Ключевые слова: комплексный подход, формирование речи, социальная депривация, младшие дошкольники.
В настоящее время, согласно данным Минпросвещения за последние 5 лет, в стране проживает 391 тысяча сирот и детей, чьи родители не исполняют свои обязанности или лишены прав, это — около 2 % всех детей в России. Из них 35,3 тысячи находятся в организациях для детей-сирот и 4,5 тысячи — под опекой госорганов в условиях эмоциональной и социальной материнской депривации.
По мнению ученых В. П. Глухова, С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеевой, О. Е. Громовой, Д. А. Овсяник, формирование речи у младших дошкольников в условиях материнской социальной депривации является актуальной междисциплинарной проблемой неврологии, психологии, логопедии, онтолингвистики и нейропсихологии. Научные исследования доказывают, что овладение речью детьми, воспитывающимися вне семьи, начинается позже, чем растущими в семье; ее становление растянуто во времени, и функционирует она в упрощенном и обедненном варианте. С. Н. Цейтлин писала: «На овладение ребенком родным языком влияет речевая среда, определяющая объем и характер того, что называется инпутом. Под инпутом понимают обычно всю в совокупности речевую продукцию взрослых, которую воспринимает или может воспринимать ребенок» [12], а также описывала речь детей, воспитывающихся в домах ребенка говоря, что она «качественно иная, что проявляется не только в бедности лексикона, но и в специфичности понимания ими значений отдельных слов, примитивности синтаксических структур, аномальном характере звуковых субститутов и т. п». [12].
В отечественной дефектологии и психологии ключевым положением стала концепция Л. С. Выготского о том, что развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым, что крайне затруднительно в условиях материнской социальной депривации. Слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение. Как писал Л. С. Выготский: «Обучение только тогда хорошо — когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития». [3] Решением этой задачи может быть комплексный подход к организации работы по формированию речи у младших дошкольников.
Рассмотрим понимание комплексного подхода в научных источниках.
Идея комплексного подхода в развитии специальной педагогики принадлежит В. П. Кащенко [9]. Эффективность комплексного подхода в исследованиях подчеркивали различные ученые: Б. М. Гришпун, М. Л. Баранова, Е. М. Мастюкова, И. В. Блыскина. С точки зрения логопедической теории и практики, комплексный подход к формированию речи у младших дошкольников предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом [9].
Охарактеризуем реализацию комплексного подхода к формированию речи младших дошкольников в условиях материнской депривации на основе ОГКУ «Центра содействия семейному устройству и реабилитации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Малышок». Для обеспечения режима жизнедеятельности структуре «Дома ребенка» выделяются коррекционно-педагогическая, лечебно-реабилитационная, социально-правовая, и административно-хозяйственная службы, которые выполняет свои конкретные функции.
Задачи коррекционно-педагогической службы представляют собой своевременное осуществление диагностики и контроля над ходом развития ребенка, коррекцию отклонений в развитии, педагогическую реабилитацию и социализацию воспитанников, а также создание условий для успешной адаптации, эмоционального благополучия, максимальное нивелирование влияния депривации [11].
Лечебно-реабилитационная служба работает над такими задачами, как: проведение комплекса оздоровительных реабилитационных/абилитационных мероприятий, взаимодействие с научно-исследовательскими институтами, университетами.
Социально-правовая служба занимается осуществлением мероприятий по охране прав воспитанников, социальной адаптации и реабилитации; взаимодействием с учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты, внутренних дел и прокуратуры, опеки и попечительства, общественными организациями, а также семейным жизнеустройством детей.
Административно-хозяйственная служба представляет собой обеспечение жизнедеятельности и безопасности пребывания детей в учреждении, содержание и укрепление материально-технической базы учреждения и организацию питания.
Для решения поставленных задач в доме ребенка организована совместная работа медико-психолого-педагогического коллектива по оказанию особой помощи детям-сиротам на основе комплексного подхода.
Учитель-дефектолог занимается диагностикой и мониторингом речевого развития детей; ведет работу по просодической стороне речи, слоговой структуре, занимается развитием и совершенствованием фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; формирует и развивает лексико-грамматических категории и связную речь.
Воспитатель строит свою работу по следующим направлениям: расширение словаря по изучаемым лексическим темам, совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, контроль за звукопроизношением и грамматической правильностью речи в режимных моментах, отработка навыков в процессе индивидуальной работы, развитие связной речи.
Музыкальный руководитель на своих занятиях работает над развитием дыхания, координацией движений, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия и над формированием просодических компонентов речи.
Педагог-психолог строит свою работу с опорой на развитие и понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения и других психических функций, тесно связанных с речью.
Педиатр и невролог ответственны за проведение комплекса оздоровительных реабилитационных/абилитационных мероприятий.
