Система образования давно рассматривает проблемы развития творческих способностей и креативности. Особую актуальность проблема развития творческих способностей приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно лавинообразно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден оперировать современный специалист в любой области, и процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления.
Проблеме творческих способностей посвящены исследования многих ученых — педагогов и психологов.
Выделяют философский, психологический, педагогический, и другие подходы к решению этой проблемы.
Феномен формирования и развития творческих способностей рассматривался такими философами, как Н. А. Бердяев, В. Гумбольдт, Э. Кассирер, М. К. Мамардашвили и др.
Психологические аспекты творческого процесса освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Гилфорда, Э. П. Торранса и др.
Таким образом, в данной работе будем исследовать способы организации и методические рекомендации проведения занятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся. А также, какие возможности для развития творческих способностей предоставляет использование целенаправленно разработанных программ по компьютерной графике для учащихся в системе среднего профессионального образования.
Анализ продуктов деятельности позволил увидеть особенности выполнения рисунков учащимися экспериментальной и контрольной групп. У учащихся экспериментальной группы уровень развития творческих способностей значительно повысился, у учащихся контрольной группы творческие способности остались на низком уровне. Пять человек экспериментальной группы, получили максимальное количество баллов. Данные учащиеся называют содержание рисунка еще до начала работы. Это свидетельствует о наличии у них развитой ориентировки и планирования. Они с увлечением дорисовывают свою работу. Рисунки учащихся экспериментальной группы содержат определенный сюжет, выражают некоторое действие, включают в себя несколько персонажей, раскрывающих его тему. Один человек экспериментальной группы и два человека контрольной группы набрали минимальное количество баллов. Данные учащиеся с трудом дорисовывают даже простые контуры, не могут придумывать оригинальные названия для своих рисунков. Четыре человека экспериментальной группы и восемь человека контрольной группы набрали среднее количество баллов. Учащиеся обеих групп с увлечением дорисовывают свою работу, однако теряются, когда надо дать им название. Это свидетельствует о том, что данные учащиеся обладают образной креативностью. Рисуя, учащиеся контрольной группы чаще всего используют следующие категории: транспорт, рыбы, море, животные и люди. Учащиеся экспериментальной группы в рисунках используют следующие категории: мебель, рыбы, транспорт, люди, техника, животные, одежда.
Анализ результатов, представленных в гистограмме (рис. 1) показал, что 10 % учащихся экспериментальной группы и 20 % учащихся контрольной группы обладают низким уровнем развития творческих способностей. Учащиеся обеих групп дорисовывают с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура. У 40 %-80 % человек экспериментальной и контрольной групп соответственно выявлен средний уровень развития творческих способностей. Учащиеся данных групп выполняют рисунок, состоящий из дополнительных элементов, используют некоторые категории предметов в рисунке. У учащихся контрольной группы высокий уровень развития творческих способностей не был выявлен. У учащихся экспериментальной группы с высоким уровнем развития творческих способностей (50 %) рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторое действие, включает в себя несколько персонажей, раскрывающих его тему. Учащиеся дают несколько вариантов названий картинок, используют несколько категорий в содержании рисунка.
Рис. 1. Гистограмма уровня развития творческих способностей учащихся экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе
Результаты сравнительного анализа наглядно доказывают, что занятия по компьютерной графике влияют на развитие творческих способностей учащихся. Значительно повысился высокий уровень развития творческих способностей у учащихся экспериментальной группы (на 30 %). В контрольной же группе количественные показатели не изменились. Количество человек со средним уровнем развития в контрольной группе увеличилось на 10 %, в экспериментальной группе уменьшилось на 10 %. Низкий уровень развития у учащихся экспериментальной группы уменьшился на 20 %, у учащихся контрольной группы — на 10 %.
Таким образом, экспериментальное исследование показало, что развитие творческих способностей учащихся происходит успешнее с помощью компьютерной графике.
Литература:
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
- Залогова, Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л. А. Залогова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 245с.
- Информатизация общего среднего образования [Текст]: науч.-метод. пособие/ Д. Ш. Матрос, М. Д. Даммер, В. В. Костромцова, и др.; под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 384 с.