В статье автором рассматривается специфика договора об оказании услуги по организации перевозки груженных и порожних контейнеров в составе контейнерного поезда при формировании поезда на путях общего пользования станции отправления.
Ключевые слова: железнодорожные перевозки, контейнерные поезда, Восточный полигон.
На территории Российской Федерации существует недостаточность развития существующих железнодорожных станций ОАО «РЖД», испытывающих периодические, но частые затруднения в перевозочном процессе. Увеличение объема перевозок железнодорожным транспортом происходит значительно быстрее, чем возрастание пропускной способности вагонопотоков на станциях.
Настоящее положение дел указывает о необходимости новых идей и программ развития для регулирования работы и повышение мощностей железнодорожного транспорта, которые потребуют большого внимания организации работы на местах, которые обеспечивают взаимодействие с путями необщего пользования и снижение эксплуатационных расходов при простое местного вагона.
На железнодорожной сети ОАО «РЖД» основополагающим и стратегически важным является реализация проекта развития Восточного полигона, который объявлен полигоном опережающего развития. К основным задачам указанного проекта является увеличение объемов международных железнодорожных контейнерных перевозок с повышением мощности обработки вагонопотоков. В настоящее время ОАО «РЖД» проводит системную работу по выходу на рынок транспортно-логистических услуг Азиатско-Тихоокеанского региона в сегменте контейнерных перевозок, а именно организации транзитных интермодальных перевозок.
Отсюда вытекает одна из приоритетных стратегических целей ОАО «РЖД», а именно — повышение пропускной и перерабатывающей способности сети железных дорог на фоне увеличения объема грузовых перевозок. Поскольку в настоящее время проводится модернизация локомотивного парка в связи с чем увеличилась мощность локомотивов, отсюда возникает возможность увеличить длину грузовых поездов. В то же время строительство новых железнодорожных путей в парках станций реализовывает одну из важнейших стратегических задач ОАО «РЖД», а именно — развитие длинносоставного движения. Актуальность которого в настоящее время рассматривается как эффективный инструмент, с помощью которого можно будет повысить провозные способности участков и направлений, а также производительность локомотивов и локомотивных бригад, дополнительно формируется резерв пропускной способности и обеспечивается сокращение потребления энергоресурсов на тягу поездов. Но, при этом стоит отметить, что процесс формирования длинносоставных поездов требует дополнительного количества путей для накопления составов [2].
Позитивный экономический эффект парка станции при реализации маршрутных перевозок возникает за счет сокращения оборота вагона, поскольку при маршрутной перевозке таких поездов не возникает трата времени на переработку вагонопотока, при этом в пути следования поезда будут исключительно технические операции по смене локомотивов и локомотивных бригад. Следует отметить сокращение потребности в локомотивах и локомотивных бригад в результате применения календарного планирования при формировании длинносоставных контейнерных поездов с прицепными группами. Снижение количества поездов на графике движения сокращает потребность в локомотивах и локомотивных бригадах, снижает расход топлива и электрической энергии, сокращает количество скрещений поездов на однопутных линиях. Повышение эффективности перевозочного процесса обеспечивает увеличение провозной способности сети железных дорог в условиях ограничения инвестиционных ресурсов в среднесрочной перспективе [2].
Для освоения возрастающих объемов перевозок необходимо, чтобы к моменту увеличения их в направлении Восточного полигона имелось достаточное путевое развитие на станциях, а также отлаженная технология работы каждой станции с целью минимизации простоев и увеличения объемов перевозок. В настоящее время не все станции на дальневосточном направлении могут принимать длинносоставные поезда (100 усл. ваг.), так как им не позволяет уровень путевого развития. Но для пропуска длинносоставных поездов удлинение путей требуется только на станциях выполнения технических операций, а их развитие планируется в ближайшем будущем [3].
Только за первый квартал 2024 года ОАО РЖД испытывают новую технологию: контейнерные поезда увеличили до 71 условного вагона. Итого только на Восточном полигоне за январь — февраль отгрузка контейнеров возросла на 11 %, если сравнивать показатель с прошлогодним. Отмечается, год назад длина контейнерных поездов составляла в среднем 57 условных вагонов. За счет увеличения длины контейнерного поезда до 71 условного вагона произошло условное увеличение до 2–2,5 поездов в сутки [1].
Отдельно следует отметить договор об оказании услуги по организации перевозки груженных и порожних контейнеров в составе контейнерного поезда при формировании поезда на путях общего пользования станции отправления, поскольку происходит регулирование взаимоотношений между субъектами (грузоотправитель и перевозчиком в лице ОАО «РЖД») при организации перевозок груженных и порожних контейнеров в составе контейнерного поезда в соответствии с графиком движения поездов, по направлениям также предусмотренных таким договором.
Предметом договора являются:
– для формирования контейнерного поезда прямым маршрутным сообщением необходимо соблюдение условной длины поезда, данный показатель может иметь вариативность в зависимости от маршрута (в среднем — от 57 до 71 условных вагонов). Под условным вагоном в настоящей Технологии понимается вагон, длина которого составляет 13,92 метра [1], что примерно равно длине 40-футовой фитинговой платформы;
– при приемке к перевозке контейнеров в составе контейнерного поезда допускается отклонение длины контейнерного поезда от объявленной в сторону уменьшения на один физический вагон независимо от его типа и длины;
– в рамках настоящего договора осуществляется формирование контейнерного поезда на путях общего пользования станции отправления силами и средствами ОАО «РЖД» длиной и на условиях, установленными настоящим договором;
– ОАО «РЖД» оказывает услугу организации перевозки контейнерного поезда по графику с согласованным временем (в часах) отправления и прибытия по графику, согласованному в соответствии с настоящим договором и/или приложению к нему.
Ключевые обязанности сторон в рамках такого типа договора:
– со стороны ОАО «РЖД»:
а) формировать контейнерный поезд на путях общего пользования;
б) обеспечивать проставление в перевозочных документах отметок «Контейнерный поезд»;
– со стороны Клиента:
а) направлять обращение на формирование контейнерного поезда в соответствии с настоящим договором и приложениям к нему;
б) осуществлять своевременную и полную оплату всех платежей, связанных с оказанием услуг по настоящему договору;
в) предоставлять информацию об изменениях в составе владельцев Клиента.
Кроме того, следует отметить, что порядок расчета производится в настоящее время через личный кабинет организации-Клиента и его ЕЛС (единый лицевой счет), который формируется в результате заключения соглашения между Клиентом и ОАО «РЖД» в лице ТЦФТО. С одной стороны, данный переход на оплату через ЕЛС упрощает порядок расчета, однако, с другой стороны, не дает возможности Клиенту своевременно опротестовать те или иные списания, поскольку они производятся в одностороннем порядке со стороны ОАО «РЖД». В случае несогласия со стороны Клиента, последний будет вынужден обратиться с претензией и ожидать законный срок для урегулирования спора и корректировки списания.
Литература:
1. 71 условный вагон: технология для роста погрузки контейнеров на сеть. — Текст: электронный // Электронный журнал «РЖД Партнер»: [сайт]. — URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/71-uslovnyy-vagon-tekhnologiya-dlya-rosta-pogruzki-konteynerov-na-set/ (дата обращения: 01.11.2024).
2. Моргунова Г. А. Перевозка грузов в контейнерах железнодорожным транспортом. Москва: Юридический институт МИИТа, 2005. 208 с.
3. Югрина О. П., Танайно Ю. А., Жарикова Л. С. Эффективность маршрутизации грузовых перевозок //. Железнодорожный транспорт. 2020. № 6. С. 14–18.