Применение художественной литературы в процессе развития связной речи дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 10.11.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Боландова, О. И. Применение художественной литературы в процессе развития связной речи дошкольников / О. И. Боландова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118967/ (дата обращения: 15.11.2024).



Раскрывается педагогический опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Приводятся примеры применения разнообразных форм работы с художественными произведениями в речевом развитии детей.

Ключевые слова: связная речь, художественная литература, чтение, описательный рассказ, пересказ, творческие задания.

Владение связной речью на высоком уровне, умение четко и доходчиво объяснять свою позицию устно и письменно, излагать мысли, грамотно дискутировать является одним из важных факторов успеха современного человека в жизни и в профессии.

Связная речь представляет собой комплекс взаимосвязанных высказываний, которые объединены в логическую последовательность.

Развитая связная речь, соответствующая возрастным возможностям детей, является одной из значимых компетенций дошкольника, особенно в старшем дошкольном возрасте. Значительное внимание необходимости речевого развития детей уделяется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования 5 и Федеральной образовательной программе дошкольного образования 4.

Вопросы развития речи дети разрабатывались в дошкольной педагогике такими исследователями, как Н. В. Нищева 1, Е. Ю. Протасова 2, О. С. Ушакова 3 и др.

В современной педагогической практике, в том числе в нашей работе в образовательной организации, применяются разнообразные средства для развития связной речи детей. В данной статье подробно рассмотрено такое эффективное средство, как применение художественной литературы.

Работая с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи, мы выявили, что художественная литература имеет ряд достоинств как средство речевого развития. Прежде всего, художественные произведения содержат в себе образцы правильного, красивого языка, которые благотворно влияют на речь детей. Знакомясь с классическими произведениями, а также с фольклором, речь детей обогащается образными выражениями, эпитетами, сравнениями. Одновременно с этим сказки и рассказы, которые написаны для детей, вызывают интерес у дошкольников, так как нередко персонажами произведений являются их сверстники. Интерес к чтению за счет увлекательных сюжетов приводит к тому, что дети чаще и с удовольствием знакомятся с художественными произведениями. Кроме того, литература способствует нравственному развитию детей, формированию у них художественно-эстетического вкуса, коммуникативному развитию.

В работе по развитию связной монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста мы применяем следующие формы работы. Рассмотрим их подробнее.

Одной из наиболее простых, но важных форм является чтение детям художественных произведений. Читаем произведения, которые рекомендованы Федеральной образовательной программой. Особое внимание при чтении уделяем выразительности. Когда читаем с учетом интонации, стараемся передавать эмоции персонажей, меняя силу голоса и темп речи, видим, что у детей повышается интерес к слушанию. Дети всегда чувствуют отношение педагога к работе, в том числе к чтению. В процессе слушания пополняется пассивный словарь детей, дети знакомятся со способами построения словесных конструкций.

Применяем также такую форму работы с художественными произведениями, как беседы с детьми по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям. Задаем детям открытые вопросы, которые предполагают развернутые высказывания детей. Во время бесед у детей развивается связная речь, дети учатся рассуждать, логически мыслить. Задаем такие вопросы: «Как ты относишься к этому персонажу?», «Почему этот персонаж поступил неправильно?», «Почему так называется этот рассказ?». Общаясь с детьми, мы просим их отвечать не хором, а индивидуально, что помогает развивать речь детей, умение мыслить самостоятельно.

Пересказ рассказов и заучивание небольших отрывков сказок или стихотворений является традиционной, но не менее актуальной формой работы. В ходе пересказа и заучивания пополняется словарь детей, дошкольники практикуются в составлении и воспроизведении связных высказываний.

Другой формой работы с произведениями является составление детьми описательных рассказов. Показываем детям иллюстрации к произведениям, созданные знаменитыми художниками-иллюстраторами, дети составляют словесное описание на основе увиденной иллюстрации и услышанной сказки или рассказа. В качестве подсказок используем вопросы, например: «Как выглядит персонаж?», «Какие цвета и настроение у этого осеннего леса?», «Какие эмоции испытывает этот мальчик?» и др. Мы показывали детям изображениям, созданные такими знаменитыми иллюстраторами, как Е. М. Рачев, Ю. А. Васнецов, И. Я. Билибин, Е. И. Чарушин и др.

Также предлагаем детям выполнить творческие задания — составить словесное описание персонажа или природы без опоры на иллюстрацию. Дети составляют связное высказывание, а потом мы показываем дошкольникам иллюстрацию. Затем дети составляют новые высказывания — они сравнивают тот образ, который сложился у них, с тем образом, который представил художник-иллюстратор.

