Проблемы защиты прав потребителей при оказании некачественных онлайн-образовательных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 03.11.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Рассолова, А. Ю. Проблемы защиты прав потребителей при оказании некачественных онлайн-образовательных услуг / А. Ю. Рассолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — URL: https://moluch.ru/archive/543/118870/ (дата обращения: 07.11.2024).



В настоящее время широкое распространение получает оказание образовательных услуг дистанционным способом, функционируют различные образовательные онлайн-платформы. Однако, качество услуг на таких платформах не всегда соответствует заявленному исполнителем, на основании которого потребитель принимает решение о заключении договора. Выявив недостатки в услугах, потребитель уже не может от них отказаться, так как услуга считается оказанной в момент доступа к онлайн-курсу. В связи с чем необходимо урегулировать порядок контроля качества онлайн-образовательных услуг.

Ключевые слова: онлайн-услуги, образовательные услуги, качество услуг, права потребителей.

В тех случаях, когда законодательство не устанавливает обязательность предоставления образовательных услуг на бесплатной основе, гражданами могут быть заключены договоры возмездного оказания образовательных услуг. В этом случае гражданин, который выступает стороной по такому договору, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» [3] признаётся потребителем и имеет соответствующие права, установленные данным законодательством.

Возмездное оказание образовательных услуг в первую очередь регулируется главой 39 Гражданского кодекса РФ [2], положениями Закона «О защите прав потребителей», Кроме того Правительством РФ утверждены Правила оказания платных образовательных услуг [4].

Особенности защиты прав потребителей в сфере платных образовательных услуг связаны, в первую очередь, с признанием гражданина экономически более слабой стороной в отношениях с образовательной организацией и возложением на исполнителя услуг обязанности по предоставлению качественного образования в согласованный сторонами срок [8]. Возмездное оказание образовательных услуг осуществляется на основании письменного договора, требования к которому установлены Правила оказания платных образовательных услуг.

Важное значение при оказании платных образовательных услуг имеет право потребителя на получение необходимой и достоверной информации как об исполнителе услуг, так и о самих услугах. До заключения договора и в самом тексте договора потребителю должна быть представлена необходимая и достоверная информация об услугах, позволяющая сделать их правильный выбор, а также выбрать организацию, которая их будет оказывать. Правильный выбор связан с последующим получением качественных услуг, соответствующих целям и интересам потребителя, так как потребитель оплачивает деятельность исполнителя, и зачастую стоимость таких услуг является дорогостоящей.

Современное развитие технологий, а также события последних нескольких лет, связанные с временной невозможностью получения оффлайн образования, привели к широкому распространению деятельности организации, оказывающих образовательные услуги дистанционным способом. Дистанционно могут быть оказаны различные виды образовательных услуг, в том числе, по договорам возмездного оказания услуг. Кроме того, в настоящее время широкое распространение получает деятельность онлайн-платформ, предоставляющих доступ к образовательным ресурсам, онлайн-обучающим курсам, техникам и методикам. Среди таких платформ можно выделить, например, Geekbrains (сайт — https://gb.ru/), TutorPlace (сайт — https://tutorplace.ru/) и другие.

Одной из основных проблем защиты прав потребителей при получении образовательных услуг на онлайн — платформах является оказание услуг ненадлежащего качества. Так, статья 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей, которые могут быть заявлены ими в случае выявления недостатка в оказанной услуге. При этом недостаток услуги определяется как ее несоответствие не только обязательным требованиям, но и условиям договора, целям договора, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора (преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей»).

При оказании дистанционных онлайн-услуг заключение договора происходит без непосредственного взаимодействия потребителя и исполнителя, а информация о тех услугах, которые будут оказаны по договору, предоставляется потребителю исключительно в описании на сайте.

Недобросовестные исполнители с целью привлечения внимания потребителей, могут предоставлять недостоверное описание своих услуг, и такое описание по факту будет не соответствовать содержанию данных услуг. Однако, выявить это несоответствие потребитель может только в процессе оказания услуг. При этом чаще всего онлайн-платформы включают в договор об оказании образовательных услуг условия, согласно которому услуга считается оказанной в момент предоставления доступа к онлайн-курсу. И если в процессе получения услуги потребитель выявляет какие-либо недостатки, он лишён права отказаться от дельнейшего оказания этой услуги, так как, согласно условиям договора, она уже ему оказана.

Так, например, суд отказывая потребителю в иске к образовательной онлайн-платформе указал, что потребитель добровольно заключил договор об оказании услуг, ознакомился с условиями договора перед его подписанием, при заключении договора ответчик предоставил истцу полную и достоверную информацию о заключаемом договоре и сопутствующих услугах. Услуг ООО «Скилбокс» оказаны, доступ к онлайн-платформе (информационной системе) и учебным материалам (тексты, фото- и видеоматериалы, иные объекты интеллектуальных прав) одномоментно предоставлен истцу в полном объеме, договор на оказание образовательных и информационных услуг обществом исполнен [5].

