Проблемы реализации государственной программы Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Сельское хозяйство

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 04.11.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Попов, Д. И. Проблемы реализации государственной программы Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» / Д. И. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — URL: https://moluch.ru/archive/543/118894/ (дата обращения: 07.11.2024).



В статье проанализированы факторы, влияющие на реализацию госпрограммы Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Определены причины и факторы, препятствующие высокой эффективности реализации данной госпрограммы.

Ключевые слова: сельское хозяйство, Забайкальский край, государственная программа, продукция сельского хозяйства.

The article analyzes the factors influencing the implementation of the state program of the Trans-Baikal Territory «Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, production and food». The reasons and factors ensuring the high efficiency of these government programs are identified.

Keywords: agriculture, Transbaikal region, state program, agricultural products.

Несмотря на сложные условия резко-континентального климата для Забайкальского края сельское хозяйство является одной из приоритетной отрасли, так как является основой, прежде всего, продовольственного обеспечения, а, следовательно, и экономической стабильности.

От развития сельского хозяйства во многом зависит жизненный уровень и благосостояние населения: размер и структура питания, среднедушевой доход, потребление товаров и услуг, социальные условия жизни [6].

Именно поэтому принципиально важно оказывать поддержку сельского хозяйства в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства.

В целях повышения уровня продовольственной безопасности Забайкальского края и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, развития сельских территорий Правительство Забайкальского края в 2014 г. приняло государственную программу Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [2]. Данная государственная программа разработана в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [1].

Государственная программа Забайкальского края — это документ стратегического планирования, который определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий и показатели их результативности. В структуру программы включены четырнадцать подпрограмм.

Однако на сегодняшний день Забайкальский край не может в полной мере обеспечить себя сельскохозяйственной продукцией. Причина тому — целый ряд проблем: низкая инвестиционная привлекательность отрасли, высокая энерготрудоёмкость производства, неразвитость кормовой базы, рыночной и транспортно-логистической инфраструктур, устаревший парк сельскохозяйственной техники, сокращение численности и старение сельского населения.

В соответствии с результатами оценки эффективности государственной программы, представленными в составе годового отчета за 2023 г., значение показателя эффективности реализации государственной программы составило 0,85 (или 85,0 %) уровень эффективности реализации государственной программы — средний (в 2022 году — 0,97, динамика отрицательная [3].

Основными задачами по достижению цели реализации государственной программы являются:

1) достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2035 году в объеме 124,0 процента по отношению к уровню 2020 года;

2) достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2035 году в объеме 114,1 процента по отношению к уровню 2020 года;

3) достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2035 году в размере 34 830 рублей;

4) достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 0,01 млрд. долларов США к концу 2024 года;

5) достижение вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 266,6 тыс. га (нарастающим итогом с 2022 года) к концу 2030 года.

Таблица 1

Продукция сельского хозяйства и индексы производства в 2014–2023 годах

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Продукция сельского хозяйства, млн руб

18705.0

19519.0

21463.6

22511.5

22903.4

22509.6

23167.8

24451.7

27898.8

27659,3

В то числе

Растениеводство

4522.3

4031.6

5021.7

6045.9

6545.6

5825.7

6248.0

6316.4

7112.9

Животноводства

14182.7

15487.4

16441.9

16465.6

16357.8

16683.9

16919.8

18135.2

20785.9

Индекс производства продукции сельского хозяйства, в процентах к предыдущему году

102.8

93.7

100.3

99.3

100.4

95.7

99.1

95.8

97.8

94,8

в том числе:

растениеводства

105.4

78.3

103.5

108.6

112.8

85.7

103.5

88.7

103.0

93.1

животноводства

101.9

98.7

99.5

96.4

95.8

99.7

97.5

98.4

96.0

95.4

Источник: составлен автором на основе [4]

Исходя из статистики, представленной Территориальный органом Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю (табл. 1.) на протяжении 10 лет с момента принятии государственной программы производство сельскохозяйственной продукции практически не растет, а в некоторых случаях падает. При текущих темпах развития достижения запланированных на 2035 год результатов маловероятно.

Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2023 г.

Рис. 1. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2023 г.

Источник: составлен автором на основе [4]

Исходя из данных на рис. 1, большую часть сельскохозяйственных продуктов в крае выпускают личные подсобные хозяйства. Что делает край крайне зависимым от личных подсобных хозяйств.

Основными факторами сокращение сельского населения является: безработица, низкая заработная плата, слабо развитая инженерная и социальная инфраструктура, низкий уровень благоустройства. Что в дальнейшем приводит к миграции трудоспособного населения в города, в основном в г. Чита либо в западные регионы страны. По данным Забайкалкрайстата (табл. 2.) численность сельского населения в Забайкальском крае с 2002 года постоянно падает.

Таблица 2

Численность сельского населения

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Всего сельского населения тыс. человек

421.7

415.7

411.7

407.4

401.9

394.8

389.8

387.3

383.0

376.2

369.6

363.6

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

358.6

354.9

349.6

345.0

340.9

336.5

337.2

333.5

307.6

302.4

297.3

Источник: составлен автором на основе [4]

По данным Сельскохозяйственной микропереписи в Забайкальском крае которая проходила в 2021 году. Численность ЛПХ и других индивидуальных хозяйств на 2016 год составляло 128.6 тыс. единиц, а в 2021 году уже составляло 120.5 тыс. единиц.

