В статье раскрыты основные особенности психосенсомоторного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста (шестой-седьмой год жизни) с нарушениями речевого развития.
Ключевые слова: психосенсомоторное развитие, речевое развитие, становление речи, нарушения речевого развития; особенности речи детей старшего дошкольного возраста.
The article reveals the main features of the psychosensomotor and speech development of children of senior preschool age (sixth-seventh year of life) with speech development disorders.
Keywords: psychosensomotor development, speech development, formation of speech disorders of speech development; speech features of older preschool children.
Важными вопросами, относящимися к области коррекционного обучения, считаются вопросы превентивного воздействия на развитие детей, имеющих особые образовательные потребности. Среди значимых предпосылок развития ребенка исследователи выделяют психосенсомоторику, полноценное развитие которого имеет важное значение для многих процессов, тесно связанных с формированием языковой/речеязыковой системы индивида.
На сегодняшний день проблема описания психосенсомоторного развития детей и связь с развитием речи детей дошкольного возраста не получила широкого освещения. При этом исследователи отмечают увеличение числа детей с тяжелыми нарушениями речи, в структуре дефекта которых проявляется неречевая симптоматика: задержка в развитии психосенсомоторных функций, ограниченные моторные умения, затруднения в подражании и другое [1].
Речь — это психический процесс обобщенного отражения действительности, форма существования сознания человека, которая служит средством общения и мышления. Ребёнок усваивает язык, овладевает речью в результате социального опыта общения и обучения. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живёт и условий воспитания.
Для изучения нарушений становления речи и правильного построения системы коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками актуальным является наличие научных знаний естественного хода развития моторики, речи и психики в возрастной норме, а именно — в дошкольном возрасте.
Освещённые в научной литературе представления относительно развития здорового нормотипичного ребёнка базируются на фундаментальных исследовательских работах отечественных учёных, а именно: Н. М. Сеченов, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, И. И. Павлов, Н. И. Красногорский, Н. И. Касаткина, М. М. Кольцова и другие. В научных трудах многих исследователей подчёркивается весомое значение доречевого периода, который длится от рождения до конца первого года жизни, для последующего становления психики и речи ребенка, в частности — дошкольного возраста.
Известный исследователь проблем эрготерапии Дж. Айрес подчеркивает значимость звуковых, кинестетических и зрительных образов, на базе которых воссоздается опыт взаимодействия с миром, в частности, с миром предметов. Формируемые в сознании образы необходимы для реализации полноценного двигательного планирования, что в свою очередь служит своеобразным «мостом» между сенсомоторными и психическими, перцептивными и когнитивными аспектами деятельности человека [1], [4], [9].
В исследованиях психофизиологии человека была обнаружена особенность, которая заключается в том, что в коре головного мозга область речи и двигательная область находятся рядом, речевая и двигательная зона мелкой моторики перекрывают друг друга. Помимо этого, около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Следовательно, можно предположить, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики. Также, в процессе изучения деятельности детского мозга, психики детей, было отмечено большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда.
В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, отмечающие тесную связь функции речи и руки. Так, невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесным образом связаны с речью и способствовали ее развитию. А в исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено что когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. У правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области — сенсорная речевая зона. И если ребенок производит ритмичные движения сгибания и разгибания пальцев правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височных зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активацию в правом полушарии. То есть, речевые области развиваются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев обеих рук. Также известно, что у большинства людей ведущей является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии.
Становление двигательных функций ребенка — сложный процесс, который обусловлен, в одной стороны, поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой стороны — разнообразным воздействие окружающей среды. Несмотря на то, что к концу младенчества главные двигательные способности сформированы, развитие двигательных функций происходит до пяти-шестилетнего возраста. Темпы двигательного развития здорового нормотипичного ребенка способны обширно варьироваться. Впрочем, во всех случаях сохраняется конкретная очередность в развитии двигательных функций.
Так, в старшем дошкольном возрасте у ребят продолжают развиваться двигательные умения и способности, физические свойства (ловкость, стремительность реакции, выносливость), развивается координация движений, пространственная ориентация, равновесие, появляется возможность оценивать качество выполнения передвижений, умение соблюдать критерии и правила подвижной игры.
