Социально-психологический климат коллектива. Роль доверия. Проблема субъективизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 30.10.2024

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Самохвалова, Д. Д. Социально-психологический климат коллектива. Роль доверия. Проблема субъективизма / Д. Д. Самохвалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — URL: https://moluch.ru/archive/543/118765/ (дата обращения: 07.11.2024).



Основными задачами статьи является выяснение взаимосвязи доверительных отношений участников коллектива и конфликтных ситуаций, корреляции уровней СПК между собой, степени влияния субъективизма (мировоззренческая позиция, в той или иной степени игнорирующая объективный подход к действительности, не учитывающая законы общественной жизни, основанная лишь на внутренних ценностях и убеждениях индивидуума) на процессы урегулирования конфликтов.

Ключевые слова: социально-психологический климат, социально-психологическая оценка, конфликт, доверие, субъективизм.

The main objectives of the article are to determine the relationship between the trusting relationships of the participants of the collective and conflict situations, correlation of levels of SPK among themselves, degree of subjectivity (a worldview, to some extent ignoring an objective approach to reality, not taking into account the laws of public life, based only on the inner values and beliefs of the individual) to conflict resolution processes.

Keywords : socio-psychological climate, psychosocial evaluation, conflict, trust, subjectivism.

Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну.

Исороку Ямамото (4 апреля 1884–18 апреля 1943), маршал-адмирал Императорского военно-морского флота Японии

Введение.

Характеристика социально-психологического климата.

Формирование СПК представляет из себя две разные стороны. С одной — СПК труден при формировании, зато достаточно прост в поддержании уже сложившихся взаимоотношений. С другой — негативно сложившиеся на первых порах взаимосвязи тяжело поддаются дальнейшим изменениям в позитивное русло.

Уровни социально-психологического климата.

Первый уровень: статический. Состояние взаимоотношений, сформированных однажды — закрепляется и не претерпевает глобальных изменений в течение долгого периода. Возникающие трудности в деятельности коллектива успешно преодолеваются. Признан наиболее постоянным.

Второй уровень: динамический. Представляет собой психологическую атмосферу, которая подвергается периодическим кратковременным изменениям. Напрямую влияет на работоспособность.

Взаимосвязь уровней СПК.

Изменение статического уровня климата носит несколько глобальный характер, поэтому, ощущается членами коллектива психологически сильнее. К небольшим и быстротечным перестройкам на динамическом уровне приспособиться легче, но стоит помнить — изменения в психологической атмосфере могут всесторонне повлиять на статический уровень.

Доверие и конфликт. Взаимосвязь.

Наличие доверительных взаимоотношений стоит принимать во внимание не только на уровне социальной психологии — при контакте с нашими «ближними», но также, в ветках психологии управления и организационной психологии.

Компоненты доверия.

  1. Предсказуемость (представление субъекта о том, насколько хорошо тот осведомлён личностными качествами человека, по отношению к которому оценивается уровень доверия; насколько он способен предсказывать его поведение в ситуации неопределенности).
  2. Надежность (представление субъекта о том, способен ли другой человек на оказание помощи или поддержки в трудной ситуации).
  3. Единство (представление субъекта о наличии у него с другим человеком общих целей, принципов или мировоззрения).

Доверительное отношение участников коллектива друг к другу не причисляется к основным факторам, способствующим появлению конфликта, но может играть решающую роль в процессе урегулирования конфликтной ситуации.

Несмотря на то, что уровень доверия не имеет чёткого взаимодействия с вероятностью возникновения конфликта, он может оказать сильное воздействие на итог той или иной ситуации. В случае высокого уровня доверия между участниками конфликта, его завершение имеет большие шансы на получение мирного исхода. И напротив — вследствие отсутствия доверительных взаимоотношений, участники рискуют перейти в хроническую фазу конфликта и стать «заложниками» постоянного враждебного настроя. В это время, изначальная проблема останется нерешённой, либо усугубится.

Таким образом, справедливо сделать вывод, что степень доверия членов коллектива может повлиять не только на динамический уровень социально-психологического климата, но и на статический.

Проблема субъективизма в конфликтных ситуациях.

Субъективное восприятие конфликта со стороны каждого из участников приводит к затруднениям в нахождении компромисса и мирном разрешении ситуации.

В любой конфликтной ситуации присутствует субъективное восприятие произошедшего другим человеком. Каждый из участников, исходя из собственных внутренних ценностей и восприятия, видит свои поступки справедливыми. Субъективное восприятие (как личное, так и оппонента) не всегда соответствует действительности, но вне зависимости от этого, его необходимо учитывать.

