В статье проанализированы факторы, влияющие на реализацию госпрограммы Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Определены причины и факторы, препятствующие высокой эффективности реализации данной госпрограммы.
Ключевые слова: сельское хозяйство, Забайкальский край, государственная программа, продукция сельского хозяйства.
The article analyzes the factors influencing the implementation of the state program of the Trans-Baikal Territory «Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, production and food». The reasons and factors ensuring the high efficiency of these government programs are identified.
Keywords: agriculture, Transbaikal region, state program, agricultural products.
Несмотря на сложные условия резко-континентального климата для Забайкальского края сельское хозяйство является одной из приоритетной отрасли, так как является основой, прежде всего, продовольственного обеспечения, а, следовательно, и экономической стабильности.
От развития сельского хозяйства во многом зависит жизненный уровень и благосостояние населения: размер и структура питания, среднедушевой доход, потребление товаров и услуг, социальные условия жизни [6].
Именно поэтому принципиально важно оказывать поддержку сельского хозяйства в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства.
В целях повышения уровня продовольственной безопасности Забайкальского края и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, развития сельских территорий Правительство Забайкальского края в 2014 г. приняло государственную программу Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [2]. Данная государственная программа разработана в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [1].
Государственная программа Забайкальского края — это документ стратегического планирования, который определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий и показатели их результативности. В структуру программы включены четырнадцать подпрограмм.
Однако на сегодняшний день Забайкальский край не может в полной мере обеспечить себя сельскохозяйственной продукцией. Причина тому — целый ряд проблем: низкая инвестиционная привлекательность отрасли, высокая энерготрудоёмкость производства, неразвитость кормовой базы, рыночной и транспортно-логистической инфраструктур, устаревший парк сельскохозяйственной техники, сокращение численности и старение сельского населения.
В соответствии с результатами оценки эффективности государственной программы, представленными в составе годового отчета за 2023 г., значение показателя эффективности реализации государственной программы составило 0,85 (или 85,0 %) уровень эффективности реализации государственной программы — средний (в 2022 году — 0,97, динамика отрицательная [3].
Основными задачами по достижению цели реализации государственной программы являются:
1) достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2035 году в объеме 124,0 процента по отношению к уровню 2020 года;
2) достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2035 году в объеме 114,1 процента по отношению к уровню 2020 года;
3) достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2035 году в размере 34 830 рублей;
4) достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 0,01 млрд. долларов США к концу 2024 года;
5) достижение вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 266,6 тыс. га (нарастающим итогом с 2022 года) к концу 2030 года.
Таблица 1
Продукция сельского хозяйства и индексы производства в 2014–2023 годах |
||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
Продукция сельского хозяйства, млн руб |
18705.0 |
19519.0 |
21463.6 |
22511.5 |
22903.4 |
22509.6 |
23167.8 |
24451.7 |
27898.8 |
27659,3 |
В то числе |
||||||||||
Растениеводство |
4522.3 |
4031.6 |
5021.7 |
6045.9 |
6545.6 |
5825.7 |
6248.0 |
6316.4 |
7112.9 |
|
Животноводства |
14182.7 |
15487.4 |
16441.9 |
16465.6 |
16357.8 |
16683.9 |
16919.8 |
18135.2 |
20785.9 |
|
Индекс производства продукции сельского хозяйства, в процентах к предыдущему году |
102.8 |
93.7 |
100.3 |
99.3 |
100.4 |
95.7 |
99.1 |
95.8 |
97.8 |
94,8 |
в том числе: |
||||||||||
растениеводства |
105.4 |
78.3 |
103.5 |
108.6 |
112.8 |
85.7 |
103.5 |
88.7 |
103.0 |
93.1 |
животноводства |
101.9 |
98.7 |
99.5 |
96.4 |
95.8 |
99.7 |
97.5 |
98.4 |
96.0 |
95.4 |
Источник: составлен автором на основе [4]
Исходя из статистики, представленной Территориальный органом Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю (табл. 1.) на протяжении 10 лет с момента принятии государственной программы производство сельскохозяйственной продукции практически не растет, а в некоторых случаях падает. При текущих темпах развития достижения запланированных на 2035 год результатов маловероятно.
Рис. 1. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2023 г.
Источник: составлен автором на основе [4]
Исходя из данных на рис. 1, большую часть сельскохозяйственных продуктов в крае выпускают личные подсобные хозяйства. Что делает край крайне зависимым от личных подсобных хозяйств.
Основными факторами сокращение сельского населения является: безработица, низкая заработная плата, слабо развитая инженерная и социальная инфраструктура, низкий уровень благоустройства. Что в дальнейшем приводит к миграции трудоспособного населения в города, в основном в г. Чита либо в западные регионы страны. По данным Забайкалкрайстата (табл. 2.) численность сельского населения в Забайкальском крае с 2002 года постоянно падает.
