старшеклассников — самореализация и самоопределение ученика в образовательном процессе.

Ученики МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» на церемонии открытия программы «Шаг в будущее», 2017 г.

Рис. 2. Ученики МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» на церемонии открытия программы «Шаг в будущее», 2017 г.

Благодаря программе «Шаг в будущее» многие учащиеся нашей школы нашли свой путь в профессию.

Литература:

  1. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы / О. С. Газман // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. — С. 221–256.
  2. Емельянцев, С. Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук / С. Л. Емельянцев. CП6, 1999. 22 с.
  3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-e изд. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  4. Программа XXVIII Южно-Уральский и Челябинский молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее — Созвездие НТТМ» Челябинск, 2020, с. 7–9
Основные термины (генерируются автоматически): челябинск, будущее, Шаг, образовательный процесс, программа, школа, активное участие, Всероссийская программа, интеллектуальная деятельность, педагогический коллектив.


Ключевые слова

самоопределение, программа Шаг в будущее, координаторы программы, научные руководители, интеллектуально-социальное направление, технологии развития памяти и логики

Похожие статьи

Квест-игра «Математический Бум» для обучающихся системы среднего профессионального образования: методика организации и проведения

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...

Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты

В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы

Один из современных способов организации познавательной деятельности до-школьников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания. Представлен опыт работы по организац...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Родительское собрание-концерт как фактор нравственного воспитания студентов

В данной статье рассматриваются особенности нравственного воспитания студентов, главная роль в данном вопросе отводится куратору. Представлено мероприятие, направленное на укрепление взаимоотношений между родителями и детьми, которое было апробирован...

Направленность работы с педагогическим коллективом на повышение качества образования в общеобразовательной школе

В статье указаны направления работы в педагогическом коллективе, которые помогают обмениваться опытом коллегам для повышения качества рабочего процесса. Как следствие этого увеличивается интерес к своей практике учителей школы. А, следовательно, повы...

Инновации в действии: опыт работы краевой инновационной площадки губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Похожие статьи

Квест-игра «Математический Бум» для обучающихся системы среднего профессионального образования: методика организации и проведения

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...

Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты

В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы

Один из современных способов организации познавательной деятельности до-школьников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания. Представлен опыт работы по организац...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Родительское собрание-концерт как фактор нравственного воспитания студентов

В данной статье рассматриваются особенности нравственного воспитания студентов, главная роль в данном вопросе отводится куратору. Представлено мероприятие, направленное на укрепление взаимоотношений между родителями и детьми, которое было апробирован...

Направленность работы с педагогическим коллективом на повышение качества образования в общеобразовательной школе

В статье указаны направления работы в педагогическом коллективе, которые помогают обмениваться опытом коллегам для повышения качества рабочего процесса. Как следствие этого увеличивается интерес к своей практике учителей школы. А, следовательно, повы...

Инновации в действии: опыт работы краевой инновационной площадки губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Задать вопрос