В статье рассматривается проблема мотивации обучающихся к изучению иностранных языков, описываются эффективные приемы, использующиеся преподавателями. Проанализированы разнообразные формы работы на уроке, способствующие улучшению уровня владения языком и как следствие повышению мотивации к изучению иностранных языков.
Ключевые слова мотивация, способ, прием, групповая форма работы, индивидуализация обучения
Мотивация к обучению в современной школе приобретает все большее значение, поскольку одним из основных аспектов является практическое применение знаний, полученных во время учебы. В последнее время учащиеся все чаще задают вопрос: «зачем мне это нужно?» И преподаватель вынужден находить веские аргументы, доказывающие важность предмета, который преподает. Учащиеся же остаются сторонними наблюдателями, которые либо признают правоту преподавателя, либо не соглашаются с ним, что ведет к общему снижению успеваемости. Поэтому среди задач, которые решает современный педагог на уроках и во внеурочной деятельности одной из самых важных является повышение интереса к преподаваемому предмету со стороны учащихся. Преподаватель должен так строить учебный процесс, чтобы не он объяснял необходимость получения конкретных предметных знаний, а воспитанники «самостоятельно» приходили к выводу, что эти знания им необходимы в жизни. Выполнение этой задачи требует от педагога постоянного поиска нестандартных решений и. Иностранный язык, как средство коммуникации открывает перед воспитанниками неограниченные возможности. Эффективное использование языковых знаний способствует формированию у подростков уверенности в собственных силах, что, в свою очередь, увеличивает интерес к изучаемому предмету. [1]
Использование в практике преподавания практических заданий, таких как ролевые игры, дебаты и проекты, позволяет продемонстрировать значимость изучаемого языка. Погружение в культуру стран изучаемого языка, организация живого общения на иностранном языке позволяет сделать процесс обучения не только информативным, но и увлекательным. Знание грамматических правил становится необходимостью, а не обязанностью, так как позволяет свободно выражать свои мысли и аргументировать высказывания. [2]
Использование современных компьютерных технологий является важным условием, повышающим мотивацию к изучению иностранных языков. Примером может служить использование в процессе обучения онлайн-платформ, на которых каждый кадет может развивать свои языковые навыки в удобном для себя ритме. Использование компьютерных приложений для изучения языков предоставляет доступ к ресурсам в удобное для воспитанников время, а интерактивные упражнения и игры делают процесс обучения более увлекательным и эффективным. Что способствует формированию активного отношения к учебному процессу и обеспечению более глубокого погружения в изучаемый иностранный язык.
Важную роль в процессе обучения иностранным языкам играют индивидуальные интересы и цели, которые воспитанники ставят перед собой. Задания, адаптированные под индивидуальные потребности кадет, выбор тем, которые интересны подросткам, помогают повысить интерес и вовлеченность каждого отдельного воспитанника в процесс обучения. Когда речь идет о воспитанниках старших классов, которые определяются с выбором будущей профессии, мотивирующим элементом является профильное обучение, так как это мотивирует кадет к использованию языка как средства для достижения конкретных целей. Примером могут служить проектные работы, выполняемые воспитанниками на достаточно высоком уровне, в том случае, когда предмет изучения им знаком и интересен. [3]
Необходимо также обращать внимание воспитанников на важность самообразования и самостоятельной работы. Поощрение воспитанников к изучению дополнительных материалов по интересующему их вопросу, чтению литературы на изучаемом языке позволит им развивать свои навыки на индивидуальном уровне. Чем более активно учащиеся будут вовлечены в процесс, тем быстрее и легче они, достигнут своих целей. Поддержкой воспитанников могут служить мероприятия, дающие возможность познакомить других кадет с результатами своей деятельности.
