Особенности реализации национального проекта «Демография» (прогнозы, статистика) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 07.11.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Курмелевский, В. А. Особенности реализации национального проекта «Демография» (прогнозы, статистика) / В. А. Курмелевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118991/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье представлен обзор особенностей реализации национального проекта «Демография» по регионам, а также в целом по стране.

Цель статьи: раскрыть особенности реализации проекта «Демография» как в отдельных регионах, так и в масштабе всей страны, а также анализ факторов, влияющих на эти процессы.

Ключевые слова: демография, коэффициент рождаемости, регион, национальный проект «Демография».

В чём заключаются особенности реализации национального проекта «Демография»

На протяжении всей истории человечества происходили как невероятные демографические взрывы, так и периоды угрозы полного исчезновения, известные как «бутылочное горлышко». Эти процессы были обусловлены природно-климатическими условиями и эпидемиями. До XIX века никто не задумывался о целенаправленном увеличении численности населения с помощью законов. Законы Ликурга, благие и высокоморальные, сделали Спарту великой, могущественной и процветающей страной, но когда они изжили себя, то привели её к упадку. Видя несправедливость матриархально-казарменного (а справедливость и законность имеют большую разницу) строя, мужчины Спарты отказывались заводить детей, зная их будущее. И спартистов-граждан заменили рабы-илоты.

Реализация национального проекта может иметь финансово-экономические, нормативно-правовые и идеологически-пропагандистские особенности. Если нормативно-правовые механизмы в целом одинаковы для всех регионов, то финансово-экономические условия и региональная идеология тесно связаны с местными, зачастую древними традициями, такими как: клановость, многодетность, неоспоримый авторитет мужчины, отца, главы большой семьи и ответственность родственников друг перед другом. Эти традиции часто играют более значимую роль, чем финансово-экономические и нормативно-правовые факторы. В регионах с преимущественно русским населением, чтобы получить статус «традиционной семьи», супругам достаточно следовать традиционным представлениям о гендерных ролях.

Особенности реализации национального проекта «Демография» по регионам

Часть национального проекта «Демография», направленная на финансово-социальную поддержку семей с детьми, называется федеральным проектом «Финансовая поддержка семей при рождении детей». Куратор проекта — Голикова Татьяна Алексеевна, заместитель председателя Правительства Российской Федерации, руководитель — Баталина Ольга Юрьевна, первый заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации, администратор — Галкин Александр Иванович, директор департамента демографической и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Федеральный проект включает в себя государственные программы:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;
  3. Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

Средства по регионам распределяются из различных бюджетных источников и внебюджетных фондов, включая: федеральный бюджет; бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации; бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования), внебюджетные источники [3].

Рассмотрим региональные финансово-экономические особенности некоторых субъектов Российской Федерации.

Чеченская Республика численность населения республики в 2023 году составила 1533200 человек, из них городское — 584700, сельское — 948500 [5].

В связи с отсутствием точных, конкретных данных в открытом доступе по Чеченской Республике по годам о перечислении средств из федерального бюджета в Чечню в рамках федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» можно предположить, что эта сумма составляет примерно 2,3–4 млрд рублей. Около 21 тысяч семей получили финансовую поддержку й [6].

Среднемесячная заработная плата в Чеченской Республике без субъектов малого предпринимательства в 2023 году составила 36624 рубля [5].

Чеченская Республика занимает первое место по естественному приросту населения по стране, превышая 10 на 1000 чел. [6] по 12-бальному рейтингу.

Республика Саха (Якутия) численность населения республики в 2023 году составила 1001664 человека, из них в городской местности проживают 677004 человека, а в сельской — 324660 [5].

На финансовую поддержку семей с детьми в Якутии в 2023 году было выделено более 4 млрд рублей. Около 15 тысяч семей получили финансовую поддержку при рождении детей.

Среднемесячная заработная плата работников в Республике Саха (Якутия) составила в 2023 году 105 тысяч рублей [5].

По стране Республика Саха (Якутия)занимает 4 место по естественному приросту населения, положительный показатель которого доходил в разные периоды 2023 года до 6 на 1000 чел.

Данные по Московскому региону в разных источниках весьма различны. Среднегодовая численность населения в 2023 году составила 8621498 человек, из них городское население — 6736631, сельское — 1884867.

Министр социального развития Московской области Людмила Болатаева сообщила: «В регионе проживает 1,2 миллиона семей̆, воспитывающих более 1,6 миллиона детей̆ и подростков, на социальные меры поддержки семей с детьми у нас предусмотрено порядка 45 миллиардов рублей — это льготы и выплаты, а также компенсации» [7].

Средняя заработная плата работников в Московской области в 2023 г. составила 72,8 тысяч рублей.

Московская область занимает 7 место по стране по естественному приросту населения с отрицательным коэффициентом минус 6, что означает, что умирает больше человек, чем рождается, то есть наблюдается естественная убыль населения.

Республика Марий Эл численность населения республики в среднем в 2023 году составила 671088 человек, из них городское население — 462851, сельское — 208237 [5].

В рамках федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» были направлены средства в сумме 596,8 миллионов рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 561,8 миллионов рублей и республиканского бюджета — 35,0 миллионов рублей, которые были использованы в полном объеме. Мерами социальной поддержки в 2023 году воспользовались 5657 семей [8].

Средняя заработная плата по региону составляет 45714 рублей [5].

С небольшим отрывом от Хабаровского края, Республика Марий Эл занимает 9 место по стране с отрицательным приростом населения.

Численность населения Хабаровского края в 2023 году составила 1278132 человек, из них городские жители — 1067332, сельские — 210800 [5].

В рамках федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» в Хабаровский край было выделено 1,5–2,0 миллиарда рублей, выплаты получили около 10 тысяч семей. Данные выплаты помогли 11–12 тысячам детей [9].

