В статье сообщается о том, что Российская Федерация как конституционно социальное государство в добровольном, инициативном порядке берёт на себя вопросы преодоления нарушения имущественных прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) и преодоления их последствий.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, ЧС, имущественные права граждан, нарушение имущественных и иных прав граждан Российской Федерации в условиях ЧС.
Особенности нарушения прав граждан, произошедших в мире и Российской Федерации
Чрезвычайные ситуации (ЧС) в любом государстве ведут к состоянию, при котором нарушаются права граждан данного государства. Данное положение относится равно и к Российской Федерации. При этом РФ как государство социальное закрепила данную правовую сущность в своей Конституции (Основном законе) [1], а значит РФ презюмирует собственную вину при нарушении прав граждан во время ЧС.
Поскольку государство не смогло дать гражданам и их имуществу должной защиты; такая без виновная государственная ответственность перед гражданином напрямую следует из рассмотренного выше Конституционного статуса РФ. Данный правовой статус предполагает государственную обязанность в отношении своих граждан по предоставлению им совокупности реального и правового:
— достойного и достаточно высокого качества жизни и материального жизненного уровня;
— защите их законных интересов и всей совокупности прав, включая права имущественные.
Обеспечение защиты имущественных прав граждан, пострадавших в результате ЧС в Российской Федерации
Для обеспечения данного им конституционного права граждане РФ, пострадавшие в процессе ЧС, российскими законодателями разрабатывалась строгая структура и продуманная система компенсационных принципов за подобные нарушения:
- На основании Правительственного постановления № 1928 от 28.12.2019 (далее Постановление Правительства РФ № 1928) государство не возмещает вред, принесённый имуществу гражданина от последствий ЧС, в полном объеме. Но возмещает причинённый им вред частично, в определённой доле [2].
- Добровольное обязательство РФ в отношении помощи пострадавших от ЧС гражданам определено лимитом (пределом), и данная помощь должна быть реализована на основании установленного законодательством регламента.
- Выплата компенсаций, которые предоставляются гражданам, не зависит от прочих возместительных форм, включая, например, выплаты по страховому возмещению получаемую гражданами РФ на основании договора о страховании имущества.
- Право граждан РФ на жилище также подтверждается Конституцией РФ [1, ст. 40], и утрата такового в процессе чрезвычайной ситуации является однозначным нарушением государством данного конституционного права. Таким образом, именно оно (государство), законно обоснованно предпринимает меры по восстановлению утраченного гражданами или пришедшего в негодность для дальнейшего проживания жилища. Для реализации на практике данного теоретического положения российским законодателем была скорректирована статья Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» (далее — ФЗ «О потребительском займе») [3]. Министерство Чрезвычайных Ситуации РФ (МЧС РФ) информирует граждан об этом праве и государственной гарантии от государства по отношению к лицам, пострадавшим от результатов ЧС [4].
Государством РФ выдаются гражданам, пострадавшим от ЧС специальные жилищные сертификаты [4]. Такие сертификаты предоставляются государством исключительно лицам, имущество которых пострадало от последствий ЧС [5]. Значит, жилищный сертификат;
— имеет индивидуализированный характер;
— может быть предоставлен исключительно лицам, нуждающимся в предоставлении нового жилого помещения;
— носит функцию компенсации за утраченное в результате ЧС имущество [6; с. 36–38].
Неправомерный отказ гражданину, пострадавшему от нарушения его имущественных прав
В случае отказа гражданину со стороны органов государственной исполнительной власти в предоставлении жилищного сертификата на основании положения о том, что до момента ЧС жилое помещение было признано аварийным, таковой отказ должен быть безоговорочно признан неправомерным.
В частности, неправомерность отказа в выдаче жилищного сертификата на основании того, что на территории не был введен режим ЧС, а лишь режим «повышенной готовности», подтвердил Пятый кассационный суд общей юрисдикции, поскольку фактические обстоятельства дела сообщали суду о том, что произошедший оползень разрушил жилое помещение, хотя формально данное происшествие не подпадало под режим ЧС и кассационный суд также был вынужден не согласиться с таким подходом и передал дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции [7]. В конечном счёте, дело было рассмотрено в интересах граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации.
Устранение неправомочных отказов органов исполнительной государственной власти гражданам РФ, пострадавшим от ЧС
Отмеченные выше неправомочные действия органов государственной власти в отношении лиц, пострадавших от ЧС могут совершаться как случайно, так и с умыслом [10, с. 21].
Поэтому в целях устранения таких неправомочных действий органов государственной власти в районах ЧС возможно даже создавать временные приемные Генерального прокурора Российской Федерации. Такой опыт в частности имел место в случае помощи пострадавшим в результате наводнения жителям г. Крымск в 2012 году [9, с. 90–98].
Также нарушение прав граждан в результате ЧС может касаться необходимости компенсации государством потери гражданами жизни либо ухудшения состояния здоровья. Для реализации такого положения о компенсации лицам, пострадавшим от ЧС практически применяется ч. 1 ст. 18 ФЗ «О чрезвычайных ситуациях», в которой закреплены порядок и величина компенсации, установленной государством [11, с. 39–48.].
Заключение и выводы
Завершая исследования по теме данной статьи, следует отметить, что любые ЧС могут нарушать имущественные права граждан РФ.
Поскольку РФ конституционно государство социальное, им предусмотрены некоторые системные нормативно-правовые акты, которые регулируют позиции о компенсациях гражданам, пострадавшим от ЧС. Указанные обременения берутся РФ на себя добровольно и инициативно. Гражданам, в частности, компенсируется потеря жилья; жизни родственников и потеря здоровья.
Однако нельзя не отметить и некоторые проблемы, которые связаны с формальным подходом некоторых органов исполнительной власти к вопросам рассмотренных выше компенсаций. Это обстоятельство может быть основанием для защиты гражданами своих имущественных прав в суде, в который граждане могут обращаться с соответствующими исковыми заявлениями, поскольку это право неотъемлемо для каждого гражданина Российской Федерации.
Не следует считать, что таковые обращения исключительны и редки, особенно в контексте всё более остро встающей в РФ проблемы важности регулирования в области права некоторых экологических ЧС, которые в свою очередь приводят к ухудшению состояния окружающей среды.
Данная проблема требует решения на законодательном уровне и принятия российским законодателем специального нормативно-правового акта.
Литература:
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. М.: Юридическая литература, 2024
- Постановление Правительства РФ от 28.12.2019 № 1928 (ред. от 02.03.2023) «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 1 (часть II), ст. 106
- Федеральный закон от 14.04.2023 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 6.1–1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» // Собрание законодательства РФ. 2023. № 16. Ст. 2771
- Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. № 561) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. № 10. 1995
- Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2014. № 6
- Божич А. А. Надзор за соблюдением прав граждан, пострадавших в результате наводнения // Законность. 2014. № 8. С. 36–38.
- Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.07.2021 N 88–5339/2021 [Электронный ресурс] // https://sudact.ru/ (Дата обращения 18.11.2023
- Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.05.2021 № 88–8544/2021 [Электронный ресурс] // https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=KSOJ008&n=28179#Xaz5gQUOeZWFDoJp (Дата обращения 18.11.2023)
- Маматказин И. Р. Социально-обеспечительные компенсационные выплаты и компенсационная функция права социального обеспечения: проблемы теории // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 6. С. 90–98.
- Конушкин В. В. Как защититься от стихии. О результатах прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Прокурор. 2012. № 4. С. 128–131
- Никулин А. А. Нормативно-правовая база создания и использования запасов материальных ресурсов в интересах гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций // Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях. 2020. № 7. С. 39–48.