В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начинает играть значительную роль в понимании собственных способностей. Исследования показывают, что уровень учебной мотивации напрямую влияет на самооценку младших школьников. Понимание того, как эти два фактора взаимосвязаны и какие стратегии можно применить для стимулирования позитивной учебной мотивации у детей этого возраста, имеет важное значение для развития успешной образовательной траектории.
Ключевые слова: учебная мотивация, младшие школьники, самооценка, социометрический статус, умственная работоспособность, начальная школа, психология, мотив, обучение.
Современному обществу нужен человек, способный мыслить самостоятельно, ставить новые задачи перед собой и обществом и находить для них решения, быть готовым к индивидуальной и коллективной работе, осознавать последствия своих действий для себя, других людей и общества. Поэтому на первый план выходит развитие школьников.
По мнению А. Н. Леонтьева: «Мотивация является ключевым внутренним фактором, определяющим успешность учебной деятельности. В то же время проблемы с мотивацией, нежелание учиться и отсутствие интереса к ней создают основные препятствия в современном школьном образовании, с которыми сталкиваются многие учителя. Мотивация к обучению представляет собой системный процесс, обеспечивающий мотивацию, направленность и регуляцию учебной деятельности. Она состоит из системы различных видов мотивов, инициирующих и направляющих учебную деятельность, целей, стратегий самоконтроля, настойчивости, а также характеристик представлений о средствах достижения целей и их доступности для обучающегося субъекта, регулирующих реализацию деятельности и реакции на неудачу» [4, c. 41].
А. Н. Леонтьев считает, что «мотив — это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности». А также он выделяет две функции мотивов: функции побуждения и смыслообразования. «Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, (положительные или отрицательные) — порой остро эмоциональные, аффективные, лишенных смыслообразующие функции. Это мотивы стимулы» [4, c. 49].
Е. П. Ильин исследует внутреннюю сущность психологической структуры индивида, проявляемую в поведенческих реакциях, взаимоотношениях с окружающим миром и разнообразных видах творчества [2]. По словам Д. Б. Эльконина, мотивация представляет собой динамичный процесс физиологического и психологического регулирования человеческим поведением, определяющий его направленность, структурированность, активность, и устойчивость [7].
Личностные качества детей младшего школьного возраста, такие как доверительность и открытость, исполнительность и послушание, играют значимую роль в их жизни. К этому времени они уже начинают осознавать свои собственные способности и возможности, а также осознают, что успех зависит от усилий и стараний. Учебная деятельность и формирование произвольности психических функций становятся ключевыми аспектами развития в младшем школьном возрасте, что способствует развитию самоконтроля и рефлексии у детей.
Учебная деятельность является важным фактором, который оказывает влияние на формирование самооценки младших школьников. Поэтому учителю начальных классов необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности самооценки детей в учебном процессе, для осуществления индивидуального и дифференциального подхода в обучении. Младшие школьники, согласно теории Л. С. Выготского, начинают формировать устойчивое и дифференцированное отношение к самим себе, что приводит к развитию самооценки. Этот внутренний процесс оказывает влияние на их взаимодействие с окружающими, интегрируя опыт деятельности и общение. Способность к контролю нормативных аспектов и соответствие социальным стандартам являются важными элементами самооценки, позволяющими формировать целостное поведение [1].
Исследования психолога Л. С. Славиной показывают, что у младших школьников обнаруживаются различные виды оценки собственной личности. Эти виды включают, в частности, адекватную и устойчивую самооценку. Самооценка зависит от развитости умения человека анализировать себя, быть критичным и требовательным не только к себе, но и к окружающим. Основными средствами самооценки являются сравнение, самонаблюдение, самоотчет, самоанализ. Через использование этих средств личность может оценить свои возможности, качества, достижения, место среди других людей и в различных сферах своей жизнедеятельности [6].
Важной частью жизни младших школьников является нахождение в школе. Это приводит к тому, что значение присуждаемых оценок преподавателей становится лидирующим фактором в формировании их собственного мнения о себе. Оценки, получаемые в школе, функционируют как отражение не только успеваемости, но и личности, позиционирования среди сверстников и уровня способностей учащегося. Воспринимая оценку учителя, школьники выражают оценку себя и своих друзей в образовательной иерархии, различают на основании успехов, дисциплинированности и ответственности, распределяя на категории отличников, хорошистов, средних и слабых [3].
Учебная мотивация играет важную роль в формировании самооценки у младших школьников. Когда у ребенка есть высокая учебная мотивация, он ощущает большее удовлетворение от учебного процесса, стремится к достижению успеха и улучшению своих навыков. Это, в свою очередь, положительно сказывается на его самооценке. Если у ребенка низкая учебная мотивация, он может испытывать чувство беспомощности, неуверенности в своих силах и низкую самооценку. Недостаточная мотивация может привести к отсутствию интереса к учебе, пассивности и нежеланию преодолевать трудности, что в конечном итоге отразится на самооценке ребенка. Поэтому важно стимулировать учебную мотивацию у младших школьников, создавая условия для развития их учебных интересов, поощряя достижения и поддерживая уверенность в собственных силах. Позитивная учебная мотивация способствует улучшению самооценки и формированию позитивного отношения к учебе.
