Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел, связанных с противодействием терроризму и экстремизму | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 04.11.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Сергина, А. М. Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел, связанных с противодействием терроризму и экстремизму / А. М. Сергина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 176-180. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118770/ (дата обращения: 21.11.2024).



Согласно статистике МВД Российской Федерации, «обнародованной в конце января 2023-го, по итогам 2022 года в России зарегистрировано 2233 преступления террористического характера (+4,5 % к 2021 году) и 1566 преступлений экстремистской направленности (+48,2 %)» [5].

Прокурорский надзор является одной из форм деятельности прокуратуры, которая заключается в контроле за соблюдением законности в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан, направленная на защиту прав и свобод граждан.

Как считает М. Б. Смоленский «Во-первых, прокуратура является органом государственного надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов является специфической деятельностью. Её осуществляют органы прокуратуры от имени РФ. Прокурорский надзор заключается в проверке точности при соблюдении законов, действующих на российской территории, и исполнением Конституции страны. Эта деятельность самостоятельна, поскольку её осуществлять иные органы (общественные, государственные, самодеятельные и т. д.) не в праве.

Наличие самостоятельности у этого вида деятельности государственного значения, отличие от прочих типов деятельности, как самой прокуратуры, так и других органов, представлены в ее содержании. Состоит оно не только в проверке точности при соблюдении законов и Конституции России, но и соответствии закону прочих нормативно- правовых актов, а также принятии мер по устранению выявленных преступлений» [6].

Прокурорский надзор непосредственно осуществляется прокурором и его заместителями, которые имеют право проверять исполнение законов и иных правовых актов, принимать меры по пресечению нарушений, выдвигать обвинения в судебном порядке, а также обжаловать незаконные судебные решения.

Прокурорский надзор может осуществляться по собственной инициативе, а также по заявлению граждан, организаций и других участников правоотношений. В ходе проведения прокурорского надзора прокурор имеет право согласно своим компетенциям требовать от соответствующих органов и должностных лиц предоставления необходимой информации и документов, а также проводить проверки и осматривать объекты, где были выявлены нарушения.

Одной из главных задач прокурорского надзора является предотвращение нарушений законности в сфере защиты прав и свобод граждан. В случае выявления данных нарушений прокурор принимает все необходимые меры по их пресечению, в том числе направляет представления о привлечении к ответственности и обращается непосредственно в суд.

Для более детальной проработки поставленной проблематики изначально стоит проанализировать ключевые понятия, такие как экстремизм и терроризм.

В соответствии с приказом Генеральной Прокуратуры РФ от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» так, «органам прокуратуры всех уровней необходимо систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в том числе о приоритетном порядке принятия профилактических мер. Основанием проведения подобных проверок является анализ состояния законности» [7]

Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [1] экстремистская деятельность определяется как деятельность, направленная на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, осуществление насилия или призывы к его совершению, а также пропаганду и агитацию идей исключительности, превосходства или неприязни по отношению к определенным группам лиц.

За экстремистскую деятельность предусмотрено наказание в виде уголовной ответственности. Борьба с экстремизмом осуществляется через усиление прокурорского надзора, оперативно-розыскной деятельности и мерам профилактики, в том числе сотрудничеству с общественными организациями и религиозными сообществами для предотвращения экстремистской деятельности и распространения идей экстремизма.

Отталкиваясь от Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 года № 35-ФЗ [2] терроризмом является совершение преступных действий с использованием насилия или угрозы его применения с целью повлечь за собой смерть людей, причинение тяжкого вреда здоровью, создание опасности для жизни и здоровья людей, причинение значительного материального ущерба или иные серьезные общественные последствия, а также воздействие на решения государственных органов или международных организаций.

Борьба с терроризмом включает оперативно-розыскную деятельность, прокурорский надзор, разработку и реализацию антитеррористических мер и стратегий, укрепление государственной безопасности, сотрудничество с другими странами и международными организациями.

Прокурорский надзор по противодействию экстремистской деятельности выполняет ряд специальных функций:

В первую очередь прокуратура осуществляет надзор за ходом расследования экстремистских преступлений, законностью и обоснованностью действий следователей, а также правильным применением процессуальных норм. Прокуратура проверяет соблюдение положения закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий, задержании подозреваемых, силовых действиях и применении мер пресечения.

Важным элементом в осуществлении прокурорского надзора является контроль в судебном разбирательстве по делам об экстремистских преступлениях. Прокуратура осуществляет надзор за правильным привлечением к ответственности лиц, совершивших экстремистские преступления, и соблюдением процессуальных прав подозреваемых и обвиняемых.