Мы обратили внимание, что одной из самых любимых форм работы дошкольников с художественным произведением является придумывание собственного окончания рассказа или сказки. Читаем детям произведение, но не до конца, предлагаем придумать, что произошло дальше. Если дети не знакомы с произведением, то после завершения рассказа детьми, дочитываем рассказ детям в таком виде, как его задумал автор, сравниваем авторский и детский вариант завершение рассказа, беседуем с детьми. Предлагаем детям ответить на вопросы: «Почему рассказ завершился у вас именно так?», «А почему так рассказ завершил автор?» и т. д.

В тех ситуациях, когда дети уже хорошо знакомы с произведением, детям тоже интересно придумывать другой вариант развития сюжета. Например, детям предлагается подумать и рассказать, что было бы, если бы у девочки из сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик» появился еще один волшебный цветок.

Интересным способом, который развивает связную речь и творческое воображение дошкольников, является перенос персонажей художественного произведения в другое место или время. Дети представляют, что будет, если, например, Маугли окажется в нашем городе в наши дни и т. д. Детям очень нравятся такие задания, они позволяют проявить фантазию, придумать свой вариант произведения. Такие задания дают детям мотивацию для составления собственных высказываний, что развивает связную речь.

Также используем такую форму работы, как свободное составление детьми собственного рассказа или сказки, в которых присутствуют персонажи известных литературных произведений.

Дети составляют рассказы и по сюжетным картинкам, которые передают сюжеты художественных произведений. Такие картинки являются для детей подсказками при пересказе литературных рассказов и сказок. Пересказ позволяет не только тренировать память и внимание, но и дает детям возможность практиковаться в составлении связных высказываний с применением средств выразительности языка. Мы обращаем внимание на то, чтобы дети использовали в речи эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и другие средства.

Развитию связной речи дошкольников также способствует театрализация художественных произведений. Выбираем произведения, которые интересны детям и одновременно доступны для театрализации в дошкольном возрасте. Например, проводили с детьми театрализацию рассказа В. Г. Сутеева «Яблоко» и сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит». Во время театрализаций у детей развивается диалогическая и монологическая речь, дети учатся применять средства выразительности речи — высоту и силу голоса, интонацию, мимику, жесты.

Чтобы театрализация художественных произведений развивала детей, мы уделяем этому достаточно времени. Здесь важен сам процесс подготовки театральной постановки и работы с произведением, а не только конечный результат в виде выступления детей. Именно в процессе знакомства с художественным произведением, его разбора, репетиций у детей развивается связная речь. Итоговое выступление является финальной частью работы над произведением.

Для театрализации художественных произведений мы также применяем кукольный и пальчиковый театры. Когда дети озвучивают персонажей сказок, у них развиваются навыки построения связной диалогической речи.

Связная речь детей развивается и в процессе изобразительной деятельности по художественным произведениям. Дети рисуют, создают аппликации, лепят из пластилина персонажей рассказов, сказок, стихотворений, басен. В процессе рисования мы беседуем с детьми, предлагаем выразить словами свои намерения, что и как они будут рисовать, какие цвета планируют использовать и почему. Так дети учатся рассуждать, у них развивается связная речь. Кроме того, в ходе такой деятельности у детей совершенствуется мелкая моторика, которая тоже связана с речью.

Организуем литературные вечера с участием детей. Например, на литературном вечере «Осень» дети рассказывают стихотворения, а также отрывки рассказов об этом времени года, во время вечера «Дружба» — фрагменты сказок, в которых повествуется о дружбе и взаимовыручке. К литературным вечерам мы готовимся заранее — дети учат стихотворения и готовят пересказы художественных произведений, подбираем музыкальное сопровождение для вечера, атрибуты и декорации.

Привлекаем к работе по развитию связной речи у детей родителей воспитанников. Для этого предлагаем родителям рекомендуемый перечень литературы для совместного прочтения детям дома, разработан буклет для родителей о том, как приобщить детей к чтению. Совместное домашнее чтение укрепляет взаимоотношения между детьми и родителями, а также развивает речь и мышление детей.

Таким образом, художественная литература является эффективным средством развития связной речи детей дошкольного возраста. Чтобы такая работа была наиболее результативной, необходимо вызвать у детей интерес к произведениям и словесному творчеству. Для этого важно применять разнообразные формы работы: не только чтение, заучивание, пересказ и беседу, но и театрализацию, творческие задания с составлением необычного варианта окончания сказок, составление описательных рассказов и другие формы.

Литература:

  1. Нищева Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. — М.: Детство-Пресс, 2021. — 80 с.
  2. Протасова Е. Ю. Теория и методика развития речи дошкольников. — М.: Юрайт, 2021. — 208 с.
  3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–6 лет. Старшая группа. — М.: Сфера, 2020. — 288 с.
  4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. — М.: Сфера, 2023. — 208 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155) // Российская газета. — 2013. — № 265.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, произведение, художественная литература, дошкольный возраст, рассказ, связная речь детей, форма работы, речь детей, художественное произведение.


Похожие статьи

Задать вопрос