Развитие транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.11.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Ярочкин, К. А. Развитие транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области / К. А. Ярочкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118921/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются актуальные проблемы доступности транспорта для такой категории граждан как инвалиды. Во внимание взяты основные проблемы развития транспортного комплекса для маломобильных граждан на примере Свердловской области, а также формулируются направления для развития данного направления. Автор акцентирует внимание и на таком актуальном направлении государственной политики, как внедрение цифровых технологий во все сферы общественных отношений, в т. ч. это затронуло и транспортных комплекс. Автоматизация процессов позволяет сделать транспорт более «предсказуемым» в передвижении (следить в режиме «онлайн», где он находится и через сколько прибудет), что оптимизирует процесс и в сфере перевозок, и делает более предсказуемым время ожидания для граждан.

Ключевые слова: транспортный комплекс, транспорт, льготы, инвалиды, транспортное обслуживание.

В настоящее время курс государственной политики при развитии транспортного комплекса направлен на его доступность для всех групп населения, в том числе и маломобильных. Например, в Свердловской области делается акцент на доступности транспорта для таких категорий граждан как инвалиды в виде льготного проезда на городском транспорте, освобождение от уплаты транспортного налога за один зарегистрированный легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно, оказываются и иные меры поддержки.

Развитие транспортного комплекса опосредует особый акцент на доступности различных видов транспорта для отдельных категорий граждан. В числе таковых следует отметить инвалидов, для которых предпринимаются особые меры для предоставления им возможности пользоваться инфраструктурой наравне с остальными гражданами. Для создания такого баланса на законодательном уровне предусмотрены различные льготы [1].

Вместе с тем, в ряде случаев предоставление таких льгот носит декларативный характер. Речь идет об ущемлении прав инвалидов. Например, практика богата примерами, когда в ходе проверки органами прокуратуры выявляется невыполнение мероприятий по обеспечению инвалидов и иных маломобильных групп населения беспрепятственного пользования объектами транспортной инфраструктуры. Как следствие, это актуализирует необходимость пересмотра мер ответственности за совершение таких правонарушений.

Кроме того, нельзя не отметить, что выполнение мероприятий в рамках «Доступной среды» происходит неравномерно во всех субъектах РФ. Безусловно, лидирующие место занимает г. Москва, в которой наиболее развита транспортная инфраструктура и создаются различные удобства для инвалидов. Представляется, что при совершенствовании транспортного комплекса для маломобильных граждан в Свердловской области во внимание должен браться в первую очередь опыт г. Москвы в данном вопросе. В частности, это и различные средства автоматизации общественного транспорта (использование цифровых технологий, которые делают более доступным использования транспорта для граждан) [3, c. 55].

Следует отметить, что внедрение цифровых технологий является одним из векторов государственной политики. Автоматизации подлежит и сфера транспортного комплекса. Как следствие, определенные усилия в данном направлении уже достаточно активно применяются последние несколько лет. Например, оплата проезда с использованием банковских карт, что зачастую даже со стороны перевозчиков делается выгоднее (с целью популяризации именно безналичной формы оплаты). Сам транспорт оснащается различными цифровыми информационными экранами.

Как указывает В. М. Шутов и О. Н. Суханова, «Главными целями и задачами по развитию общественного транспорта в России до 2030 года стали: улучшение доступности общественного транспорта и сделать перевозки безопаснее. На данный момент в нашей стране нет региона с развитой структурой общественного транспорта, именно поэтому эта проблема стала одной из основных среди граждан в наше время. Для решения поставленных задач был внедрен комплекс мер, который должен повысить качество управления общественным транспортом, а также повысить пассажирскую мобильность» [4, c. 42].

Так, например, в сфере железнодорожного транспорта активное развитие получает концепция «Цифровая железная дорога», которая предполагает внедрение цифровых технологий, направленных на взаимодействие с центральными базами данных и призваны обеспечивать более точное управление движением поездов. Это позволит сократить временные и ресурсные затраты, оптимизировать планирование, и, следовательно, увеличить эффективность железнодорожных перевозок.

Как отмечается в научной литературе, «важной составляющей такой концепции является развитие системы управления транспортными потоками, что сделает перевозки более предсказуемыми и снизит вероятность задержек. Также будет создана автоматизированная система управления, которая позволит отслеживать местоположение поездов и обеспечивать бесперебойное управление железнодорожной инфраструктурой» [2, c. 194].