Контроль за исполнением решений судов по делам об экстремистской деятельности. Сотрудники органа прокуратуры следят за своевременным и полным исполнением приговоров, решений и иных актов судов и принимают меры к их исполнению.

Важным из направлений деятельности является принятие мер по предупреждению и пресечению экстремистской деятельности. То есть сотрудники органа прокуроры проводят профилактическую работу, сотрудничают с общественными организациями, религиозными сообществами и другими структурами для предотвращения проявлений экстремизма и пропаганды экстремистских идей.

Отметим, что прокурорский надзор направлен на проверку соблюдения закона и обоснованности принимаемых органами исполнительной власти подзаконных нормативных актов и мер, связанных с противодействием экстремизму и терроризму. В ходе осуществления своей деятельности сотрудники прокуратуры проверяют, что данные органы правильно и своевременно выполняют свои обязанности, соблюдают установленные процедуры и принимают решения в соответствии с законом.

Также осуществляют надзор за деятельностью органов исполнительной власти в части реализации законодательных инициатив Президента и Правительства, связанных с противодействием экстремизму и терроризму. Они проверяют соответствие принятых мер и действий законодательным нормам, а также их эффективность и соответствие целям борьбы с экстремизмом и терроризмом.

Цель прокурорского надзора над органами исполнительной власти в этой сфере заключается в обеспечении законности и эффективности их деятельности, предотвращении злоупотреблений и недопущении нарушений прав и свобод граждан. Заключается в наличии у прокурора права проводить проверки, требовать исправления выявленных нарушений и принимать меры к устранению недостатков в работе этих органов.

Органы прокуратуры обладают определенными полномочиями в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Деятельность прокуратуры в этой сфере действительно характеризуется комплексным подходом и предполагает использование всех функций прокуратуры. Представители данного государственного органа участвуют в уголовном преследовании лиц, совершивших экстремистские и террористические преступления. Согласно п.4,5 ст.37 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации прокуроры принимают участие в расследовании таких дел, контролируют правильность привлечения подозреваемых и обвиняемых к ответственности, а также обеспечивают соблюдение их процессуальных прав.

Прокуратура принимает участие в рассмотрении дел в судах, особенно в отношении экстремистских и террористических преступлений, представляют обвинение, защищают законность применяемых наказаний и обеспечивают соблюдение процессуальных норм.

Кроме того, прокуратура занимается международным сотрудничеством по вопросам противодействия экстремизму и терроризму, обменивается информацией с зарубежными коллегами, участвует в совместных операциях и расследованиях.

Стоит отметить, что в современных реалиях и начиная с 2010 годов появилась новая ветвь экстремизма, который отражается и был выявлен в молодежной среде. В последнее десятилетие получили развитие такие явления, как «ксенофобия, сепаратизм, националистические настроения и насильственный экстремизм» [4]. В силу того, что Российская Федерация является государством, на территории которого проживает многонациональное население данная проблема стоит очень остро. Прокурорский надзор в сфере молодежного экстремизма стоит остро как никогда раньше.

Обратимся к яркому примеру, «так, прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением о ликвидации Местной религиозной организации «Нур Ислама» Духовного управления мусульман Азиатской части России. В обоснование своих требований он указал, что, на основании информации о религиозно экстремистской деятельности имама Местной религиозной организации «Нур Ислама» Духовного управления мусульман Азиатской части России А., полученной из РУ ФСБ, прокуратурой г. Новый Уренгой была проведена проверка, по результатам которой установлено следующее: местной религиозной организацией «Нур Ислама» Духовного управления мусульман Азиатской части России допускаются нарушения федерального законодательства о противодействии экстремистской деятельности. По результатам указанной проверки местной религиозной организации «Нур Ислама» Духовного управления мусульман Азиатской части России прокуратурой г. Новый Уренгой вынесено предупреждение от 16 апреля 2010 года о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, которое обжаловано не было. Также, председателю правления местной религиозной организации «Нур Ислама» Духовного управления мусульман Азиатской части России Ч. было вынесено представление об устранении нарушений Закона о противодействии экстремистской деятельности. Однако 14 июля 2010 года, в ходе осмотра мечети местной религиозной организации «Нур Ислама» Духовного управления мусульман Азиатской части России вновь был выявлен факт хранения экстремистских материалов в библиотеке мечети. А именно были обнаружены такие печатные издания как «Ислам сегодня» автора Ал-Мауди аль-Аля Абу, «Картинки из жизни сподвижников посланника Аллаха» автора Аль-Баша А. и цифровой носитель информации с документальным фильмом неустановленного режиссера «Зов к исламской умме. Как долго еще?», признанные судами Российской Федерации экстремистскими материалами и запрещенные к распространению на территории Российской Федерации, как относящиеся к ваххабизму по идеологии и способствующие возбуждению вражды между людьми по признаку отношения к религии» [8].

