Статья посвящена анализу совокупности норм права, направленных на государственную защиту материнства и детства как основу института семьи.
Ключевые слова: материнство, обязанности родителей, конституционные обязанности родителей, защита детства в РФ, государственная защита института семьи.
The article is devoted to the analysis of a set of legal norms aimed at state protection of motherhood and childhood as the basis of the institution of the family.
Keywords: motherhood, duties of parents, constitutional duties of parents, protection of childhood in the Russian Federation, state protection of the institution of the family.
Статья 38 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г., с поправками 2020 г. гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» [1].
В свою очередь, А. Л. Санташов, Н. Ю. Скрипченко обобщают шире нормы Конституции РФ: «Установив на уровне Основного Закона семью, материнство и детство в числе объектов государственной защиты (ч. 1 ст. 38) и провозгласив интересы детей в качестве важнейшего приоритета национальной политики (ч. 4 ст. 67.1), отечественный законодатель отнес обязанность родителей и детей о взаимной заботе к конституционным обязанностям (ч. 2 и 3 ст. 38) …» [3]. Как мы видим, в научной литературе происходит соотнесения национальной политики в отношении детей, и деятельности по охране и защите прав детства, формулирования ряда конституционных обязанностей прав и родителей, как неразрывной совокупности системы норм.
В свою очередь ценность материнства и детства можно формулировать исходя из демографических, стратегических задач современного российского государства, так В. А. Мун приходит к следующим выводам: «Особая государственная защита таких ценностей как материнство и детство обусловлена тем, что данный институт является гарантом непрерывной смены поколений, а также условием сохранения и развития многонационального народа России. Проблемы государственно-правовой охраны материнства и детства остаются актуальными во все времена» [4, с. 3].
Помимо закрепленных в Конституции прав и обязанностей родителей и детей, существует совокупность источников направленных на защиту материнства и детства: Семейный кодекс РФ [2], распоряжение Президента РФ от 29 января 1992 г. № 41-рп «О Координационном комитете по вопросам семьи, материнства и детства при Президенте Российской Федерации» [5], Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [10], Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [6], Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [7], Федеральный закон РФ от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» [8], Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» [9] и другие.
Таким образом, в Российской Федерации существует система норм права, направленная на регулирование защиты материнства и детства: базовые принципы и государственная политика закреплены на уровне Конституции РФ, блок норм закреплён к кодифицированном акте — Семейном кодексе РФ и законах РФ, регулирующих более узкие общественные отношения (например, связанные с материальной поддержкой материнства и детства), совокупности подзаконных нормативных актов, направленных на реализацию и дополнения законов РФ в рассматриваемой сфере.
Говоря о практических вопросах защиты материнства и детства возможно выделить практические способы защиты материнства и детства, посредствам анализа совокупности законов и подзаконных нормативных актов, озвученных выше — одной из основных задач государства в этой сфере является создание условий, способствующих укреплению семьи и повышению её роли в обществе, материальной поддержки семьи, создания системы норм права, исходя из политики защиты семьи, материнства и детства. Для этого разрабатываются и реализуются различные программы и проекты, направленные на поддержку семей с детьми.
Основные направления государственной политики в области защиты материнства и детства:
— Материальная поддержка семей с детьми. Государство предоставляет различные виды пособий и выплат, направленных на поддержку семей с детьми. Это могут быть единовременные пособия при рождении ребёнка, ежемесячные пособия на детей, материнский (семейный) капитал и другие виды помощи.
— Охрана здоровья матери и ребёнка. Государство обеспечивает доступность и качество медицинской помощи для женщин в период беременности и родов, а также для детей всех возрастов. Это включает в себя развитие сети перинатальных центров, детских поликлиник и больниц, а также обеспечение доступности качественных лекарственных препаратов и медицинских изделий.
— Развитие системы образования. Государство обеспечивает доступность и качество образования для детей всех возрастов. Это включает в себя развитие сети дошкольных учреждений, школ и других образовательных организаций, а также обеспечение доступности качественного образования для всех детей.
— Социальная защита семей с детьми. Государство обеспечивает социальную защиту семей с детьми, включая предоставление различных видов социальных услуг, таких как услуги по уходу за детьми, услуги по реабилитации детей-инвалидов и другие виды социальной помощи.
— Поддержка многодетных семей. Государство оказывает поддержку многодетным семьям, включая предоставление различных видов льгот и компенсаций.
— Профилактика семейного неблагополучия. Государство принимает меры по профилактике семейного неблагополучия, включая развитие системы служб социальной помощи семьям и детям.
— Поддержка молодых семей. Государство оказывает поддержку молодым семьям, включая предоставление различных видов льгот и субсидий.
— Развитие системы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство обеспечивает доступность и качество услуг по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.
Таким образом, государственная политика в области защиты материнства и детства направлена на создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей, а также на поддержку семей с детьми. Это способствует укреплению института семьи и повышению её роли в обществе, соответственно Российскую Федерацию возможно охарактеризовать как прогрессивное социальное государство, обладающее развитой системой норм, образующих комплексное регулирование защиты материнства и детства, как основы института семьи в РФ.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) // Собрание законодательства РФ. — 01.01.1996. — № 1. — Ст. 16.
- Санташов, А.Л., Скрипченко, Н. Ю. Уголовная политика в отношении несовершеннолетних: quo vadis? М.: Юрлитинформ, 2022. С. 196.
- Мун, В. А. Государственно-правовая охрана материнства и детства в России в середине XIX — начале XX вв. / В. А. Мун: … дисс. к.ю.н. — Саратов. — 2020. — 262 с.
- О Координационном комитете по вопросам семьи, материнства и детства при Президенте Российской Федерации: Распоряжение Президента РФ от 29.01.1992 № 41-рп // Ведомости СНД и ВС РФ. — 06.02.1992. — № 6. –Ст. 295.
- О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. — 01.01.2007. — № 1 (1 ч.). — Ст. 19.
- Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Собрание законодательства РФ. — 01.01.2007. — № 1 (1 ч.). — Ст. 18.
- Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. — 31.12.2018. — № 53 (часть I). — Ст. 8427.
- Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года: Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р (ред. от 27.10.2023) // Собрание законодательства РФ. — 01.02.2021. — № 5. — Ст. 914.
- О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. – 22.05.1995. № 21. Ст. 1929.