Профессиональная деятельность играет значительную роль в жизни человека, определяя его личность и развитие. Многие отечественные психологи такие как: В. В. Бойко, М. В. Борисова, А. В. Емельяненкова, Н. Н. Сафукова, В. Е. Орел и др., указывают на широкое распространение эмоционального выгорания среди работников сферы услуг. Эмоциональное выгорание рассматривается как новый механизм защиты в психологической науке, и его понимание еще требует уточнения.
Симптомокомплекс, вызванный синдромом «эмоционального истощения», представляет собой многоуровневую систему, которая связана с изменениями в поведении, использованием определенных стратегий приспособления и механизмами защиты. Он также приводит к искажению процесса самореализации и эволюции личности.
И. С. Новикова отмечала: «Психологическая природа эмоционального выгорания начала изучаться сравнительно недавно. Терминологически и содержательно, обнаружено много значений этого понятия. Во всех источниках, эмоциональное выгорание рассматривается как сложное многоаспектное явление, именно это и вызывает полиаспектность наполнения его категориально-понятийного содержания и неоднозначную определенность места данного феномена в системе психологических понятий» [4, c. 66].
Уже более тридцати пяти лет проблема эмоционального выгорания изучается такими зарубежными психологами, как Г. Фрейденбергера, Дж. Гринберга, М. Буриш, К. Маслач, С. Джексона, Б. Перлмана и Е. А. Хартман и др. За это время было выдано около трех тысяч публикаций по вопросам эмоционального выгорания и выделено около ста симптомов, связанных с эмоциональным выгоранием. При этом, в большинстве случаев, они имели описательный характер и не были подтверждены эмпирическими исследованиями.
Американский психолог Х. Фройденбергер первым предложил термин «эмоциональное выгорание». Организация здравоохранения мира утверждает, что синдром выгорания характеризуется истощением физическим, эмоциональным или мотивационным способом, что приводит к усталости и нарушению работоспособности. В рамках 10-го пересмотра международной классификации болезней проблема производственного стресса, входящего в синдром выгорания, обозначена как Z. 73,0 и ассоциируется с повышенной подверженностью соматическим заболеваниям. В 1974 году исследователь Дж. Фройденбергер описал «болезнь сверхуспеха», которая возникает у здоровых людей в результате необходимости интенсивного общения с клиентами в эмоционально насыщенной среде при профессиональной деятельности.
Проблема профессионального выгорания в образовании насчитывает много аспектов, считают ученые. Например, Ю. Б. Королькова подчеркивает, что выгорание учителя может привести к психологическим проблемам у учащихся. По мнению М. Д. Чернышовой, это свидетельствует о нарушении психологического здоровья преподавателя. Благополучие преподавателей играет ключевую роль в создании безопасной и комфортной атмосферы в учебных классах. Оно влияет на общение, отношения и удовлетворенность преподавателей своей работой [1].
Данные аспекты изучаемой проблемы анализируются в работах В. В. Бойко, который описал составляющие синдрома эмоционального выгорания в профессиональном общении; Д. Р. Мерзляковой, выполнившей диссертационное исследование по выявлению влияния профессионального выгорания учителя на личностные характеристики и успешность учебной деятельности детей начальных классов; Ю. С. Мороз, показавшей влияние педагогического выгорания и постстресса на качество образовательного процесса.
Ни для кого не секрет, что эмоциональное истощение стало неотъемлемой частью жизни каждого человека. Сегодняшний образ жизни сведен к минимуму, не оставляющему возможности для полноценного отдыха. Некоторые профессии более уязвимы перед риском эмоционального выгорания из-за специфики своей деятельности. Чаще всего «горят» те, кто сталкивается со скоплениями стрессов и постоянным контактом с людьми в ходе работы. Среди тех, кто находится в зоне риска, современный педагог занимает одно из первых мест из-за постоянных нервных и психических нагрузок, связанных с работой и постоянным взаимодействием. Активное общение и множество необходимых документов — вот что приносит источник постоянного напряжения учителю в наше время.
Стадии эмоционального выгорания у педагога:
- Истощение. Непроходящие после ночного сна чувство вялости и усталости. Истощение эмоциональных и физических сил.