При этом внедрение таких цифровых новшеств происходит не только в сфере железнодорожного транспорта, но и иных. Например, в рамках общегородских автобусов. Безусловные преимущества от внедряемого направления получают и маломобильные категории граждан. Однако камнем преткновения опять же является неравномерное развитие субъектов РФ в данном направлении. Наиболее ощутима транспортная реформа, в аспекте внедрения различных информационно-телекоммуникационных технологий, в г. Москве, тогда как в иных субъектах РФ она происходит не так ритмично. Представляется, что в определенной степени это связано с недостаточным финансированием, а также технической оснащенностью.

Определенную роль в реализации данного направления имеет эффективно выстроенная региональная политика. Для этого крайне важно на региональном уровне принимать соответствующие нормативные правовые акты с конкретными мерами и прогнозами по трансформации транспортного комплекса, в т. ч. с учетом его автоматизации (во внимания беря уже успешный опыт иных субъектов РФ) на плановый год, по итогам которого анализировать достижения и проблемы, с которыми пришлось столкнуться при реализации политики в указанном направлении. Только при комплексном подходе к разрешению возникающих трудностей удастся достичь результатов в практическом воплощении «цифрового транспортного комплекса».

Таким образом, предоставление транспортных услуг инвалидам в Свердловской области нельзя признать совершенным. На законодательном уровне принимаются меры поддержки маломобильных граждан (например, предоставляются льготы в сфере транспорта). Однако на практике еще встречаются нарушения прав инвалидов в данной сфере (например, в аспекте парковочных мест для инвалидов, которые предусмотрены не везде; отсутствие инфраструктуры для инвалидов с целью беспрепятственного пользования ими транспортом и др.).

Для разрешения сложившейся ситуации необходимо совершенствовать как правовую основу в данной сфере, так и организационные аспекты. Как следствие, предлагаем принять самостоятельный Федеральный закон, который урегулирует основные вопросы организации транспортного обслуживания населения (с учетом особенностей транспортного обслуживания инвалидов), а также взаимодействие государственных органов между собой по таким вопросам. При этом особенности предоставления транспортных услуг инвалидам должны быть урегулированы и на региональном уровне с учетом местных особенностей.

Что касается организационных аспектов, то совершенствование транспортного комплекса для маломобильных граждан в Свердловской области должно происходить с учетом уже имеющегося успешного опыта в данной сфере, а именно по примеру г. Москвы. В частности, это относится к использованию различных цифровых технологий в сфере транспорта, развитие транспортной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей инвалидов.

Литература:

  1. Закон Свердловской области от 19.12.2016 № 148-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Свердловской области» // Областная газета. № 239. 2016.
  2. Голышев, А. А. Продвижение цифровых технологий в системах автоматизации на железнодорожном транспорте / А. А. Голышев // Научно-исследовательский центр «Technical Innovations». — 2023. — № 20. — С. 191–195.
  3. Калинин, И. С. Обеспечение доступности общественного транспорта для инвалидов / И. С. Калинин // Соискатель — приложение к журналу «Мир транспорта». — 2023. — № 4(15). — С. 50–57.
  4. Шутов, В. М. Цифровые технологии на службе у транспорта / В. М. Шутов, О. Н. Суханова // Вклад молодых ученых в инновационное развитие АПК России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции молодых ученых, Пенза, 26–27 октября 2023 года. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. — С. 42–45.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортный комплекс, общественный транспорт, москва, Свердловская область, государственная политика, гражданин, инвалид, субъект РФ, транспортная инфраструктура, беспрепятственное пользование.


Похожие статьи

Разработка мер поддержки малого предпринимательства в Иркутской области

Сегодня в мире совершенствованию малого предпринимательства уделяется большое внимание. Активная поддержка этого вида предпринимательства руководством стран отражается эффектом, который получает национальная экономика от малого бизнеса, её невозможно...

Мобильность населения как социальный приоритет государственной транспортной политики и фактор повышения качества жизни населения России

В статье проанализированы социальные приоритеты государственной транспорт-ной политики в России. Сделан вывод о необходимости разработки и внедрения социальных транспортных стандартов как основы повышения качества жизни населения России.

Социальный туризм как часть комплекса программ для пожилых в рамках Национального проекта «Демография» на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Московского района Санкт-Петербурга

В статье исследуется социальный туризм как форма поддержки активного и творческого долголетия и качества жизни пожилых граждан, а также рассматривается опыт успешной реализации программы по развитию социального туризма для граждан старшего возраста н...

