Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Суворина, А. В. Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы / А. В. Суворина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45.1 (544.1). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118719/ (дата обращения: 07.11.2024).



В статье рассматриваются некоторые методы и приёмы формирования экологической культуры на уроках русского языка и литературы, приводятся конкретные примеры организации урочной деятельности.

Ключевые слова: экологическая культура, экологизация, межпредметная связь, методы и приёмы формирования экологической культуры.

Экологическая культура — это органическая, неотъемлемая часть культуры, охватывающая те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. [2] Являясь показателем всесторонне развитой личности, экологическая культура формируется на всех учебных предметах и во внеурочной деятельности, так как предполагает совокупность знаний об исторически сложившемся опыте взаимодействия человека и природы.

На уроках русского языка и литературы овладение экологическими знаниями, идеалами и нормами ведется посредством работы со словом и текстом, в том числе за счет интеграции этих предметов, а также биологии, экологии, мировой художественной культуры. Возникающие при чтении и обсуждении прочитанного эмоции, мысли и чувства являются основой для формирования нравственной и гражданской позиции. Результатом педагогического воздействия становится деятельность ученика, направленная на ограничение своей свободы и охрану окружающей среды.

Экологизация уроков русского языка и литературы предполагает использование в качестве дидактического материала специфической лексики. Работа со словом должна быть организована так, чтобы оно воспринималось как код концепта, то есть своеобразное отражение действительности. Поэтому важную роль в обогащении лексикона ученика и расширении его представлений об окружающем мире играют межпредметные связи. Например, на уроке русского языка в 6 классе вводится новое слово «багряный». Увидеть красоту природы помогает осенний пейзаж в стихотворении И. Бунина «Листопад». Строчки «Лес, точно терем расписной,// Лиловый, золотой, багряный»... показывают, как работает цветопись в поэзии. Детям предлагается задание придумать предложения или словосочетания со словами, обозначающими цвет, чтобы создать яркий художественный образ. А закрепление в сознании учеников написания и значения слова «пичужка» происходит посредством зрительного ряда, где представлены птицы, занесенные в Красную книгу России.

Без словарной работы не обходится и урок литературы. В 7-м классе, читая повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», мы анализируем образ степи. Это не просто пейзаж, а символ Родины, характеризующий казацкую вольницу. Отрывок начинается с оценочного суждения, что степь прекрасна, и заканчивается авторским восклицанием: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!». Но не каждый ребенок способен увидеть созданный писателем «зелено‑золотой океан, по которому брызнули миллионы разных цветов». Не случайно современные дети предпочитают книге фильм. Задача учителя — показать эту красоту через образцовое чтение, анализ художественно-изобразительных средств и словарную работу. Если большинство птиц, названных в отрывке, дети еще могут представить, то волошки, дрок и кашка , скорее всего, им незнакомы. Ученикам даётся задание: найти на фотографиях то, что описал Гоголь. Яркие образы помогают понять уникальность созданий природы.

На уроках русского языка при изучении лингвистических норм ученики работают с предложениями и текстами экологической направленности. Дидактический материал, подобранный учителем для достижения предметных результатов, должен побуждать к размышлениям, формировать ценностные личностные ориентиры. Так, закрепляя тему «Склонение числительных» в 6-м классе, учитель знакомит детей с реальными фактами, представленными числами, предлагая записать числительные словами и определить падеж: «1) Производство продукции из пластика составляет более 300 млн тонн ежегодно и продолжает расти. 2) На основе лабораторных экспериментов удалось установить, что для полного разложения пластиковой бутылки под действием ультрафиолета и перепадов температур понадобится от 100 до 500 лет. 3) На свалки попадают 133 тысячи тонн полиэтиленовых пакетов, которые много лет разлагаются, выделяя вредные вещества». [1] Дети могут самостоятельно сделать для своих одноклассников карточку по теме «Экология», подобрав 5–7 предложений с числительными и конкретизировав задание.

Одной из форм контроля по разделу «Имя числительное» является краткосрочный информационно-познавательный проект. Примерные темы: «Как прекрасен этот мир!», «Красная книга России», «Экологические привычки». Предметная задача — научить использовать числительные в речи. Дети могут сами предложить тему проекта и продукт. Публичная защита позволяет организовать наставничество «от ученика к ученику».

В целях формирования экологической культуры на уроках русского языка учитель подбирает тексты для практикумов, диктантов, изложений с учетом обучающей и воспитывающей функций, используя научные и публицистические статьи, художественные произведения. Подобный материал зачастую содержит проблемные вопросы, требует решения, развивает умение делать собственные выводы. Важную роль играют и творческие работы разных типов и стилей речи: описание животного и любимого уголка природы, рассказ по сюжетным картинкам и заданному началу, рассуждение с привлечением жизненного и читательского опыта. Например, при создании текста-повествования в жанре рассказа ученики через пейзаж характеризуют героя, раскрывают его внутреннее состояние, осознавая нерасторжимую связь человека и природы.

На уроках литературы художественные произведения раскрывают преимущественно нравственно-эстетические аспекты проблемы взаимоотношений человека и общества с природой. Оценочные суждения автора и его представления об идеале и нормах поведения в природной среде формируют ценностные и нормативные представления у обучающихся.