Дети старшего дошкольного возраста обладают перекрёстной координацией рук и ног, у них улучшаются навыки пространственного ориентирования относительно себя и другого объекта. В беге ребята этого возраста детально демонстрируют фазу полёта, у них заметно развита функция равновесия. Дети старшего дошкольного возраста способны выполнять различные виды лазания. К концу седьмого года жизни дошкольники отлично перебрасывают и прокатывают мяч, отлично метают предметы в цель.
У детей шести-семи лет ещё слабо развита мелкая мускулатура кисти, не завершено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, что затрудняет выполнение движений. Становление данных функций заканчивается к десяти-тринадцати годам.
Трудно-координированные движения ребенка — это, прежде всего, произвольные движения, то есть движения, имеющие цель; это запланированные, контролируемые и оцененные движения; движения, характеристики которых могут измениться при изменении условий труда. Выполнение этих движений обеспечивается целостной работой различных структур головного мозга, а невыполнение этой работы может быть основанием для возникновения нарушений движений, проблем с их формированием и контролем.
Относительно речевого развития детей старшего дошкольного возраста можно отметить следующее. Становление словаря ребёнка, с одной стороны, тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, — с развитием всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического компонента и грамматического строя речи. Становление лексики в онтогенезе обосновано развитием представлений ребенка об окружающей действительности.
Становление грамматического строя в онтогенезе освещено в работах таких отечественных учёных, как А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушакова, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконин и другие. У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносит се звуки родного языка, имеет место способность регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики, однако особое внимание уделяется её качественной стороне. В старшем дошкольном возрасте, в основном, завершается важнейший этап развития речи детей — усвоения грамматической системы родного языка.
Возрастает удельный вес простых, распространённых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение. В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов в предложении, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности речи старших дошкольников. Так, некоторые дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм. Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Что касается развития связной речи, то к основным недостаткам относятся неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.
В старшей группе детей продолжают знакомить со звуковой стороной слова и вводят новый вид работы — ознакомление со словесным составом предложения. Это необходимо для подготовки дошкольников к усвоению элементов грамоты.
У старших дошкольников совершенствуется связная, монологическая речь. Так, дети могут без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелями которых они были. В этом возрасте дошкольники способны уже самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые им хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке дети вышеуказанной возрастной категории ещё часто концентрируют своё внимание, главным образом, на основных деталях, а второстепенные, менее важные — часто опускают.
В процессе активной речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объёме доступных для него понятий. Первые предложения ребёнка-дошкольника отличаются упрощённостью грамматических конструкций, это простые нераспространённые предложения, состоящие только из грамматической основы (подлежащее и сказуемое), а иногда — лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто ребёнок употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространённые предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, также определения, обстоятельства. Наряду с формами простых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами «потому что», «если», «когда» и так далее. Всё это говорит об усложняющихся процессах мышления, что находит своё выражение в речи. В этот период у дошкольника шестого-седьмого годов жизни появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.
Таким образом, фундамент речевого развития ребёнка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особого внимания со стороны взрослых. Итак, речь — это мощный фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируются сознание, взгляды, убеждения, интеллектуальны, моральные, эстетические чувства, складывает воля и характер.
Литература:
- Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. — 5-е изд. — М.: Теревинф, 2020. — 272 с.
- Амосов Н. М. Моделирование мышления и психики / Н. Амосов. — Киев: Наукова думка, 1965. — 304 с.
- Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн — М.: Книга по Требованию, 2012. — 496 с.
- Бехтерев В. М. Введение в патологическую рефлексологию [Электронный ресурс] / В. М. Бехтерев // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — 2022. — 345 с. — URL: https://urait.ru/bcode/492636 (дата обращения: 15.10.2024).
- Васильева, В. С. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста / В. С. Васильева, А. А. Абрамовских // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 4. С. 18–26.
- Еремина, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи // Вестник науки и образования. 2020. № 22–3 (100)
- Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. / Л. Н. Ефименкова. Москва: Национальный книжный центр, 2015. 176 с.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. — М.: Изд-во Питер, 2018. — 768 с.
- Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. — Москва, 2001.
- Щербак, С. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями в речи в дошкольной образовательной организации в условиях инклюзии / С. Г. Щербак — Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2016.