Особенности применения образовательных технологий XXI века в военном вузе: актуальность и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Прокофьев, М. Ю. Особенности применения образовательных технологий XXI века в военном вузе: актуальность и перспективы / М. Ю. Прокофьев, Э. Р. Дзокаев, Е. В. Журавлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 352-353. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118911/ (дата обращения: 21.11.2024).



Образовательный процесс в высшем учебном заведении особая категория во всем образовании. Формирование высококвалифицированных специалистов, профессионалов своего дела — вот основная задача любого вуза. Отдельное внимание необходимо уделить военным вузам, ведь в последнее время от качества подготовки специалистов как никогда зависит будущее страны. Подготовка кадров, военных специалистов, инженеров напрямую зависит от тех методов и способов обучения, которые применяются в образовательном процессе.

Учитывая особенности современного мира, с учетом проведения СВО, государству нужны интеллектуально и профессионально подготовленные специалисты, которые отвечают современным требованиям теории и практики вооруженной борьбы, способные на всех этапах своей служебной карьеры овладевать новыми знаниями, управлять войсками (силами) в бою (операции) и обучением, воспитанием, психологической подготовкой личного состава в мирное и военное время, а также изучать, эксплуатировать и применять сложные системы вооружения и военной техники [1]. Кроме того, каждый курсант, обучающийся в военном учебном заведении, обязан развивать свою исследовательскую активность, уметь оперативно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и службы, а также грамотно ориентироваться при выполнении задач различной степени сложности.

Для достижения поставленных задач в военных вузах необходимо применение современных образовательных технологий, которые позволяют формировать у обучающихся специфические, характерные только для выбранной профессии и выбранного направления деятельности, знания, умения и навыки.

Рассматривая педагогические технологии, применяемые в высших учебных заведениях, необходимо учитывать особенности образовательной организации. При этом, независимо от особенностей и направленности вуза, существуют определенные технологии, обеспечивающие качественное обучение по направлениям и специальностям.

Основными современными педагогическими технологиями являются [2]:

1) Технология развития критического мышления.

2) Проектная технология.

3) Технология развивающего обучения.

4) Здоровьесберегающие технологии.

5) Игровые технологии.

6) Модульная технология.

7) Технология мастерских.

8) Кейс-технология.

9) Технология интегрированного обучения.

10) Педагогика сотрудничества.

11) Технологии уровневой дифференциации.

12) Групповые технологии.

13) Традиционные технологии.

Из всего перечня образовательных технологий особое внимание хотелось бы уделить рассмотрению, которые наиболее активно применяются в военных вузах.

Технология развития критического мышления — позволяет обучающемуся самостоятельно выявлять закономерности, анализировать ситуации, развивать критическое мышление, обращаясь к различным источникам информации.

Положительными моментами применения данной технологии является тот неоспоримый факт, что всем курсантам, проходящих обучение в военном вузе необходимо критически подходит к той информации, которую они получают, уметь анализировать, выделять главное и второстепенное в том материале, с которым приходится работать ежедневно.

Проектная технология — тот вид технологии, который особое место занимает в подготовке высококвалифицированных специалистов инженерных и военных вузов.

В основе проектного обучения лежат следующие позиции [3]:

– на первом месте — обучающийся, которому уделяется особое внимание для развития его творческих навыков;

– образовательный процесс строится не в логике учебного процесса, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в обучении;

– комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося;

– глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в различных ситуациях.

С точки зрения образовательной технологии, она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, которые сами по себе являются творческими.

Благодаря применению проектной технологии обучающиеся становятся способными самостоятельно сконструировать свои знания и ориентироваться в информационном поле, развивают критическое мышление и учатся мысленному прогнозированию.

Сама по себе проектная деятельность в военном вузе непосредственно связана с военно-научным обществом, в котором состоят большое количество курсантов. Именно используя проектную деятельность, обучающиеся обладают уникальной возможностью наглядно увидеть и применить теоретические знания на практике. Каждый проект — это своеобразная научная работа, которую выполняют будущие военные инженеры, рассматривая те или иные примеры, взятые из реальной жизни.

Особое место среди всех перечисленных технологий занимает технология интегрированного обучения. Название «интегрированная» обусловлено тем, что по определению процесс интеграции (от лат. Integratio — соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция содержания (в обучении) — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности. Уникальность применения данной технологии в военном вузе заключается в том, что каждая дисциплина, проводимая общеакадемическими кафедрами, неразрывно связана с военными дисциплинами, которые изучаются на старших курсах.

Интегрированное обучение обладает развивающими возможностями и является мотивационным параметром для активации обучения.

Специфика военного вуза диктует свои особые условия и требования к подготовке и проведению занятий, независимо от курса обучения. Чем старше курс, тем сложнее применять классические подходы и классические образовательные технологии. Благодаря большому числу и наличию различных подходов к образовательному процессу, в условиях военного вуза возможно применение и модификация основных педагогических технологий, использование которых не противоречит основных принципам дидактики и педагогики.

Рассматривая только некоторые из применяемых педагогических технологий, можно сделать вывод, что все они направлены на формирование полноценного, высококвалифицированного специалиста в своей области. Учитывая современные темпы роста требований к выпускникам военных вузов, совершенно очевидным является необходимость в формировании новой стратегии высшего военного образования, способной путем использования педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе вуза, восстановить утерянную гармонию в деятельности механизмов самоорганизации субъектов этого процесса.

Литература:

  1. Калачев А. В., Борщенко С. А., Буршит И. Е. Современные образовательные технологии: педагогика и психология: монография. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.
  2. Ищак Е. Р. Современные педагогические технологии как основа проектирования учебных занятий в вузе // СТЭЖ. 2011. № 14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-pedagogicheskic-tehnologii-kak-osnova-proektirovaniya-uchebnyh-zanyatiy-v-vuze (дата обращения: 23.09.2024).
  3. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / А. В. Хуторской. 2-е изд. стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2010. — С. 229–244.
  4. Дахова М. Н., Ферару Г. С. Заинтересованность студентов вузов в формировании профессиональных знаний и компетенций [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. — 2016. — № 6 (66). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zainteresovannost-studentov-vuzov-v-formirovanii-professionalnyh-znaniy-i-kompetentsiy (дата обращения: 25.09.2024).
  5. Раджагалиев Б. П., Нурмагомедова Н. Х. Кейс-технологии в образовании [Электронный ресурс] // Вестник социально-педагогического института. — 2015. — № 2 (14). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 25.09.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): военный вуз, критическое мышление, образовательный процесс, интегрированное обучение, проектная технология, военный, особое внимание, особое место, проектная деятельность, технология развития.


Похожие статьи

Задать вопрос