Ключевые слова: основа оценки эффективности, требования рынка, предприятия.
Проблема сохранения жизнеспособности в быстро меняющейся окружающей среде актуальна для предприятий всех развитых стран. Реакция организаций на происходящие в их окружении изменения является основным фактором, обуславливающим необходимость организационных трансформаций. В условиях текущих условий организации обязаны постоянно адаптироваться к среде, в которой они работают. В то же время, сами предприятия выступают активными инициаторами изменений во внешней среде: путем разработки и внедрения новых услуг, которые не только отвечают требованиям рынка, но и становятся доминирующими, достигая широкого распространения [1].
Неизбежность организационных изменений в компании диктуется множеством факторов. К числу основных причин можно отнести жизненный цикл организации, конкурентную борьбу на рынке и состояние экономики в целом. В случае крупных корпораций к этим аспектам добавляются такие процессы, как слияние и поглощение, отделение новых бизнес-единиц и создание корпоративных центров. Однако организационные изменения не всегда имеют глобальный характер; они могут инициироваться и стремлением к локальным улучшениям. Во-первых, такие изменения часто имеют стратегическое значение, и их влияние на деятельность компании носит комплексный характер. Во-вторых, эффект подобных трансформаций часто невозможно оценить количественно, а тем более в финансовом выражении. Наконец, сам процесс их реализации требует не менее пристального внимания, чем их результаты, поскольку не все задуманные изменения могут быть успешно доведены до конца.
При принятии решений о необходимости тех или иных изменений возникает множество вопросов: кто является инициатором изменений, что именно подлежит изменению, какие цели ставятся, какие препятствия могут возникнуть, насколько изменения совместимы с существующей деятельностью, достигнут ли ожидаемый результат, какова стоимость изменений и окупятся ли затраты. Для получения ответов на эти вопросы необходимо провести комплексное исследование различных факторов. К ним относится соответствие предлагаемых изменений текущему этапу жизненного цикла компании, степень воздействия движущих сил и сопротивления, а также механизмы, которые могут быть использованы для нахождения баланса интересов всех сторон, затрагиваемых изменениями. Следовательно, одним из самых критичных аспектов в проектах организационных изменений является процесс оценки целесообразности реализации этих проектов [2].
Анализ различных точек зрения, высказываемых по поводу оценки эффективности организационных изменений, позволяет сделать вывод о том, что вопрос до настоящего времени остается дискуссионным [3]. Для того чтобы оценка эффективности организационных изменений имела широкий и всесторонний характер, необходимо использовать разнообразные измерительные параметры. Учитывая многогранность и разнообразие эффектов, единичный интегральный показатель не может служить достаточным результатом оценки их эффективности. Эффективность организационных изменений следует анализировать через призму взаимосвязи всех ключевых показателей, влияющих на работу предприятия. Поскольку оценка, основанная на разрозненных показателях, всегда будет иметь ограниченность и может быть неточной из-за множества факторов воздействия, решение данной проблемы возможно через внедрение комплексной системы взаимосвязанных показателей. Эта система разрабатывается индивидуально для каждого предприятия, учитывая его стратегию, приоритетные направления и условия функционирования [4].
Поэтому исследование комплексной оценки эффективности организационных изменений в компании дает возможность формулировать обоснованные рекомендации для руководства компаний, обеспечивая их стратегическое развитие на основе данных, полученных в результате комплексного анализа. Это не только способствует более эффективному управлению изменениями, но и создает значительные перспективы для повышения общей эффективности и жизнеспособности транспортных компаний в условиях глобальной экономической нестабильности. В условиях постоянно изменяющейся экономической среды и усиливающейся конкурентной борьбы, транспортные предприятия сталкиваются с необходимостью адаптации своих внутренних процессов к новым требованиям рынка. Эффективные организационные изменения способствуют не только улучшению работы такой компании, но и повышению её конкурентоспособности и устойчивости.
Краткий обзор научных трудов авторов, занимающихся этой темой или смежным направлением, позволил выявить следующие особенности. Так, понятие, сущность и направления организационных изменений определены Божко Л. М., Данилюк А. А., Медведевой Н. В. Особенности организационных изменений в крупных компаниях проанализированы Ципес Г. Л., Кузьмищевым А. В., Николаевой А. Г., Мотышиной М. С. Основы оценки эффективности организационных изменений обоснованы Тимошенко Н. В., Филиной В. Н. Методика диагностики результативности организационных изменений в деятельности предприятий предложена Антиповым Д. С., Акуловым М. П. Концептуальные подходы к управлению и оценке эффективности процессов организационных изменений на предприятиях проанализированы Николаевым Д. В., Божко Л. М.
Предложения по совершенствованию системы управления организационными изменениями компании сформулированы Розенбаум Н. А., Красавиной О. В., Точальной А. Ю.
Таким образом, мы можем установить, что основы оценки эффективности организационных изменений в компаниях довольно хорошо исследованы в научных трудах зарубежных и отечественных ученых и исследователей, но тем не менее поиски адаптивной оценки эффективности все еще актуальны.
Литература:
- Резник С. Д. Управление изменениями: учебник / С. Д. Резник, М. В. Черниковская, И. С. Чемезов. — Пенза: ПГУАС, 2013. — 384 с.
- Ципес Г. Л., Кузьмищев А. В. Проекты организационных изменений в крупных компаниях: методы оценки и принятия решений // Управление проектами и программами. — 2014. — No1. — С.6–21. URL: https://grebennikon.ru/article-of1a.html
- Цуриков Сергей Витальевич, Харченко Андрей Александрович Система интегральных индикаторов эффективности и результативности организационного дизайна компании // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 369. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-integralnyh-indikatorov-effektivnosti-i-rezultativnosti-organizatsionnogo-dizayna-kompanii (дата обращения: 14.10.2024).
- Божко Л. М. Требования к оценке эффективности управления организационными изменениями // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 19. URL:
- Филина В. Н. Современные подходы к оценке эффективности транспортных проектов // Проблемы прогнозирования. 2020. № 2 (179). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-otsenke-effektivnosti-transportnyh-proektov (дата обращения: 13.10.2024).