Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка. В статье автор даёт обобщённую характеристику понятия социокультурной компетенции и субкомпетенций, входящих в её состав, рассматривает сложности в работе над компетенцией и пути их преодоления. Кроме того, автор делится практическим опытом работы над формированием социокультурной компетенции.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, английский язык, иноязычная культура, критическое мышление, успешное овладение, учебный процесс.
В соответствии с новыми ФГОС целью иноязычного образования является формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции. Сегодня недостаточно лишь умений в основных видах речевой деятельности, чтобы коммуникативная компетенция считалась сформированной. Помимо этого учащиеся должны иметь представление о культуре страны изучаемого языка (сюда можно включить безэквивалентную лексику, этикет, географические и политические особенности, историю, традиции, особенности жизни сверстников и т. д). Изучение иноязычной культуры помогает расширению кругозора учащихся, повышению их познавательного интереса и развивает готовность принимать особенности менталитета и особенности поведения носителей языка при общении.
Проблемой формирования социокультурной компетенции занимаются многие учёные, например, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев, Л. Г. Кузьмина, Д. Г. Шумаков и др. Каждый исследователь даёт своё определение социокультурной компетенции. В обобщённом виде социокультурную компетенцию можно определить, как совокупность знаний о реалиях страны изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка; умение применять эти знания на практике общения и соблюдать специфические обычаи, нормы этикета, правила и стереотипы поведения, моральные и духовные законы.
Социокультурная компетенция представляет собой совокупность нескольких субкомпетенций. Различные исследователи выделяют от четырёх до восьми субкомпетенций. Наиболее часто выделяются страноведческая, поведенческая, психологическая и лингвокультурная субкомпетенции. Страноведческая компетенция подразумевает знание географии, политического строя, традиций, истории, национальных праздников и искусства страны изучаемого языка. Поведенческая включает владение речевым этикетом, средствами невербального общения. Психологическая — представление об особенностях национального менталитета, чертах национального характера, чувство толерантности по отношению к этническим особенностям, преодоление предрассудков. Лингвокультурная — знание социально и культурно маркированных лексических единиц, умение выбирать их в соответствии с содержанием высказывания. Успешное овладение социокультурной компетенцией возможно только при параллельном развитии всех субкомпетенций, оно позволяет учащимся использовать необходимые знания и модель поведения, наиболее подходящие к конкретной ситуации общения с носителем изучаемого языка.
К основным сложностям формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка можно отнести:
- отсутствие языковой среды;
- временные рамки урока;
- нехватка аутентичных материалов;
- неподготовленность учащихся к реалиям иноязычной культуры.
Преодоление упомянутых выше сложностей возможно через:
- включение в учебный процесс аутентичных материалов, отражающих культуру стран, где говорят на английском языке. Это могут быть фильмы, музыка, литература, реклама, объявления, афиши и т. д.;
- организация проектной деятельности. Выполнение проектов, связанных с культурными темами, позволяет учащимся исследовать и представлять информацию о культуре, что способствует более глубокому пониманию и развитию критического мышления;
- использование коммуникативных методов обучения. Применение активных методов обучения, таких как ролевые игры, дебаты и дискуссии, помогает учащимся практиковать язык в контексте реальных ситуаций, что способствует развитию социокультурной компетенции.
- обсуждение культурных различий. Проведение уроков, на которых обсуждаются культурные различия и стереотипы, помогает учащимся развивать толерантность и уважение к другим культурам;
- использование информационных технологий. Внедрение цифровых ресурсов, таких как онлайн-курсы, вебинары и виртуальные экскурсии, может расширить доступ к культурным материалам и сделать обучение более интерактивным.
Использование аутентичных материалов создаёт иллюзию приобщения к языковой среде, что является одним из важных факторов успешного овладения иностранным языком, поэтому я на своих уроках часто заменяю тексты из УМК на материалы, взятые из Интернета (статьи из газет, журналов, блогов, энциклопедий и т. д.). В УМК «Английский в фокусе 11» Culture Corner 3 модуля посвящён статуе Свободы. Раздел Culture Corner и так посвящён формированию социокультурной компетенции, но я решила усилить эффект и привлечь аутентичные материалы. Текст для урока был взят с сайта www.history.com, а видео — с канала youtube.
- Look at the picture and guess the name of the monument. Сначала показываю рисунок А, если возникают затруднения, показываю рисунок B, а после отгадки — рисунок С.
- Brainstorm: what do you know about the Statue of Liberty?
- In pairs read the facts about the Statue of Liberty and decide if they are true or false.
- Compare your answers with the rest of the class.
- Watch the clip and fill in the gaps.
- Read the text on the site www.history.com/topics/landmarks/statue-of-liberty and check if your ideas about true false facts were correct.
- Discuss your answers.
- How is the following related to the Statue of Liberty: Emma Lazarus; July 4, 1776; 4 months; 1875; 12 million; more than 200; 93 metres; Bartholdi; 100 days; Eiffel; 1886.