Таким образом можно констатировать что снижения численности сельского населения напрямую влияет на снижение численности личных подсобных хозяйств что в свою очередь оказывает крайне негативное влияние на развитие сельского хозяйство и на выполнения государственной программы.

Поэтому необходимо создавать привлекательные условия для ведения сельского хозяйства и необходимую социальную инфраструктуру для комфортного проживания в сельской местности что бы замедлить отток сельского населения, прежде всего молодежь.

Достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2035 году в размере 34 830 рублей возможна. Целевое значение повышение заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2023 году превысил установленный уровень — среднемесячная заработная плата работников, занятых в сфере сельскохозяйственного производства (по сельскохозяйственным, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), в 2023 году составила 47166,88 рублей, что превышает плановое значение в 3,5 раза.

Объем экспорта сельскохозяйственной продукции агропромышленного комплекса на конец 2023 г. составляет 0,0497 млрд. долларов США концу 2022 г.

На 2024 г. земли сельскохозяйственного назначения составляют — 7 969,6 тыс. га (уменьшение по сравнению с прошлым годом на 6,2 тыс. га произошло за счет перевода в земли промышленности и земли запаса). Площадь земель сельхозназначения составляет 8 миллионов гектаров — 18,5 % от площади края. По площади сельхозугодий регион занимает первое место на Дальнем Востоке и седьмое — в России. В настоящее время площадь пашни используется всего на 12–13 %. На территории Забайкальского края расположено 47,0 % естественных кормовых угодий Дальневосточного федерального округа. В Забайкалье имеются значительные площади неиспользуемых сельхозугодий, освоению которых препятствует нехватка ресурсной базы. При должной эксплуатации земель сельхозназначения можно достигнуть более высоких результатов.

В 2024 г. на развитие сельского хозяйства в Забайкалье предусмотрено выделение лимитов в размере 1 млрд 497 млн рублей, из которых 850 млн рублей — средства федерального бюджета. Это на 120 млн рублей больше, чем было предоставлено аграриям и муниципальным районам края в 2023 г»..

Министерство сельского хозяйства Забайкальского края ежегодно проводится мониторинг, направленный на изучение эффективности реализации программ и целесообразности принятия решений, относительно целесообразности их дальнейшей реализации. На основании которого составляется годовой отчет о ходе реализации государственной программы.

В соответствии с результатами оценки эффективности государственной программы, представленной в годовом отчете за 2023 год, значение эффективности реализации государственной программы составило 0,85 (или 85,0 %) уровень эффективности реализации государственной программы средний (в 2022 году — 0,97).

Сельскохозяйственное производство, в отличие от других отраслей народного хозяйства, зависит от природно-климатических факторов, сезонности производства и потребления продукции, несет высокие риски и имеет низкую рентабельность производства. Вследствие этого сельское хозяйство является «инвестиционно менее привлекательной отраслью, в т. ч. для частных инвесторов» [5].

Несмотря на низкий рост экономики в агропромышленном комплексе Забайкальский край все же имеет большой потенциал. Одной из задач социально-экономического развития агропромышленного комплекса Забайкальского края также является необходимость обеспечения условий для создания новых субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и осуществления ими дополнительных видов деятельности в целях увеличения их доходности. Общая граница с Монголией и Китайской народной республикой создаёт хорошие условия для экспорта сельскохозяйственной продукции. Забайкальский край обладает крупнейший в стране зерновой железнодорожный терминалом на границе с Китаем с годовым объемом перевалки зерновых и масличных культур 8 миллионов тонн. Для эффективной реализации государственной программы прежде всего необходимо решить проблему сокращения численности сельского населения.

Литература:

1. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: федер. закон [от 14 июля 2012 г. № 717–ФЗ (с посл. изм. и доп)] // Собр. Законодательства Рос. Федерации — 2012. — № 32. — Ст. 4549

2. Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»: закон Забайкальского края [от 25 апреля 2014 года № 237–ЗЗК (с посл. изм. и доп.)]

3. Годовой отчёт о ходе реализации и оценки эффективности государственной программы Забайкальского края по состоянию на 31 декабря 2023 года: Министерство сельского хозяйства Забайкальского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mcx.75.ru (14 ноября 2021).

4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://75.rosstat.gov.ru (27 ноября 2024).

5. А. М. Алексеев Инвестиционное обеспечение развития сельского хозяйства// Экономические науки 2022 ст. 87

6. Коваленко Н. Я. Экономика сельского хозяйства: Учебник для вузов/ Коваленко Н. Я. Москва: юрайт — 2024 г. с 19.

Основные термины (генерируются автоматически): сельское хозяйство, забайкальский край, государственная программа, сельское население, сельскохозяйственная продукция, агропромышленный комплекс, малое предпринимательство, годовой отчет, регулирование рынков, сельскохозяйственное назначение.


Ключевые слова

сельское хозяйство, государственная программа, Забайкальский край, продукция сельского хозяйства

Похожие статьи

Задать вопрос