Статья посвящена исследованию особенностей правового регулирования трудовой деятельности в международном частном праве. Делается вывод о том, что трудовая деятельность, осложненная иностранным элементом, регулируется значительным числом нормативно-правовых актов как международного, так и внутригосударственного характера, работнику-мигранту и его работодателю следует учитывать нормы различного законодательства, которое при этом отличается в зависимости от той или иной страны.
Ключевые слова: иностранная рабочая сила, трудовые отношения, трудовой мигрант, нелегальная трудовая деятельность.
На протяжении всей истории развития общества ценность трудовой деятельности человека никогда не оспаривалась: ей отводилась особая роль в обновлении общественных отношений в различных сферах: социальной, политической и экономической. При этом, в данном процессе участвуют, как непосредственно собственные граждане государства, так и иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства. В силу множества причин человек иногда сталкивается с вынужденной потребностью поиска работы за рубежом, что обуславливает наличие такого актуального на сегодняшний день явления, как международная трудовая миграция, становящаяся с каждым годом все более распространенным явлением. К примеру, на конец 2023 года число мигрантов, приехавших в Россию из-за рубежа, с целью заработка составило 5 604 000. Человек [11], а на начало осени текущего года — 6 174 777 лиц [9]. При этом, считаем необходимым отметить, что приведенная статистика основана на официальных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, соответственно, реальное положение дел может быть значительно больше. Наличие иностранной рабочей силы имеет место не только в нашей стране. Лидером среди других стран в прошлом году стали США, в которых количество работников-мигрантов составило более 32 миллионов. За ними следовали Германия, Великобритания и Канада [10].
Таким образом, на сегодняшний день существует специфичный тип трудовых отношений, особенность которого заключается в наличии иностранного элемента. Данный признак предопределяет потребность в их особом характере правового регулирования в рамках норм международного частного права. Основополагающим нормативно-правовым актом в данной сфере является Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей [1]. Также следует выделить и Конвенцию № 143 Международной организации труда «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся — мигрантам равенства возможностей и обращения» [2] и различные региональные соглашения, регламентирующие минимальные гарантии для работников-мигрантов, такие как Европейская социальная хартия [3], Однако приведенные правовые акты не являются обязательными до ратификации нашим государством, которая так и не была осуществлена, а последний из указанных документов утратил свою юридическую силу в отношении Российской Федерации весной 2022 года.
Вместе с тем, нельзя говорить о том, что в труд иностранных работников никоим образом не регулируется на территории нашего государства. В отличие от вышеуказанных правовых актов, акты Содружества Независимых Государств, напротив, имеют обязательный характер. Одним из них выступает Соглашение «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» [12]. Другим региональным документом, действующим в данной сфере и распространяющим свою юридическую силу на Российскую Федерацию, является Договор о Евразийском экономическом союзе [4].
Трудовые отношения, осложнённые иностранным элементом, реализуются в трех основных случаях. Во-первых, когда трудовой мигрант осуществляет трудовую деятельность на территории иностранного государства. Во-вторых, когда работник, находящийся на территории страны своего гражданства, трудится удаленно в иностранной компании. И, в-третьих, когда работник находится и не на территории своего государства, и н на территории страны работодателя, а на территории третьего государства, в котором его работодатель имеет, к примеру, филиал [7, с. 81].
В контексте темы исследования особый интерес представляет правовой статус работников-мигрантов, трудящихся за рубежом, который обладает рядом особенностей, требующих учета при применении международного частного права [6]. В первую очередь возникают вопросы о применимом законодательстве при разрешении которых необходимо принимать к сведению ряд факторов, а именно: место заключения трудового договора, местонахождение работодателя или работника, а также характер выполнения работы [8, с. 136]. Следует также отметить, что зачастую такие работники часто находятся на территории зарубежного государства по временным разрешениям или рабочим визам, что может накладывать ограничения на их права и предопределять дополнительные обязанности.
Кроме того, законодательство каждой страны характеризуется наличием своеобразных требований к условиям занятости и защите прав работников, а также к условиям, при наличии которых осуществляемая ими деятельность будет признана нелегальной. К примеру, если иностранный студент, получающий образование в Китае, будет также осуществлять трудовую деятельность, выходя, при этом, за рамки допустимой сферы деятельности или превышая установленное временное ограничение, то его деятельность будет признана противозаконной и повлечет наложение санкций [5].
Таким образом, осуществление трудовой деятельности и ее правовая регламентация выступает актуальным вопросом международного частного права. Ввиду того, что трудовая деятельность, осложненная иностранным элементом, регулируется значительным числом нормативно-правовых актов, как международного, так и внутригосударственного характера, работнику-мигранту и его работодателю следует учитывать нормы различного законодательства, которое, при этом, отличается в зависимости от той или иной страны.
Литература:
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.). Доступ из Справ. правовой системы «гарант».
- Конвенция № 143 Международной организации труда «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся — мигрантам равенства возможностей и обращения» (Заключена в г. Женеве 24.06.1975) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957–1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1779–1794.
- Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 8. — С. 781.
- Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 16.01.2015.
- Положение Китая об администрировании въезда и выезда иностранцев (2013 г.) // Официальный Портал законов Китая — CJO. URL: https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x/regulations-of-china-on-administration-of-the-entry-and-exit-of-foreigners-20130712 (дата обращения: 04.12.2023).
- Богуславский М. М. Международное частное право / М. М. Богуславский. М.: Юрайт, 2015.
- Сергиенко М. В., Федорова А. Н. Трудовые отношения в международном частном праве: ключевые особенности и правовая регламентация // Форум молодых ученых. 2023. № 11(87). С. 79–85.
- Стригунова Д. П., Эриашвили Н. Д. О праве, применимом к трудовому договору с иностранцем // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 135–139.
- В России на миграционном учете стоят почти 6,2 млн иностранцев // Официальный сайт издания ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/21897357 (дата обращения: 03.10.2024).
- 20 стран с наибольшим количеством иностранной рабочей силы в мире в 2023 году // Статистика.com URL: https://www.statista.com/statistics/1339018/countries-highest-foreign-born-labor-workforce-worldwide/ (дата обращения: 04.10.2024).
- Росстат составил среднестатистический портрет мигранта в России // Официальный сайт издания «Коммерсантъ». URL: https://www.kommersant.ru/doc/6849695 (дата обращения: 03.10.2024).
- Соглашение от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (ред. от 25.11.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 47. — Ст.5299; Бюллетень международных договоров. — 2008. — № 8.