Так, в 5-м классе при анализе сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» основное внимание уделяется характеристике главного героя. Мальчик обидел коня, поэтому в деревню приходит лютый мороз. Дети остро сопереживают животному, негодуют из-за поведения героя и следят за тем, как к нему приходит раскаяние. Финал сказки — возвращение тепла, гармония в отношениях людей и природы — можно считать нравственным ориентиром. В рассказе «Заячьи лапы» обратная композиция позволяет увидеть потребительское отношение человека к природе. Зайца, которого приносит на лечение один из героев, советуют зажарить и съесть. Чтение с остановками — приём, позволяющий предположить причину обращения к врачу. Оказывается, этот заяц спас старика во время пожара.

Рассказы К. Г. Паустовского глубоко трогают детей 5-х классов, они делятся историями, как животные помогают людям, как им самим приходилось лечить домашних питомцев.

В балладе М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», которая изучается в 6-м классе, описывается, как люди, чтобы согреться и приготовить пищу, срубили деревья. Авторская позиция не выражена явно, ведь гордые пальмы сами выбрали такую судьбу: «И стали три пальмы на Бога роптать». Однако приём олицетворения рисует страшную картину: «И пали без жизни питомцы столетий!// Одежду их сорвали малые дети,// Изрублены были тела их потом,// И медленно жгли до утра их огнем». Пейзаж в финале баллады заставляет задуматься о судьбе планеты в целом: «И ныне все дико и пусто кругом —//Не шепчутся листья с гремучим ключом». На уроке проводится беседа о конфликте и гармонии человека и природы. Наглядно представить, к чему может привести потребительское отношение к окружающему миру, помогает создание иллюстраций, сценария к мультфильму или презентаций.

В 9-м классе мы обсуждаем повесть М. Булгакова «Собачье сердце». Профессор с говорящей фамилией Преображенский берёт на себя роль творца и создает человека из собаки. Символичен хронотоп повести, ведь преображение пса заканчивается 7 января. Развязка сюжета — это осознание профессором своего поражения. На уроке мы проводим дискуссию о моральной ответственности ученого. Параллельно обсуждаем повесть «Роковые яйца», где неудачный научный эксперимент приводит к массовой трагедии. Итогом становится написание сочинения-рассуждения по теме «Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?»

На одном из уроков по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» в 10-м классе в центре обсуждения — позиция главного героя романа: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Евгений Базаров — человек науки, материалист. Он режет лягушек, чтобы использовать полученные знания во благо человечества. Этот герой часто вызывает симпатию у учеников, так как он честен перед собой и другими. И тем важнее показать, к чему может привести отношение к природе как к мастерской. Не случайно сам Тургенев не разделял позицию героя. На уроке мы говорим об этичности проведения опытов над животными, вспоминаем, что многие косметические компании отказываются от этого и пишут, что продукт не тестируется на животных. Дополняют содержание урока по роману XIX века произведения современных авторов: рассказ и роман «Цветы для Элджернона» Д. Киза повествуют о трагической судьбе мышонка и юноши, ставших жертвами научных исследований, а в стихотворении «Атомная сказка» Ю. Кузнецов называет современных материалистов дураками с «улыбкой познанья».

В 11-м классе мы читаем произведение В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Написанное в XX веке, оно актуально и сегодня. Затопленный ради строительства гидроэлектростанции остров Матёра дал название повести. Слово Прощание в названии определяет ведущую тональность произведения — для героев это прощание с домом, могилами предков, родной землей. Для читателя — это прощание с духовностью и переход к глобальному уничтожению природы ради благ цивилизации. На этом же уроке касаемся и современных ситуаций, когда ради строительства вырубаются леса, осушаются реки. Но есть и другие примеры отношения к природе. На фотографиях дети видят, как 300-летнее дерево стало частью дома в Турции, а в Японии мешающее дерево выкапывают и сажают в другом месте.

Формирование экологической культуры может иметь место на любом этапе урока русского языка и литературы. Наполненные экологическим содержанием традиционные методы и приёмы организации учебной деятельности позволяют учителю пробудить эстетическое видение природных явлений, воспитать человека с активной жизненной позицией, способного решать местные и глобальные экологические проблемы.

Литература:

  1. Соколов Ю. И. Риски тотального пластикового загрязнения планеты // Проблемы анализа риска. 2020. Т. 17. № 3. С. 30–43.
  2. Товбина В. Л. Экологическая культура: понятие и проблемы становления // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2006. № 2. С. 255–264.
  3. Уткина Т. В. Формирование экологической культуры школьников на основе интеграции предметных знаний / Т. В. Уткина. — Текст: непосредственный // Школьные технологии. — 2020. — № 5. — С. 74–84.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, экологическая культура, ребенок, природа, урок, дидактический материал, прием формирования, природная среда, словарная работа, урок литературы.


Ключевые слова

экологическая культура, экологизация, межпредметная связь, методы и приёмы формирования экологической культуры

Похожие статьи

Задать вопрос