При изучении влияния учебной мотивации на самооценку младшего школьника мы опирались на теоретические положения. Цель исследования : проанализировать влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника.
В процессе диагностики влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника мы использовали следующие методики: социометрия (Дж. Морено), методика определения мотивов учения (М. Р. Гинзбург), методика «Лесенка побуждений (Л. И. Божович, И. К. Маркова).
Результаты методик были переведены в ранги для того, чтобы сопоставить уровень учебной мотивации ребенка с его социометрическим статусом, с помощью метода ранговой корреляции по Спирмену (по исследованиям А. К. Кутмановой) [3]. Результаты проведенного корреляционного анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа
Сопоставляемые параметры |
Социометрический статус ребенка |
Уровень учебной мотивации |
r эмп =-0,48** |
Критические значения для N = 30: *r- крит. = 0,36 при 0,05 уровне значимости; **r- крит. = 0,47 при 0,01 уровне значимости.
На основе проведенного корреляционного анализа можно сделать следующий вывод: показатель уровня учебной мотивации имеет отрицательную связь с показателем социометрического статуса ребенка (r эмп =- 0,48). Дети с высоким уровнем учебной мотивации направляют большую часть своего времени на обучение, книги и развитие, что, вероятно, уменьшает время на общение. Когнитивные способности могут преобладать над эмоциональными, что делает детей более склонными к взаимодействию через школьные предметы. Неразвитые коммуникативные навыки могут привести к конфликтам с одноклассниками — это еще одна причина, объясняющая полученные результаты.
Для более подробного исследования связи мотивации, побуждающей младших школьников к обучению в школе, мы расширили критерии корреляционного анализа. Полученные результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа
Мотивация, побуждающая младших школьников к обучению в школе |
Социометрический статус ребенка (rэмп) |
Познавательные — игровые мотивы |
0,34 |
Познавательные — социальные мотивы |
- 0,39 |
Мотивы с высокой — низкой побудительной силой |
-0,42 |
Критические значения для N = 30: *r- крит. = 0,36 при 0,05 уровне значимости; **r- крит. = 0,47 при 0,01 уровне значимости.
Проведенный корреляционный анализ выявил значимые связи:
- Взаимосвязь между уровнем социометрического статуса ученика и интенсивностью его познавательных и социальных мотивов была установлена как отрицательная (r эмп =-0,39; r sэмп > r кр (p<0,05). Таким образом, чем сильнее выражены познавательные мотивы, тем ниже статус ученика в социометрической группе. С другой стороны, чем более значимы социальные мотивы, тем выше социометрический статус студента. Поэтому можно предположить, что дети с более выраженной социальной мотивацией предпочитают больше времени общаться с товарищами, строить дружеские отношения, что, возможно, в конечном итоге делает их более успешными в общении.
- Показатель выраженности мотивов с высокой — низкой побудительной силой имеет отрицательную связь с показателем социометрического статуса ребенка (r эмп =-0,42; r sэмп > r кр (p <0,05)). Учащиеся начальных классов, у которых высокие учебные, социальные и позиционные мотивы, имеют низкий социометрический статус. С другой стороны, у тех, у кого низкая побудительная сила в мотивах (внешние, игровые, оценочные), социометрический статус выше. Вероятно, это объясняется тем, что у младших школьников с низкой побудительной силой мотивов больше интереса к общению с друзьями, чем к получению новых знаний. Они предпочитают проводить время в компании сверстников, играя, обсуждая интересные для них темы, вместо усердного выполнения школьных заданий.
Эффективное повышение учебной мотивации у младших школьников требует комплексного подхода и применения разнообразных практических методов. Создание поддерживающей среды, учет индивидуальных особенностей, обратная связь, игровые методы обучения и позитивный эмоциональный фон — все эти шаги позволят младшим школьникам развивать свою мотивацию к учебе, что, в свою очередь, повлияет на их самооценку и успехи в учебе.
Литература:
- Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте / Л. С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И. В. Дубровина [и др.]. — М.: Мир, 2007. — С. 278–282.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер 2000. — 512 с.
- Кутманова, А. К. Связь учебной мотивации и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста / А. К. Кутманова. — Пенза, 2020. — 72 с.
- Леонтьев, А. Н. Современная психология / Под ред. А. В. Запорожца и др. — М.: МГУ, 2000. — С. 40–53.
- Овчинникова, А. И. Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности / А. И. Овчинникова, М. Ю. Шаблиевский // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 475–477.
- Славина, Л. С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника / Л. С. Славина // Изучение мотивации поведения детей и подростков: сборник экспериментальных исследований– М.: Педагогика, 2002. — С. 45–80.
- Эльконин Д. Б. Психология развития / Д. Б. Эльконин. — М.: Проспект, 2011. — 145 с.