Медицинская сестра занимается уходом за детьми, а также выполнением медицинских назначений и процедур в соответствии с указаниями врача.
Совместная работа осуществляется с опорой на принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции. Кроме того, специалисты Дома ребенка работают в едином режиме требований, с учетом значимого для положительного результата формирования речи принципа преемственности.
Суть комплексного подхода заключается в единообразии требований различных специалистов к поведению воспитанников; к учету уже сформированных умений в ходе различных занятий и их использованию на последующих этапах реабилитации. Необходимо применять одни и те же способы общения, формы речевого этикета, использовать жестовую речь, пантомимики, определенный набор движений и прочие умения, которые могут и должны быть задействованы в ходе занятий различных специалистов. Разобщенность действий специалистов в процессе формирования тех или иных навыков и умений не может принести к положительной динамики в когнитивном и речевом развитии детей младшего дошкольного возраста. Например, если дети научились прыгать на одной ноге, то это должно быть использовано, как и на музыкальных занятиях, так и закреплять это умение на занятиях у воспитателя. Приведем другой пример, относящийся к стимуляции речевого развития. Дети второго года жизни научились говорить «дай» на невербальном уровне (показывать жестом) в диалоге с дефектологом, и для реализации комплексного подхода к формированию речи, жест «дай» обязательно должен использоваться педагогами, психологом и медицинскими работниками, чтобы закрепить его в речевой практике младшего дошкольника.
Снова обратимся к Л. С. Выготскому, который определил очень важные периоды развития в жизни детей — «чувствительные» окна, которые открываются и закрываются в определённые возрастные сроки, назвав их «сензитивными периодами развития». Он писал: «В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития» [3].
Существует ограниченная во времени повышенная активность, чувствительность нервной системы к разным стимулам внешней среды в процессе обучения, влияющего на развитие определённых навыков ребёнка. Учитывая в процессе обучения, воспитания сензитивные периоды, необходимо развивать ребёнка гармонично, не нарушая его природную закономерность, не мучая его нервную систему.
Например, от 1 до 1,5 лет при обильном общении со взрослым ребенок достаточно быстро и качественно пополняет свой словарный запас. И так же, нехватка речевого общения со взрослыми может вызвать нарушение формирующейся речи. В следующую фазу от 2,5 до 3,5 лет происходит активное овладение развернутой речью, комплексной организованной синтаксической и семантической структурами. В этот период речь ребенка становится средством его интеллектуального и речевого развития.
Подводя итог можно сказать, что ранний возраст, несомненно, является «стартовой площадкой» для гармоничного развития личности ребенка. Поэтому именно в раннем детстве необходимо более серьезно подходить к созданию благоприятной социальной ситуации развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями ребенка. Одно из условий гармоничного развития личности ребенка — его правильное речевое развитие. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на различные звенья речевой функции позволяет удержать ребенка на онтогенетическом пути развития. Именно поэтому формирование речи у младших дошкольников проходит результативнее и имеет положительную динамику при использовании комплексного подхода, поскольку все специалисты «Дома Ребенка» работают по единому маршруту, формируют и закрепляют те или иные навыки, полученные ребенком.
Литература:
- Бapaнова М. Л. Организация коррекционно-развивающей помощи в дошкольных образовательных учреждениях. Региональные подходы к моделированию коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях. — Ростов на Дону, 1999.
- Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. — СПб, 2004, С. 7–12.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Издательство «Лабиринт», 1999–352 с.
- Громова, О. Е. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития / О. Е. Громова.– 2008. — № 4.– С. 56–65. Аi (дата обращения: 09.07.2024).
- Глухов, В. П. Онтогенез речевой деятельности: учебное пособие / В. П. Глухов. — Москва: МПГУ, 2017. — 136 с.
- Гриншпун, Б. М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Б. М. Гриншпун, В. И. Селиверстов // Дефектология. — 1988. — № 3.
- Елисеева, М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста / М. Б. Елисеева. — Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 143 с.
- Калашникова М. Б. Развитие идей Л. С. Выготского о сензитивных периодах онтогенеза в современной отечественной и зарубежной психологии // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 3. С. 33–41.
- Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 231 с.
- Мастюкова Е. М. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников/ Мастюкова Е. М., Жукова Н. С., Филичева Т. Б. — М.,1973. — С. 15, 207. Флерова Ж. М. Логопедия: — Ростов н/Д., 2003.
- Приходько, О. Г. Психолого-педагогическая реабилитация воспитанников Домов ребенка: [сборник: вып.]. Сб. № 1. (для воспитателей, психологов, учителей-дефектологов) / АНО «Центр коррекционных технологий»; [среди авт. О. Г. Приходько]. — Москва: АНО «Центр коррекционных технологий», 2009. — 176 с.
- Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / С. Н. Цейтлин. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.