На основании изложенного, прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа просил, на основании статей 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», части 4 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ликвидировать местную религиозную организацию «Нур Ислама» Духовного управления мусульман Азиатской части России, как религиозную организацию, допустившую неоднократные нарушения закона в сфере противодействия экстремисткой деятельности.

А. В. Агутин, считает, что «методика надзора, представляет собой систему приемов и методов, используемых органами прокуратуры при выявлении нарушений в целях устранения причин, их породивших, и привлечения виновных лиц к ответственности» [3].

Под методами устойчиво принято понимать способы осуществления прокурорского надзора, то есть, как можно просмотреть является одним из тактик, которые можно наблюдать при изучении криминалистики.

Приемы прокурорского надзора включают в себя такие способы, как:

Во-первых, следует отметить мониторинг и анализ. Прокурор выполняет такие функции как проведение постоянного мониторинга ситуации в области экстремизма, анализирует статистические данные, свидетельства, информацию из открытых источников, чтобы определить масштаб проблемы и выявить потенциальные угрозы.

Во-вторых, сотрудники органа прокуратуры осуществляют сотрудничество с правоохранительными органами. То есть, прокуроры активно сотрудничают с полицией, службами безопасности и другими правоохранительными органами для обмена информацией, координации оперативных мероприятий и обеспечения совместных расследований. Это помогает эффективнее выявлять и пресекать экстремистские преступления.

В-третьих, важным приемом является осуществление проверки законности, так сотрудники органа прокуроры осуществляют проверку законности деятельности организаций и граждан, подозреваемых в экстремистской деятельности. В ходе их деятельности производится анализ соответствия их действий законодательству, осуществляют проверку наличия экстремистских призывов или распространение экстремистской литературы.

В-четверых, сотрудники органа прокуроры представляют обвинение в судебных процессах против лиц, обвиняемых в экстремистских преступлениях. Также представляют доказательства, осуществляют правовое обоснование обвинения и следят за соблюдением процедурного законодательства.

Таким образом, прокурорский надзор, является одной из форм деятельности прокуратуры, которая заключается в контроле за соблюдением законности в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан, направленная на защиту прав и свобод граждан.

В силу всего сказанного выше, ещё раз подчеркнём, что прокурорский надзор является неотъемлемой частью или ресурсом осуществления деятельности государства для обеспечения стабильности в обществе. Без него невозможно предупреждение, профилактика и расследование преступлений, совершаемых в сфере терроризма и экстремизма. Прокурорский надзор тем самым выполняет своё главное предназначение — защищает права и интересы всех граждан государства, обеспечивает законность и безопасность реализации своих прав и свобод. Стабильное состояние общества — важнейшие составляющие государственного устройства и государственного развития, без которых невозможно представить себе благополучное общество, потому очень важно охранять эти сферы, максимально строго следить за исполнением законодательства в них.

Литература:

  1. О противодействии экстремисткой деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ: [Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года; Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года] (ред. от 28.12.2022) //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. –№ 30. — Ст. 3031.
  2. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ: [Принят Государственной Думой 26 февраля 2006 года; Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года] (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. –2006. –№ 11. –Ст. 1146.
  3. Агутин, А. В. Общая методика прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности: понятие и содержание / А. В. Агутин // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. –2017. –№ 6. — С. 73–78.
  4. Соловьева, Н. А., Фантров, П. П. Интеграция государства и гражданского общества в сфере профилактики молодежного экстремизма в контексте правовой социализации / Н. А. Соловьева, П. П. Фантров // Legal Concept. — 2020. — № 2. — С. 21–26.
  5. Терроризм в России: Сайт. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Терроризм_в_России#:~:text=Согласно %20статистике %20МВД %2C %20обнародованной %20в,направленности %20(%2B48 %2C2 %25 (дата обращения:18.06.2023).
  6. Смоленский М. Б. Прокурорский надзор: учебник / под ред. М. Б. Смоленского, И. А. Жильцова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Академцентр, 2011. С. 240.
  7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17.11.2016 N 740 «О внесении изменения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации» от 19.11.2009 N 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности»: Сайт. URL: https://base.garant.ru/71557704/(дата обращения:18.06.2023).
  8. Фоменко А. Н. К вопросу о правовом положении жертвы преступления в международно-правовых актах // Современная научная мысль. 2013. № 6. С.15.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, экстремистская деятельность, Азиатская часть России, Духовное управление мусульман, местная религиозная организация, Российская Федерация, орган, прокурор, свобода граждан, исполнительная власть.


Похожие статьи

Задать вопрос