- Личностная отстраненность. Педагог равнодушен к учащимся, коллегам и своим обязанностям. Всё вызывает раздражение или тоску.
- Утрата эффективности в профессиональной деятельности или снижение самооценки. Отсутствие перспектив и развития в педагогической деятельности, утрата веры в свои профессиональные возможности, снижение удовлетворение от проделанной работы. На данном этапе многие уходят из профессии [2].
Для предотвращения синдрома эмоционального выгорания необходимо активно проводить профилактические мероприятия, вовлекая в них весь педагогический коллектив. Руководители образовательных учреждений должны постоянно наблюдать за работниками и обнаруживать признаки нерешительности, пассивности, консерватизма, закрытости, перепадов настроения, раздражительности, эмоциональной холодности и сверхконтроля, связанные с развитием эмоционального выгорания. Важно помнить, что предотвращение синдрома эмоционального выгорания гораздо эффективнее, чем его последующее лечение.
Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие «человек — человек» зависит от качеств того и другого. Не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии.
Педагоги, несмотря на нагрузки, продолжают работу на благо общества, исходя из убеждения, что им нельзя показывать усталость или ошибаться. Однако с годами накапливаются сложности, которые иногда оказываются непреодолимыми, вызывая у них чувство разочарования и профессионального выгорания. Необходимость подготовки к открытому уроку, аттестации, участие в конкурсах и публикации создает дополнительные стрессы. В таких моментах даже при нездоровье педагоги продолжают идти на работу, убежденные, что мир зависит от них [4].
Людей старше 35–40 лет чаще всего подвержены эмоциональному выгоранию. Они уже накопили достаточно профессионального опыта в области педагогики и готовы двигаться дальше, но зачастую энтузиазм уменьшается и появляется утомление. В таких случаях даже талантливые педагоги не могут эффективно работать и часто покидают образовательную сферу.
Выделяют три вида психологической профилактики синдрома эмоционального выгорания:
- Первичная профилактика. Определение группы риска и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам.
- Вторичная профилактика. Данный вид профилактики необходим педагогам, у которых уже наблюдаются признаки выгорания. Комплекс мероприятий нацелен на осознание и принятие проблем, восстановление личностных ресурсов.
- Третичная психопрофилактика. Реабилитация педагогов с высокой степенью профессионального выгорания [2].
Причины быстрого эмоционального изнурения заключаются в затрате большого количества энергии из-за интенсивной нагрузки, социальных проблем и психологических аспектов, таких как недовольство собой, тревога за будущее и разочарование в работе. Также нельзя не отметить диссонанс между требованиями профессии и индивидуальными особенностями, такими как замкнутость, эмоциональная нестабильность и меланхоличный характер.
Таким образом, важно продолжить исследование проблемы влияния эмоционального выгорания на педагогов и их окружение, так как данное явление поражает не только личность преподавателей и их активности, но и людей, находящихся в их окружении.
Литература:
- Булавина, Е. О. Особенности профессионального выгорания психологов // Развитие личности в образовательном пространстве: материалы XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Д. Сахарова, Бийск, 20 мая 2021 года / Е. О. Булавина. — Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина, 2021. — С. 229–231
- Калитина, А. И. Проблема эмоционального выгорания психологов-педагогов в научной психологии / А. И. Калитина, Е. Н. Бажина // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 100–102.
- Кириллова, Ю. Г. Основные причины и следствия эмоционального выгорания психолога / Ю. Г. Кириллова // Педагогика: история, перспективы. — 2021. — Т. 4. — № 4. — С. 47–53.
- Новикова, И. С. К постановке проблемы эмоционального выгорания педагогов-психологов: теоретические аспекты / И. С. Новикова, М. Н. Швецова // Психология жизнеспособности личности: научные подходы, современная практика и перспективы исследований: материалы методологического семинара, Москва, 18 декабря 2020 года / отв. редактор Е. Ю. Бекасова. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2021. — С. 62–66.
- Тамарская, Н. В. Профилактика эмоционального выгорания педагогов-психологов / Н. В. Тамарская, И. С. Новикова // Ярославский педагогический вестник. — 2022. — № 4 (127). — С. 5–12.