Использование в урочной деятельности аудио и видео материалов, в которых представлены аспекты жизни в зарубежных странах, позволяет не только лучше понять культурные различия и получить представление о профессиональных аспектах общения, но и улучшить навыки восприятия и воспроизведения иноязычной речи. Кроме того, это поможет лучше понять тонкости языка, что позволит избежать недопонимания в реальных ситуациях.
Правильная организация групповой работы также является важным элементом, способствующим повышению мотивации к изучению иностранных языков. Организация взаимодействия воспитанников, при которой группы формируются не по возрасту, а по интересам, и включают в себя воспитанников, имеющих разный уровень владения языком, помогает объединить кадет, заинтересованных в достижении общего результата. При этом, важно учитывать особенности взаимоотношений между подростками, чтобы кадеты, обладающие более глубокими знаниями по иностранному языку, могли и хотели поделиться ими с остальными членами группы, а те в свою очередь хотели эти знания получить. Когда в группе создана атмосфера взаимопомощи и поддержки, появляются дополнительные стимулы для изучения языка у всех участников. Одним из примеров подобного взаимодействия может служить создание языковых клубов, которые позволяют общаться вне учебного процесса, превращая изучение языка в часть повседневной жизни. Организация проектов и выполнение совместных заданий способствует развитию навыков командной работы, межличностного общения на иностранном языке.
Использование новых технологий в образовательном процессе открывает перед кадетами уникальные возможности для реализации своего потенциала и предоставляет возможность индивидуализации обучения. Применение искусственного интеллекта позволяет каждому воспитаннику получать рекомендации, ориентированные на его уровень владения языком, и задания, исходя из его индивидуальных потребностей. Все это способствует активному усвоению языка, так как создает условия для более продуктивного взаимодействия между учеником и учебным материалом, что, в свою очередь, способствует активному усвоению языка.
Организация встреч в рамках работы языковых клубов, научно-практических конференций, где кадеты имеют возможность представить результаты своих проектных работ, позволяет воспитанникам видеть свой прогресс и выявлять области знаний, требующие дополнительного внимания. Чем больше будет организовано таких мероприятий, тем увереннее кадеты почувствуют себя в использовании языка в различных ситуациях.
Использование образовательных платформ предъявляет дополнительные требования к воспитанникам со стороны самодисциплины. Возможность устанавливать индивидуальный темп работы и самостоятельный контроль полученных результатов развивают чувство ответственности и мотивацию к обучению, что играет ключевую роль в освоении языка. К тому же, предлагаемые технологии помогают идентифицировать недостатки и устранять их на ранних стадиях. [4]
В заключение, внедрение технологий в образовательный процесс, совместно с групповым взаимодействием и работой в проектах, создает оптимальные условия для всестороннего развития воспитанников, которые становятся уверенными пользователями языка, готовыми к вызовам современного мира. Формирование сообществ воспитанников, осуществляющих совместную работу над проектами, групповая работа с использованием цифровых инструментов способствуют возникновению чувства принадлежности, сопричастности. Обмен опытом между воспитанниками, обучение друг друга способствует накоплению знаний в более комфортной и поддерживающей атмосфере. [5]
Таким образом, мотивация к обучению иностранным языкам — это сложный многогранный, но необходимый элемент в процессе образования, опирается на правильную организацию образовательного процесса, интегрирующего индивидуальную и групповую работу воспитанников с применением современных средств обучения. Что не только обогащает образовательный опыт воспитанников, но и способствует формированию необходимых навыков для успешной коммуникации.
Литература:
- Гардфельдер Ю. М. Мотивация изучения школьниками иностранного языка на разных этапах обучения // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — Т. 15. — № 1(16). — Ч. 2. — С. 82–84.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2010. — 448 с
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991.
- Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // Иностранные языки в школе. 1987. № 6.
- Сорокоумова Г. В. Поддякон В. А. Методы формирования мотивации к изучению иностранного языка на среднем этапе обучения // [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/download/elibrary_46257887_89801614.pdf. — (дата обращения 29.09.2024)