Данная ситуация усугубляется тем, что в настоящее время практически отсутствуют специальные требования к качеству онлайн-образовательных услуг, на основании которых могла бы быть произведена оценка соответствия оказанных услуг обязательным требованиям. Как отмечают авторы, «включение онлайн-курсов в учебный процесс порождает ответственность образовательной организации за качество образовательной услуги, оказываемой в том числе в электронном формате» [9]. Проблемы качества дистанционных образовательных услуг отмечаются и в работах зарубежных авторов, которые указывают на отсутствие надлежащего государственного либо общественного контроля за оказанием данных услуг [6].

Авторы отмечают, что «сегодняшний концептуальный подход законодателя к правовому регулированию оказания образовательных услуг следует признать рамочным и в значительной степени фрагментарным» [7].

Данные обстоятельства приводят преимущественно к невозможности для потребителя доказать факт некачественного оказания услуг, при этом исполнитель, в свою очередь, может ссылаться на субъективную оценку потребителем оказанных услуг. Важное значение в этом случае имеет соответствие фактически оказанных услуг тому описанию, которое было предоставлено на сайте исполнителя услуг. В этой ситуации потребитель вынужден обращаться с иском суд и в суде доказывать факт оказания ему некачественных услуг. Бремя доказывания по спорам с участием потребителей согласно статье 56 ГПК РФ [1] распределяется таким образом, что исполнитель должен доказать факт оказания качественных услуг. Однако, и потребитель не может просто заявлять о том, что он считает услуги некачественными, и должен в обоснование своих требований предоставить убедительные для суда доводы и доказательства.

Отсутствие требований к качеству дистанционных образовательных курсов, лекций, тренингов, которые проводятся лицами, не всегда имеющими определённые навыки и познания, однако, позиционирующими себя преподавателями, приводит к тому, что потребитель может тратить значительные средства на онлайн-услуги, являющийся по своему содержанию некачественными. Однако, так как оплата уже произведена и услуга признается оказанной, то возместить причинённые убытки можно только через судебную защиту путем подачи искового заявления. Между тем, такая процедура может быть обременительный для простого потребителя.

В связи с этим представляется необходимым установить специальный критерий оценки качества образовательных услуг, оказываемых на различных онлайн-образовательных платформах. С этой целью можно предусмотреть внедрение механизмов общественного контроля за деятельностью данных исполнителей. Такой контроль будет осуществляться в рамках досудебного разрешения споров путем создания специальной независимой группы экспертов из специалистов различных областей. Данная группа по запросу потребителя в досудебном порядке на основании представленных скриншотов страниц онлайн-платформ, записи курсов будет оценивать соответствие услуг заявленному исполнителем при заключении договора с потребителем. Фактически такая деятельность будет являться общественной экспертизой услуг, решению которой должна быть придана обязательная сила для исполнителей.

Литература:

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // «Собрание законодательства РФ»-. 2002. — № 46. — ст. 4532
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // «Собрание законодательства РФ».- 1996. — № 5. — ст. 410,
  3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 08.08.2024) «О защите прав потребителей»//»Собрание законодательства РФ». — 1996. — № 3. — ст. 140,
  4. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // «Собрание законодательства РФ». — 2020. — № 39. — ст. 6035
  5. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.10.2023 по делу № 33–14622/2023 // СПС КонсультантПлюс. 2024
  6. Бурашов Шоқан Уәлиханұлы, Тайторина Бинур Адамовна, Бекежанов Даурен Нуржанович «Права потребителей образовательных услуг в республике Казахстан: проблемы концептуализации и вопросы модернизации законодательства» // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2022. № 2 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prava-potrebiteley-obrazovatelnyh-uslug-v-respublike-kazahstan-problemy-kontseptualizatsii-i-voprosy-modernizatsii-zakonodatelstva (дата обращения: 23.10.2024).
  7. Маркс Юлия Алильевна Правовая специфика оказания образовательных услуг как объекта гражданских правоотношений // Журнал российского права. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-spetsifika-okazaniya-obrazovatelnyh-uslug-kak-obekta-grazhdanskih-pravootnosheniy (дата обращения: 23.10.2024).
  8. Нуждаева В. В. «Потребитель» и «слабая сторона» в обязательственном праве Российской Федерации: проблемы дифференциации // Гражданское право. 2024. № 1. С. 26–29.
  9. Шевелева Н. А., Лаврикова М. Ю., Васильев И. А. Юридические онлайн-курсы: ожидания и возможности // Закон. 2018. № 5. С. 176–186.
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, потребитель, заключение договора, возмездное оказание, достоверная информация, исполнитель, условие договора, дистанционный способ, образовательная организация, общественный контроль.


Похожие статьи

Задать вопрос