Средняя заработная плата работников в Хабаровском крае в 2023 году составила около 108 тысяч рублей [5].

Хабаровский край занимает 10 место по стране с отрицательным естественным приростом населения минус 8 на 1000 чел. в год [9].

Из перечисленных регионов составим топ-5 по естественному приросту населения: 1 место — Чеченская Республика, 2 место — Республика Саха (Якутия), 3 место — Московский регион, 4 место — Республика Марий Эл, 5 место — Хабаровский край.

Согласно Конституции Российской Федерации, нормативно-правовые факторы являются обязательными к исполнению во всех регионах Российской Федерации. В Семейном Кодексе есть ряд статей, которые, к сожалению, стимулируют разводы:

ст.17 Ограничение прав на расторжение брака;

ст.34 Совместная собственность супругов;

ст.44 Признание брачного договора недействительным;

ст.51 п.1 Родителями ребенка записываются оба родителя по заявлению одного из них;

Раздел V Алиментные обязательства членов семьи.

С ростом разводов прямо пропорционально падает рождаемость.

Прогнозы, статистика, выводы

По итогам реализации национального проекта «Демография», в частности, федерального проекта «Финансовая помощь семьям при рождении детей», можно сделать вывод, что улучшение финансового положения россиян не является самым эффективным способом решения демографических проблем.

В своё время даже очень бедный Китай был вынужден ввести строжайший запрет на рождение второго ребёнка в семье, а сейчас это страна с самой большой численностью населения в мире. В беднейших слоях населения Индии и Бангладеш показатели роста населения также впечатляют. В Российской Федерации есть регион, с одной из самых низких средних зарплат — это Чеченская Республика. В настоящее время в бюджет этого региона выделяются значительные денежные средства, которые способствуют увеличению рождаемости. Но следует отметить, что эта помощь не воспринимается людьми, как покупка новых граждан, а оценивается, как реальная поддержка каждого человека и каждой семьи.

Государство, как любое целое, состоит из частей. Этими частями являются семьи, которые в свою очередь состоят тоже из частей: властвующих и подчиненных. Только там, где этот принцип работает, наблюдается высокая рождаемость. Многие воспринимают равноправие как возможность ни за что конкретно не отвечать в семье, и, как следствие, население постепенно вымирает.

В последнее время в Государственной Думе часто звучат предложения о введении налога на бездетность, доход от которого будет поступать семьям с детьми, в том числе через материнский капитал. Однако многие считают эту инициативу абсурдной из-за ряда противоречий. Во-первых, она может привести к дискриминации части россиян, ограничивая их свободу выбора. Во-вторых, не все могут иметь детей по физиологическим причинам. В-третьих, одинокие мужчины не имеют права на законное усыновление и услуги суррогатной матери. Рождение детей остаётся прерогативой женщин, которые единолично принимают решение о том, рожать или не рожать.

Общественность в виде петиций выступила со следующими предложениями: «Об установлении верхнего предела алиментов» (не набрала нужного количества голосов «ЗА»), «Против принятия закона о семейно-бытовом насилии» (набрала нужное количество голосов «ЗА»). В настоящее время принятие этого закона пока отложено. Нельзя не заметить, что проблема мужского бесправия в семье вышла на правительственный уровень. Недавно депутат Дмитрий Кузнецов выдвинул разумное предложение оставлять мальчиков возрастом более 8 лет с отцами в случае развода.

Любое разумное предложение регулирования мужских прав в семье вызывает бурю негодования, которую получил и депутат Кузнецов от председателя Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нины Останиной.

Женский электорат сильнее, женщин больше, они живут на 13 лет дольше, они более организованы и голосуют за то, что более выгодно именно им, а не государству.

Следует действовать неспешно, мягкими шагами. Например, создать аналог статьи 17 Семейного кодекса, который будет запрещать женщинам возбуждать дело о расторжении брака без согласия мужа, пока он находится в зоне боевых действий и в течение года после его прибытия. Эта мера позволит снизить количество разводов до уровня, который наблюдался в позднесоветские времена — 40 % против сегодняшних 80–103 % %.

Государство не может допустить самоуничтожения. Может! И исторические примеры подтверждают это. Спарта смогла! Умение извлекать уроки из прошлого помогает предотвратить ошибки в будущем.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Новая редакция с поправками и основными федеральными законами. — 3-е изд. — М.: Проспект, 2023.— 320 с.
  2. Семейный Кодекс Российской Федерации. –М.: Проспект, 2023. –96 с.
  3. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/. (Дата обращения: 4.09.2024).
  4. Демография [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://национальныепроекты.рф (Дата обращения: 5.09.2024).
  5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// rosstat.gov.ru. (Дата обращения: 8.09.2024).
  6. Вести Чеченской Республики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// vesti095.ru. (Дата обращения: 8.09.2024).
  7. Министерство социального развития Московской области. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// msr.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva. (Дата обращения: 8.09.2024).
  8. Официальный интернет-портал Республики Марий Эл. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mari-el.gov.ru. (Дата обращения: 10.09.2024).
  9. Новости Хабаровска и Хабаровского края. Комсомольская Правда в Хабаровске. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.hab.kp.ru/?ysclid=m2dgkr4j4n825396301. (Дата обращения: 11.09.2024).
  10. Политика / Аристотель; [перевод с древнегреческого С.Жебелева]. — Москва: Издательство АСТ, 2023. — 384 с. — (Эксклюзивная классика).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, национальный проект, федеральный проект, Хабаровский край, Чеченская Республика, семья, Финансовая поддержка семей, Якутия, естественный прирост населения, Республика Саха.


Ключевые слова

регион, демография, национальный проект «Демография», коэффициент рождаемости

Похожие статьи

Задать вопрос