Цель
Пропаганда инновационного педагогического опыта по обучению детей основам безопасности дорожного движения, созданию условий для вовлечения детей и молодежи в профилактическую работу (рис. 1)
Рис. 1
В период с 21 февраля по 12 апреля 2024 года обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений Ивнянского района приняли участие в образовательной программе «Наставник ЮИД», мероприятие проводилось в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» Национального проекта «Безопасные качественные дороги». Образовательная программа включала в себя серию занятий с детьми на базе общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций для детей 5–8 лет (дошкольный и младший школьный возраст).
Обучение наставников ЮИД (15–16 лет) проходило по 3 сценариям:
1. Организация занятий с детьми (5–8 лет):
5–6 лет
«Я —пешеход»
«Я —пассажир»
«Я —велосипедист»
7–8 лет
2. Организация занятий с детьми («Юный пешеход»)
«Юный пассажир»
«Юный велосипедист»
3.Обучение наставников ЮИД
Для участия в реализации образовательной программы «Наставник ЮИД» была организована подготовка ЮИДовцев-наставников для проведения ими занятий с детьми в возрасте от 5-ти до 8-ми лет. ЮИДовцы-наставники были ознакомлены с возрастными особенностями детей дошкольного и младшего школьного возраста, структурой занятий, базовыми педагогическими приемами и методами, которые могут быть использованы при работе с детьми — «дети — детям», были проведены репетиции сценариев. В обучении юных наставников принял участие начальник ОГИБДД ОМВД России по Ивнянского району капитан полиции Польшиков Игорь Иванович. Он вместе с ребятами рассмотрел ход мероприятия, ответил на вопросы, дал важные рекомендации, поделился примерами из опыта работы.
Организация занятий с детьми
«Я —пешеход» и «Юный пешеход»
Мероприятие проходило в формате игры, в ходе которой Наставники ЮИД активно вовлекали участников и подробно рассказывали о роли пешеходов в дорожном движении, демонстрировали часть дорожных знаков, которые обязательно должны знать юные участники дорожного движения
«Я —пассажир» и «Юный пассажир»
Мероприятие проходило в формате игры, в ходе которой Наставники ЮИД активно вовлекали участников и подробно рассказывали о роли пассажиров в дорожном движении, демонстрировали часть дорожных знаков, которые обязательно должны знать юные участники дорожного движения
«Я —велосипедист» и «Юный велосипедист»
Мероприятие проходило в формате игры, в ходе которой Наставники ЮИД активно вовлекали участников и подробно рассказывали о роли велосипедистов в дорожном движении, демонстрировали часть дорожных знаков, которые обязательно должны знать юные участники дорожного движения
Цель занятий — формирование представлений и базовых знаний среди детей в области БДД и культуры безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода.
Задачи:
- Привитие детям навыков безопасного участия в дорожном движении с помощью обучающих занятий с привлечением Наставников ЮИД;
- Вовлечение детей в деятельность отрядов ЮИД как будущих членов отрядов;
- Формирование положительного отношения к законопослушным гражданам через следование правилам дорожного движения, а также формирование культуры безопасного участия в дорожном движении, начиная с дошкольного возраста
«Я — пешеход» (5–6 лет)
— Дети освоили5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», дорожный знак «Жилая зона» и дорожный знак «Проезд на велосипедах запрещен»
— Типы пешеходных переходов
— Алгоритм перехода проезжей части
— Привлечение родителей к занятиям
Огромное влияние на усвоение материала детьми играют родители. Привлечение родительской общественности является ключевым фактором в повышении эффективности подготовки обучающихся, а также служит механизмом актуализации знаний среди родительской общественности по проблематике ДДТТ и безопасности на дорогах.
К проведению занятий в МБДОУ детском саду «Улыбка» были привлечены родители.
«Я — велосипедист» (5–6 лет)
— Элементы защиты велосипедиста,
— Виды переходов и светофоров
— Дорожные знаки
4.4.1 «Велосипедная дорожка»
4.4.2 «Конец велосипедной дорожки».
4.5.2, 4.5.3 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением»
5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»
«Жилая зона» и «Конец жилой зоны»
— Типы наземных пешеходных переходов
— Алгоритм перехода проезжей части
— Световозвращающие элементы велосипеда
«Юные пешеходы» (7–8 лет)
— Дорожный знак 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 4.5.1 «Пешеходная дорожка», 3.10 «Движение пешеходов запрещено», 5.21«Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны»
— Виды светофоров и пешеходных переходы
— Кто такой регулировщик и сигналы регулировщика
— Алгоритм перехода проезжей части
«Юные пассажиры» (7–8 лет)
— Виды транспортных средств
— Кто такой пешеход, пассажир
— Дорожные знаки «Место остановки маршрутных транспортных средств», «Жилая зона»
— Алгоритм перехода проезжей части дороги
— Правила поведения пассажира в общественном транспорте и машине.
«Юные велосипедисты» (7–8 лет)
— Дорожный знак «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением», 4.5.4, 4.5.5 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения», 4.5.4, 4.5.5 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения», 5.39 «Велосипедная зона», 5.40 «Конец велосипедной зоны». 3.9 «Движение на велосипедах запрещено».
— Световозвращающие элементы.
— Алгоритм перехода проезжей части дороги.
— Типы пешеходных переходов, светофоров и их сигналы.
В занятиях приняли участие социальные партнеры — Ивнянская детская библиотека, работники библиотеки представили ребятам презентацию по правилам дорожного движения, книжную выставку и раздали буклеты по ПДД
Заключение
Наставничество позволяет решить большой спектр педагогических задач: выстроить вертикаль передачи знаний, интенсифицировать процесс передачи знаний от их носителя к новому субъекту образовательных отношений, воспитать культуру взаимодействия внутри сообщества и многое другое.
ЮИДовское движение рассматривается как один из инструментов профилактики детской безнадзорности и правонарушений, а также формирования установки на гражданскую позицию законопослушного поведения, привлечения несовершеннолетних к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Развитие движения ЮИД способствует воспитанию нового поколения участников дорожного движения, взаимоотношения которых будут строиться на взаимном уважении, осознанной необходимости безопасного поведения, приоритете ценности жизни.
Постпроектная деятельность
Участие в постпроектой деятельности включено в рабочую программу воспитания МАУ ДО «Дом детского творчества». Планируется провести занятия на базе МБОУ «Хомутчанская ООШ», МБДОУ детский сад «Петушок» с. Хомутцы, МБОУ «Песчанская СОШ», дошкольная группа, Структурное подразделение — Детский сад МБОУ «Песчанская СОШ» Ивнянского района, МБОУ «Федчевская ООШ», МДОУ детский сад «Антошка» с. Федчевка с общим охватом 60 детей.
№ п/п |
Наименование образовательной организации |
Количество учащихся |
1 |
МДОУ ЦРР — детский сад «Сказка» п. Ивня |
24 |
2 |
Структурное подразделение — Детский сад «СОШ № 2 п. Ивня» |
17 |
3 |
МБДОУ детский сад «Улыбка» с. Курасовка |
15 |
4 |
МБОУ «СОШ № 1» |
24 |
5 |
МБОУ «СОШ № 2» |
15 |
6 |
МБОУ «Курасовкая СОШ» |
17 |
Тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Федеральный проект «Современная школа». В МАУ ДО «Дом детского творчества» с нового учебного года будет реализовываться дополнительная общеразвивающая программа «Автогородок» на базе МБОУ «Ивнянская СОШ № 1». Программа будет работать в рамках проекта «Новые места в дополнительном образовании», в программу включена наставническая деятельность.