- Use the questions as a plan to talk about the Statue of Liberty:
- Why was the statue created?
- Who was the sculptor?
- What were the French and the Americans responsible for?
- Where did the money for the statue come from?
- How did Bartholdi depict Liberty?
- Who created the skeleton of the statue?
- How was the statue delivered to the USA?
- When was the statue declared the national symbol?
- Why is the statue green?
- How can tourists get to the top of the statue?
- In groups dicuss the following questions and present your answers to the class:
- What do you think of New York’s Statue of Liberty?
- How would you define liberty?
- What are civil liberties and how important are they to you?
- What extra liberties would you like to have?
- Would you fight to protect your liberty?
Одна из технологий, которой я регулярно пользуюсь при работе с лингвострановедческим материалом, это веб-квест. В УМК «Английский в фокусе 11» в разделе Across the Curriculum даны тексты, сравнивающие богатые семьи викторианской эпохи и семьи рабочего класса. Мне захотелось расширить знания учащихся об этой интереснейшей эпохе и я составила веб-квест. По итогам веб-квеста учащиеся составляли презентацию, которую должны были защитить.
Victorian Era WebQuest
Use each link provided to answer the correlating question. The product of your work will be a PowerPoint presentation.
1. What did it mean to be a member of the «Middle Class?»
https://backinthedayof.co.uk/the-victorian-class-system
2. What group of people did the lower class mainly consist of?
https://19thcentury.us/19th-century-lower-class/
- How did the Industrial Revolution affect the Victorian Era?
https://www.victorians.co.uk/industrial-revolution
- How did the Industrial Revolution affect life expectancy and why?
https://bikehike.org/how-did-the-industrial-revolution-affect-health-and-medicine/#How_did_the_Industrial_Revolution_impact_health
- What affect did the Industrial revolution have on the average household?
http://www.hiddenlives.org.uk/articles/poverty.html
- Describe the dress code during the Victorian Era for men AND women.
https://victorian-era.org/victorian-era-attire-for-men-and-women.html
- What was extremely important during the Victorian Era? Explain, in detail, these rules.
https://www.youtube.com/watch?v=RvuwH2b34Kk
Сегодня миллионы людей общаются в соцсетях, играют в командные компьютерные игры с людьми со всего мира, смотрят tik tok видео, слушают песни на английском языке. Время от времени мои ученики подходят ко мне с вопросом «Как переводится это слово?» И чаще всего слово оказывается сленговым, поэтому на уроках я стараюсь вводить и отрабатывать часто встречающуюся сленговую лексику. Ведь сленг необходим для диалога с носителями, если мы хотим общаться с лёгкостью и уверенностью. Усвоив сленг определённой группы людей (подростков, например) ты становишься к ним ближе, становишься частью этой группы. Знание сленга необходимо, чтобы избегать недопонимания или абсолютно неправильного понимания собеседника. Сленг регулярно встречается в фильмах, песнях, рекламе, ТВ-шоу, так что без него не обойтись при формировании социокультурной компетенции. Главное, обсудить с учениками, где будет уместно употребление таких слов, а где от них лучше воздержаться.
Упражнения, которые я использую при работе со сленгом: соотнести синонимы, выбрать правильный ответ, заменить сленговое слово в предложении на общеупотребительную лексическую единицу.
Answer the questions below, using slang words:
- Have you ever flunked a class, and how did you handle it?
- Which habit or trait of yours might make you a pain in the neck for your friends or family?
- What decision you made required guts, and how did it turn out?
- Is there a skill you’ve tried to learn but ended up with zilch progress?
- If you had a chance to invest your bread in any business, what would it be?
- What’s the most interesting stuff you’ve learned recently?
Choose the correct answer:
- Wow, that is a great car!
A) awesome B) able C) action
- After staying awake late at night studying, I felt tired the next day.
A) an angel B) an all-nighter C) an atmosphere
- This place is so boring, I want some excitement .
A) action B) ape C) aggravation
- Don't be such a coward and go do it.
A) cow B) carrot C) chicken
Rewrite the sentences without using slang words:
- He's a whiz when it comes to computers.
- Those are wicked shoes. Where did you get them?
- She is nuts if she thinks I care.
- He is such a pain in the neck.
- I wish they didn't make such a racket this late at night.
Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка является неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Это не только способствует более глубокому пониманию языка как средства общения, но и помогает учащимся осваивать культурные особенности стран изучаемого языка. Интеграция социокультурных аспектов в учебный процесс позволяет развивать критическое мышление, толерантность и уважение к многообразию культур, что особенно важно сегодня, в эпоху глобализации.
Литература:
- Еремеева О. В. К вопросу о структурном и содержательном наполнении социокультурной компетенции / Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. — № 2. — С. 20–22.
- Савинова Н. А., Михалева Л. В. Аутентичные материалы как составная часть формирования коммуникативной компетенции / Вестник Томского государственного университета. 2007. С. 116–119
- Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / — 1-е изд. — Воронеж: Истоки, 1996. — 238 c.