Об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Статья посвящена вопросам поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства и ее эффективности в Российской Федерации. Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. На основе проведенного исследо...

Проблемы развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте

В статье говорится о основных направлениях развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте. Рассматриваются проблемы развития инновационных процессов в перевозке пассажиров городским наземным транспортом.

К вопросу о внедрении инноваций в сфере общественного пассажирского транспорта

В статье представлены основные проблемные моменты процесса внедрения инноваций в сфере общественного пассажирского транспорта. Изучено понятие и классификация инноваций, определены основные направления внедрения инноваций на предприятиях общественног...

Моделирование распределения пассажиропотоков по различным видам общественного транспорта с учетом требований пассажиров

Предложена методика определения целевых групп пассажиров для конкретного вида городского пассажирского транспорта, обслуживая которые, потребности населения в перевозках будут удовлетворяться максимально полно и качественно с минимальными затратами.

Правовая природа отношений в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте

В статье акцентируется внимание на том, что транспортная инфраструктура активно развивается, и в Российской Федерации остро стоит проблема большого количества дорожно-транспортных происшествий с гибелью и потерей здоровья людей. Исходя из этого, обес...

Оценка доступности социально-экономической городской среды для маломобильных жителей г. Читы

В статье рассматриваются удовлетворенность доступностью общественного транспорта граждан с ОВ, современное состояние системы городской инфраструктуры, проблемы организации транспортной среды города Читы, а также вопрос качества транспортного обслужив...

Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг

В России на сегодняшний день активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Сфера перевозок и хранения грузов имеет большие перспективы развития в огромной по масштабам России. С каждым годом транспортные сети продолжают расширяться и сов...

Похожие статьи

Разработка мер поддержки малого предпринимательства в Иркутской области

Сегодня в мире совершенствованию малого предпринимательства уделяется большое внимание. Активная поддержка этого вида предпринимательства руководством стран отражается эффектом, который получает национальная экономика от малого бизнеса, её невозможно...

Мобильность населения как социальный приоритет государственной транспортной политики и фактор повышения качества жизни населения России

В статье проанализированы социальные приоритеты государственной транспорт-ной политики в России. Сделан вывод о необходимости разработки и внедрения социальных транспортных стандартов как основы повышения качества жизни населения России.

Социальный туризм как часть комплекса программ для пожилых в рамках Национального проекта «Демография» на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Московского района Санкт-Петербурга

В статье исследуется социальный туризм как форма поддержки активного и творческого долголетия и качества жизни пожилых граждан, а также рассматривается опыт успешной реализации программы по развитию социального туризма для граждан старшего возраста н...

Об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Статья посвящена вопросам поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства и ее эффективности в Российской Федерации. Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. На основе проведенного исследо...

Проблемы развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте

В статье говорится о основных направлениях развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте. Рассматриваются проблемы развития инновационных процессов в перевозке пассажиров городским наземным транспортом.

К вопросу о внедрении инноваций в сфере общественного пассажирского транспорта

В статье представлены основные проблемные моменты процесса внедрения инноваций в сфере общественного пассажирского транспорта. Изучено понятие и классификация инноваций, определены основные направления внедрения инноваций на предприятиях общественног...

Моделирование распределения пассажиропотоков по различным видам общественного транспорта с учетом требований пассажиров

Предложена методика определения целевых групп пассажиров для конкретного вида городского пассажирского транспорта, обслуживая которые, потребности населения в перевозках будут удовлетворяться максимально полно и качественно с минимальными затратами.

Правовая природа отношений в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте

В статье акцентируется внимание на том, что транспортная инфраструктура активно развивается, и в Российской Федерации остро стоит проблема большого количества дорожно-транспортных происшествий с гибелью и потерей здоровья людей. Исходя из этого, обес...

Оценка доступности социально-экономической городской среды для маломобильных жителей г. Читы

В статье рассматриваются удовлетворенность доступностью общественного транспорта граждан с ОВ, современное состояние системы городской инфраструктуры, проблемы организации транспортной среды города Читы, а также вопрос качества транспортного обслужив...

Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг

В России на сегодняшний день активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Сфера перевозок и хранения грузов имеет большие перспективы развития в огромной по масштабам России. С каждым годом транспортные сети продолжают расширяться и сов...

Задать вопрос