Формирование знаний основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 29.10.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Красавина, С. А. Формирование знаний основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста / С. А. Красавина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 328-330. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118746/ (дата обращения: 21.11.2024).



Пояснительная записка

Актуальность данной работы заключается в том, что противопожарная безопасность — одна из обязательных составляющих среды, в которой растет ребенок. Сохранить жизнь в разных непредвиденных ситуациях, самые распространенные среди них — это пожары, которые не редко возникают по вине человека и зачастую по вине детей, которые в силу своего любопытства и не знания степени опасности балуются с огнем, помогут только знания правил безопасности и умения правильного и безопасного поведения.

Когда мы говорим о детской безопасности, это означает защиту жизни и здоровья детей. Дети дошкольного возраста не только не могут принять правильное решение, столкнувшись с опасной ситуацией, но, как правило, они даже не способны ее распознать. Тем не менее, даже в этом возрасте дети должны быть хорошо осведомлены о потенциальных опасностях и о том, как их избежать, поскольку их здоровье и безопасность находятся под угрозой [3].

Правила безопасности следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях [1].

Первые шаги в обучении детей основам безопасности делаются в дошкольных образовательных учреждениях. В игровой форме мы моделируем детям возможные опасные ситуации и потом вместе с ребятами ищем возможные пути и варианты выхода из них. Дети сами предлагают свое решение, а мы, как воспитатели и педагоги, помогаем им из нескольких вариантов решений, выбрать один — самый правильный, безопасный и надёжный. При работе над данным развивающим пособием мы постарались дать детям всю необходимую информацию, чтобы они смогли избежать ситуаций, опасных для жизни [2].

Игровое развивающее пособие «Тайна волшебного пламени» по пожарной безопасности ориентировано на детей старшего дошкольного возраста. Это пособие направлено на формирование у детей элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности. Реализация этого развивающегося пособия осуществлялась через игровую деятельность, беседы, сюжетно-ролевые игры, инсценировки произведений.

Новизна методической разработки в том, что маленькие дети очень изобретательны! По количеству игр, придуманных за минуту, они превзойдут любого опытного современного артиста. К сожалению, не все детские игры безопасны. Любопытство и жажда свежих впечатлений могут привести к опасной шалости — игре с огнем. Поэтому очень важно с раннего возраста обучать детей искусству осторожного обращения с огнем, объяснять причины возникновения пожара и правила поведения в случае его возникновения.

Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с основами пожарной безопасности, а также создание условий для усвоения и закрепления представлений о правилах пожарной безопасности.

Перед нами стояли задачи:

  1. Уточнить, систематизировать и углубить знания дошкольников о правилах пожарной безопасности и формировать привычки их соблюдения.
  2. Привлечь внимание родителей к данному вопросу.
  3. Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

Ожидаемые результаты:

– повышение компетентности родителей по данному вопросу;

– создание игрового развивающего пособия по пожарной безопасности для детей дошкольного возраста «Тайна волшебного пламени»;

– повышение знаний дошкольников о средствах пожаротушения, о правильных действиях в случае обнаружения пожара, о правилах противопожарной безопасности.

Реализация данного развивающегося пособия осуществлялась через игровую деятельность, беседы, сюжетно-ролевые игры, инсценировки произведений. Пособие представляет собой альбом, состоящий из 12 ламинированных листов.

Пособие можно использовать:

– В ходе игровых образовательных ситуаций.

– В индивидуальной работе с детьми.

– В самостоятельной игровой деятельности детей (после освоения игровых правил и содержания игр).

Ежедневно дошкольники узнавали и запоминали новые аспекты безопасности в их повседневной жизни. За время работы над пособием мы познакомили ребят с литературными произведениями, стихами по теме. В группе была проведена инсценировка сказки «Кошкин дом» С. Я. Маршака, «Непослушная зайка», обыграна ситуация на тему «Безопасность дома». Так же с детьми были проведены беседы по темам «Как вести себя при пожаре», «Огонь добрый и злой», «Предметы пожаротушения». Дети с радостью принимали участие в различных игровых ситуациях. У ребят сформировалось правильное представление о правилах безопасного поведения дома, на улице и на природе.

В ходе реализации игрового развивающего пособия нами накоплен интересный наглядный материал по пожарной безопасности, с помощью которого дети закрепляют полученные знания по безопасному поведению в различных жизненных ситуациях. При необходимости его можно обновлять, заменяя листы.

Данное пособие могут использовать в работе воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования, оно может быть интересно для родителей.

На страницах пособия представлены различные задания

«Куда звонить в экстренных случаях?» — развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, зрительно-пространственной ориентировки. Ребенку необходимо стирающимися разноцветными маркерами соединить стрелочками номер и машину:

– «Горит — не горит», «Выбери то, что нужно пожарному», «Экипировка пожарного», «Пожарный щит», «Пожарная техника». Все элементы съёмные. Картинки выполнены из цветной ламинированной бумаги и прикреплены на колючую ленту, для удобного и самостоятельного пользования детьми:

– «Найди лишний предмет» — развитие зрительного восприятия, внимания. Детям предлагается рассмотреть изображенные на картинке предметы, назвать их, объяснить их назначение и найти лишний, закрыв его кружочком.

– «Собери картинки». Перед ребенком на столе лежат разрезные изображения. Предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целое изображение, путём прикладывания:

– «Найди пять отличий» — развитие умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия. Задача детей — внимательно рассмотреть иллюстративный материал, найти отличия на картинках. Если воспитанники испытывают затруднения с поиском, педагог помогает наводящими вопросами:

– представлена памятка для детей «Как вести себя при пожаре»:

Литература:

  1. Авдеева Н. Н. «Безопасность» С-Петербург, Детство-Пресс,2002.
  2. Белая К. Б. «Формирование основ безопасности у дошкольников»., Издательство: «Мозаика — Синтез», г. Москва,2014.
  3. Шорыгина Т. А. «Основы безопасности» — Издательство: «Сфера», г. Москва,2007.
Основные термины (генерируются автоматически): пожарная безопасность, ребенок, дошкольный возраст, игровое развивающее пособие, ситуация, безопасное поведение, волшебное пламя, игровая деятельность, инсценировка произведений, противопожарная безопасность.


Похожие статьи

Задать вопрос