Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 06.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Полежаева, Е. Н. Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Е. Н. Полежаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — URL: https://moluch.ru/archive/544/118952/ (дата обращения: 07.11.2024).

Препринт статьи



В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенного развития.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные умения, задержка психического развития, особенности коммуникации, дети младшего школьного возраста.

The article considers the specific features of the communicative skills and social capabilities of children with mental retardation of primary school age. The peculiar features of relationships in children with this category of impaired development are also described.

Коммуникация — это одна из основных видов деятельностей человека, она влияет на формирование личности, и определяет её характеристики.

А. П. Панфилова пишет о коммуникации как о специфическом обмене информацией, процессе передачи эмоционального и интеллектуального содержания [8, с. 12].

С. С. Бычкова говорит о том, что общение может выступать как средство обмена информацией (коммуникация) и как средство взаимодействия (интеракция) [2, с. 23].

Владение эффективной коммуникацией даётся, к сожалению, не всем. Если у ребёнка имеются трудности в коммуникативной сфере, то это может привести к искажению представления о себе, об окружающем мире и влияет на самооценку.

Д. И. Фельдштейн в своих работах, в которых он давал характеристику современных детей, отмечал у них недостаточно благоприятную социальную компетентность. По его исследованиям, 25 % детей младшего школьного возраста, проявляли беспомощность в отношениях со сверстниками, не способны разрешать простейшие конфликты. Так же Д. И. Фельдштейн говорит о такой тенденции, когда в более 30 % коммуникативных решений, которые принимают дети, имеют агрессивный характер [11, с. 17].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие коммуникативных способностей у учащихся младшего школьного возраста имеет особую актуальность. Особенно, если речь идёт о детях с задержкой психического развития (ЗПР).

По мнению М. И. Лисиной, взаимоотношения детей с ЗПР отличаются минимизированным характером, и поэтому ребенок не может «посмотреть на себя глазами другого», «быть собой и другим». У детей с задержкой психического развития нет понимания себя и своего места в общей системе межличностного общения с другими. Это способствует формированию некоторых негативных личностных качеств. В свою очередь такие негативные качества осложняют процесс внедрения ребенка в нормальную жизнь школьного коллектива [5, с. 96].

Л. И. Уманский выделяет следующие основные особенности развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития:

— низкий уровень коммуникативного компонента (недостаточное умение принимать и передавать информацию)

— недостаточно развит интерактивный компонент (неумение взаимодействовать с партнёром, совместно планировать работу, ориентироваться на партнёра, не проявлять конфликтность и т. д.);

— слабо развит перцептивный компонент (умение понимать отношения другого и сопереживать эмоциональному состоянию другого) [9, с. 112–114].

Учитывая особенности психики ребёнка с задержкой психического развития, можно говорить о том, что у таких детей слабая психологическая база для общения. У младшего школьника с задержкой психического развития часто наблюдаются такие проявления, как: уход от общения, конфликтное поведение, неспособность проявить эмпатию, снижение или отсутствие потребности в общении. Общение носит эмоционально поверхностный и ситуативный характер. Основной причиной этого является недостаточная зрелость эмоциональной-волевой сферы [4, с. 11]. Из-за неустойчивой психики такие дети поведение таких детей отличается непоследовательностью, нелогичностью и конфликтностью. По отношению ко взрослым дети с ЗПР может проявляться навязчивость, бесцеремонность, не соблюдение дистанции [7, с. 106].

Основные причины коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с ЗПР:

  1. Дефицитная психологическая база для общения , а потому наблюдается — недостаточная потребность в общении, и дезадаптивные формы взаимодействия.
  2. Недостаточная зрелость эмоциональной сферы (эмоциональная поверхностность контактов, слабая способность к сочувствию и сопереживанию).
  3. Психические процессы расторможены , и это является причиной импульсивного поведения, которое выражается в криках, ссорах, драках, повышенной обидчивости.
  4. Общая мотивационная и нравственная незрелость обуславливает проявление примитивной зависимости от более зрелых, волевых и активных сверстников и стремления подчиняться им.
  5. Недостаток критического мышления, в следствие чего дети с ЗПР могут преувеличивать свои возможности и переоценивать свои качества. При этом оценка окружающих не способствует регулируляции их поведения, потому что ребёнку трудно правильно понять её смысл.

Н. Н. Богдан отмечает следующие психологические особенности личности учащихся начальных классов с задержкой психического развития: слабая эмоциональная устойчивость и нарушение самоконтроля в процессе взаимодействия с другими детьми и взрослыми. В общении эти дети могут проявлять такие черты, как:

— провоцирующее, агрессивное поведение по отношению к другим людям;

— трудности в адаптации к школьному коллективу во время совместной деятельности;

— заторможенная или, наоборот, суетливая речь и движения;

— по отношению ко взрослому проявляется неуверенность, замкнутость, тревожное поведение.

— фамильярное отношение ко взрослому [1, с. 64].

Что бы добиться похвалы или внимания, дети младшего школьного возраста с ЗПР могут прибегать к хвастовству, обману, провоцированию сверстников на то, что бы за ним побегали, воровству. Конечно же, эти способы поведения неизбежно вызывают отрицательную реакцию окружающих и мешают социализации ребёнка [3, с. 32].

Следовательно, у младших школьников с ЗПР коммуникативные умения не могут сформироваться самостоятельно. Каждый раз, когда ребёнок попадает в новую социальную ситуацию, у него проявляются трудности в процессе адаптации к школьному коллективу. Для того, чтобы помочь учащемуся младших классов с задержкой психического развития успешно адаптироваться в коллективе сверстников и учебной деятельно в целом, необходимо осуществление психолого-педагогического сопровождения с целью развития коммуникативных умений и обучению навыкам общения.

Литература:

  1. Богдан, Н. Н. Специальная психология: пособие для пед.вузов / Н. Н. Богдан, М. М. Могильная; под общ. Ред. Л. И. Александровой. — СПб: Речь, 2011. — 320 с.
  2. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и 59 методистов ДОУ / С. С. Бычкова. — 3-е изд, испр. и доп.– М.: АРКТИ — Пресс, 2011. — 96 с
  3. Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР / Г. А. Карпова, Т. П. Артемьева. — Екатеринбург,1995.
  4. Киселёва, В. А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? / В. А. Киселёва //Дефектология. — 2007. — № 3. — с. 3–13
  5. Лисина, М. И. Формирование личности в общении / М. И. Лисина. — Спб.: Питер, 2011. — 320 с.
  6. Мкртчян, М. А. О проблеме понимания в коммуникации. // Организационно-деятельностные игры в образовании. — Красноярск, РИО КГПУ, 2001. — 100 с.
  7. Немов Р. С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2003. 688 с.
  8. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособ. А. П. Панфилова, — Спб.: Знание, 2004.
  9. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. — М.: Просвещение. 2000. — 294 с
  10. Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. — М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  11. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2. С. 12–17.


Задать вопрос