Уровень искажения субъективного восприятия зависит от следующих факторов:

  1. Глубина конфликта.
  2. Продолжительность конфликта.
  3. Личностные качества каждого участника конфликта (зависимость проявляется в изменениях поведения и эмоций участников в ходе разговора; важна степень «накаленности» обстановки).

Таким образом, чем большее совпадение факторов прослеживается, тем больше искажается субъективное восприятие действительности.

Примеры, иллюстрирующие искажение субъективного восприятия действительности.

Каждый ученический коллектив представляет из себя людей, принадлежащих к разным социальным слоям, национальностям, обладающим индивидуальными поведенческими особенностями.

Пример:

Конфликт на основе межнациональной розни учащихся.

Большая часть учащихся класса «А», являлась представителями исключительно русской национальности, восточнославянской этнической группы. Единственная из учениц, относящаяся к корейцам, неоднократно подвергалась вербальному и эмоциональному «буллингу» (в переводе с английского «травля», «запугивание») со стороны остальных учеников.

Характеристика проблемы: ученики не были осведомлены о менталитете и традициях национальности, отличной от их собственной. Это привело класс «А» в заблуждение, стереотипизации и предвзятому отношению к ученице, что показывает лишь субъективное, не соответствующее действительности восприятие.

Более того, ситуация ухудшалась по мере продолжительности конфликта, что служило всё большему искажению действительности.

Показатели. Иллюстрируют поведенческий фактор, т. е., действия, прямо ведущие к возникновению конфликта.

В данном случае зафиксированы: оскорбления, несущие прямой, очевидный смысл сказанного.

Критерии. Конфликт может привести к личными обидам и предвзятому отношению в будущем; промежуточной ситуации — «холодный мир», и, наконец, положительным исходом — нейтрализации конфликта.

В данном случае зафиксированы: обиды большой длительности, возникшие на почве прямых конфликтов и столкновений внутренних ценностей участников.

Индикаторы. Делятся на вербальные — взгляд, мимика, язык тела, вегетативные реакции (рефлекторное напряжение мышц) и невербальные — интонация, громкость голоса.

В данном зафиксированы: вербальные — неодобрительные взгляды, попытки принять закрытую, «отстранённую» позу, в случае взаимодействия участников; невербальные — враждебность в интонации голоса, повышенная громкость голоса в ходе разговоров между участниками.

Анализ путей предотвращения и разрешения конфликтов.

Взаимосвязь руководителей и подчинённых.

Каждая из дорог к налаживанию положительных взаимоотношений в коллективе кроется в создании общих целей.

  1. «Круг сообщества». Является одной из наилучших форм урегулирования групповых конфликтов. Это профилактическое обсуждение, в котором варианты решения насущных проблем рассматриваются всеми участниками.

В последние несколько лет тенденцией являются «школьные службы примирения» — команды, состоящие из взрослых и обучающихся, целью которых является разрешение конфликтных ситуаций и правонарушений несовершеннолетних через переговоры.

  1. Учебно-разговорные мероприятия. Проведение разговорных занятий с учениками педагогом-психологом или хорошо подготовленным, имеющим соответствующее образование родителем. Занятия включают в себя проведение дискуссий с учениками в вопросах предполагаемого поведения в той или иной конфликтной ситуации; искусственное генерирование конфликтных ситуаций и разбор ошибок их решения в режиме реального времени.

Данный способ предусматривает усвоение учениками основных путей предотвращения и решения конфликтов самостоятельно.

  1. Внешкольные мероприятия. Некоторые мероприятия, зачастую, признаются наименее эффективным инструментом в вопросе профилактики конфликтов, по сравнению с остальными решениями, ибо их больший вклад осуществляется непосредственно в саморазвитие и расширение кругозора каждого ученика, а не в коммуникацию индивидуумов между собой. Тем не менее, данный способ может стать удачным дополнением к остальным инструментам.

Вывод.

Подходя к концу данного исследования, можно сделать вывод, что уровень доверия участников коллектива влияет на процесс и исход конфликтов. Выяснено, что уровни СПК могут оказывать сильное влияние друг на друга. Степень влияния субъективизма на процесс разрешения конфликта оказалась высокой и была признана одним из наиболее влияющих на исход конфликтных ситуаций факторов.

Литература:

  1. Алексеева, А. Ю. Южно-российский журнал, школьные технологии, 2007.
  2. Коновалов, А. Ю. Научно-методический журнал, школьные технологии, 2013.
  3. Купрейченко, А. Б. Психология доверия и недоверия, 2008. — С. 225.
  4. Панфилова, А. П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе: учеб. пособие для студентов, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологический климат, конфликтная ситуация, представление субъекта, субъективное восприятие, SPK, динамический уровень, доверительное отношение участников коллектива, предвзятое отношение, психологическая атмосфера, субъективное восприятие действительности.


Похожие статьи

Задать вопрос