Таблица 2
Численность сельского населения |
||||||||||||||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Всего сельского населения тыс. человек |
421.7 |
415.7 |
411.7 |
407.4 |
401.9 |
394.8 |
389.8 |
387.3 |
383.0 |
376.2 |
369.6 |
363.6 |
||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||||
358.6 |
354.9 |
349.6 |
345.0 |
340.9 |
336.5 |
337.2 |
333.5 |
307.6 |
302.4 |
297.3 |
||||
Источник: составлен автором на основе [4]
По данным Сельскохозяйственной микропереписи в Забайкальском крае которая проходила в 2021 году. Численность ЛПХ и других индивидуальных хозяйств на 2016 год составляло 128.6 тыс. единиц, а в 2021 году уже составляло 120.5 тыс. единиц.
Таким образом можно констатировать что снижения численности сельского населения напрямую влияет на снижение численности личных подсобных хозяйств что в свою очередь оказывает крайне негативное влияние на развитие сельского хозяйство и на выполнения государственной программы.
Поэтому необходимо создавать привлекательные условия для ведения сельского хозяйства и необходимую социальную инфраструктуру для комфортного проживания в сельской местности что бы замедлить отток сельского населения, прежде всего молодежь.
Достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2035 году в размере 34 830 рублей возможна. Целевое значение повышение заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2023 году превысил установленный уровень — среднемесячная заработная плата работников, занятых в сфере сельскохозяйственного производства (по сельскохозяйственным, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), в 2023 году составила 47166,88 рублей, что превышает плановое значение в 3,5 раза.
Объем экспорта сельскохозяйственной продукции агропромышленного комплекса на конец 2023 г. составляет 0,0497 млрд. долларов США концу 2022 г.
На 2024 г. земли сельскохозяйственного назначения составляют — 7 969,6 тыс. га (уменьшение по сравнению с прошлым годом на 6,2 тыс. га произошло за счет перевода в земли промышленности и земли запаса). Площадь земель сельхозназначения составляет 8 миллионов гектаров — 18,5 % от площади края. По площади сельхозугодий регион занимает первое место на Дальнем Востоке и седьмое — в России. В настоящее время площадь пашни используется всего на 12–13 %. На территории Забайкальского края расположено 47,0 % естественных кормовых угодий Дальневосточного федерального округа. В Забайкалье имеются значительные площади неиспользуемых сельхозугодий, освоению которых препятствует нехватка ресурсной базы. При должной эксплуатации земель сельхозназначения можно достигнуть более высоких результатов.
В 2024 г. на развитие сельского хозяйства в Забайкалье предусмотрено выделение лимитов в размере 1 млрд 497 млн рублей, из которых 850 млн рублей — средства федерального бюджета. Это на 120 млн рублей больше, чем было предоставлено аграриям и муниципальным районам края в 2023 г»..
Министерство сельского хозяйства Забайкальского края ежегодно проводится мониторинг, направленный на изучение эффективности реализации программ и целесообразности принятия решений, относительно целесообразности их дальнейшей реализации. На основании которого составляется годовой отчет о ходе реализации государственной программы.
В соответствии с результатами оценки эффективности государственной программы, представленной в годовом отчете за 2023 год, значение эффективности реализации государственной программы составило 0,85 (или 85,0 %) уровень эффективности реализации государственной программы средний (в 2022 году — 0,97).
Сельскохозяйственное производство, в отличие от других отраслей народного хозяйства, зависит от природно-климатических факторов, сезонности производства и потребления продукции, несет высокие риски и имеет низкую рентабельность производства. Вследствие этого сельское хозяйство является «инвестиционно менее привлекательной отраслью, в т. ч. для частных инвесторов» [5].
Несмотря на низкий рост экономики в агропромышленном комплексе Забайкальский край все же имеет большой потенциал. Одной из задач социально-экономического развития агропромышленного комплекса Забайкальского края также является необходимость обеспечения условий для создания новых субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и осуществления ими дополнительных видов деятельности в целях увеличения их доходности. Общая граница с Монголией и Китайской народной республикой создаёт хорошие условия для экспорта сельскохозяйственной продукции. Забайкальский край обладает крупнейший в стране зерновой железнодорожный терминалом на границе с Китаем с годовым объемом перевалки зерновых и масличных культур 8 миллионов тонн. Для эффективной реализации государственной программы прежде всего необходимо решить проблему сокращения численности сельского населения.
Литература:
1. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: федер. закон [от 14 июля 2012 г. № 717–ФЗ (с посл. изм. и доп)] // Собр. Законодательства Рос. Федерации — 2012. — № 32. — Ст. 4549
2. Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»: закон Забайкальского края [от 25 апреля 2014 года № 237–ЗЗК (с посл. изм. и доп.)]
3. Годовой отчёт о ходе реализации и оценки эффективности государственной программы Забайкальского края по состоянию на 31 декабря 2023 года: Министерство сельского хозяйства Забайкальского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mcx.75.ru (14 ноября 2021).
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://75.rosstat.gov.ru (27 ноября 2024).
5. А. М. Алексеев Инвестиционное обеспечение развития сельского хозяйства// Экономические науки 2022 ст. 87
6. Коваленко Н. Я. Экономика сельского хозяйства: Учебник для вузов/ Коваленко Н. Я. Москва: юрайт — 2024 г. с 19.