Влияние государства на экономику советского и российского периодов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 06.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Погорелов, И. В. Влияние государства на экономику советского и российского периодов / И. В. Погорелов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — URL: https://moluch.ru/archive/544/118998/ (дата обращения: 07.11.2024).

Препринт статьи



Бизнес правительства — держаться подальше от бизнеса — до тех пор, пока бизнес не будет нуждаться в правительственной помощи.

Уилл Роджерс

Высказывание американского писателя конца XIX — начала XX века, Уильяма Пени Эдер Роджерса, содержит глубокий смысл и определяет основной принцип рыночной экономики.

В рамках исследования изучим высказывание на примере Российского государства и его предшественника Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в составе Союза Советских Социалистических Республик.

В начале 1992 года Россия вступила в рыночную экономику, и роль государства в экономическом процессе существенно изменилась. Государственная монополия в экономике страны перестала существовать. Государство больше не вмешивается в регулирование цен на товары, не определяет лимиты импорта и экспорта, ушло в историю жесткое управление промышленностью. А как было раньше, в Союзе Советских Социалистических Республик?

Экономику СССР еще называют плановой. Содержание плановой экономики заключалось в централизованном планировании на год, пять или пятнадцать лет. Государство определяло цели и задачи для каждой отрасли, распределяло ресурсы.

Первый абзац Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 04.10.1965 № 729 (ред. от 08.12.1987) «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» содержит: «Народное хозяйство СССР успешно развивается по единому общегосударственному плану, обеспечивающему и направляющему деятельность всех предприятий и организаций, коллективный труд советского народа». Это же постановление определяет, что основной формой государственного планирования, является пятилетний план с распределением важнейших заданий по годам, которые разрабатываются на основе устанавливаемых вышестоящей организацией контрольных цифр [1]. Тем самым государство определяет стратегию развития всей промышленности и определяет, в рамках пятилетних планов, минимальные показатели производства. К 1987 году стало очевидно, что действующая стратегия плановой экономики не приносит желаемого результата. Министерства и ведомства СССР стали принимать участие в решении частных и оперативных вопросов. Государство стало обрастать диспетчерскими функциями.

Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 № 816 «О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования» определило: «Сложившаяся система планирования не отвечает новым требованиям и пришла в противоречие с задачами и условиями развития народного хозяйства на современном этапе. Она стала тормозом на пути перехода к экономическим методам управления, создания механизма ускорения, обеспечивающего развитие народного хозяйства преимущественно за счет качественных факторов» [2]. Пленум ЦК КПСС определил коренную перестройку всей системы планирования. Перестройка основной концепции планирования предполагала предоставление больших прав трудовым коллективам, руководителям предприятий в принятии решений касаемо хозяйственной деятельности. Принято решение отказаться от практики ежегодной разработки и утверждения государственных годовых планов экономического и социального развития СССР. Предприятия самостоятельно планируют выпуск продукции, выполнение работ на предстоящий год опираясь на пятилетний план, самостоятельно решают вопросы с материально-техническим обеспечением, подрядными работами и другое. Данным решением государство сделало первый шаг к отказу от тотального контроля государством экономики страны и приблизилось к новой модели экономики — рыночной экономике. В данный период экономика РСФСР и СССР в целом находится под полным контролем государства и высказывание автора, в данный период, применить невозможно.

Рыночная же экономика не может существовать без свободного предпринимательства, разнообразия форм собственности, рыночного ценообразования, договорных отношений, конкуренции, свободного импорта и экспорта. До 1992 года все это отсутствовало, и мы говорили о монополии государства в экономике. Также признаком рыночной экономики является собственность, а точнее одна из её форм — частная собственность.

Советский период предусматривал государственную, общественную, социалистическую собственность. Основные средства производства находились в государственной собственности, что позволяло контролировать и регулировать экономическую деятельность на всех уровнях.

Конституция Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) отменила частную собственность. Статья 5 Конституции СССР определила: «Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)». Статья 7 той же Конституции СССР закрепила: «Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций». Все что оставалось в собственности у граждан — это трудовые доходы и сбережения, подсобное домашнее хозяйство, жилой дом, предметы домашнего хозяйства и обихода, предметы личного потребления и удобства [3].

Принятие Конституции (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик» (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) определило развитие экономической системы на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности. Собственность гражданина СССР является его личным достоянием и используется для удовлетворения материальных и духовных потребностей, самостоятельного ведения хозяйственной и иной не запрещенной законом деятельности.

В собственности гражданина может находиться любое имущество потребительского и производственного назначения, приобретенное за счет трудовых доходов и по другим законным основаниям, кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданами в собственность не допускается [4].

Одним из первых сигналов о начале процесса перехода к рыночной экономике стал Закон РСФСР от 03.07.1991 № 1531–1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Закон ввел понятие приватизации государственных и муниципальных предприятий: «Приватизация государственных и муниципальных предприятий — приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий» [5]. В государстве появилась ранее запрещенная форма собственности — частная собственность.

01.11.1991 года на съезде народных депутатов РСФСР вынесено постановление № 1831-I «О правовом обеспечении экономической реформы» [6], которым закреплен переход к рыночной экономике. С этого времени страна стала на путь перехода к рыночной экономики.

В растущей экономике государство должно четко осознавать свое участие в экономических процессах. Необходимо выдерживать баланс между жестким влиянием и полным отсутствием контроля.

Слова автора напоминают нам, что бизнес и экономика в целом может развиваться только при определенных, благоприятных условиях, но в то же время бизнес может столкнуться с проблемами, которые не в состоянии самостоятельно решить. Полностью исключить роль государства в регулировании экономики невозможно. Борьба с монополизацией рынка, безработицей, инфляцией, возможна только при участии государства. Автор говорит, что оптимальной экономической системой для государства будет смешанный тип, экономике необходимо участие государства, но только в определенное время и в определенных ситуациях. Растущая и процветающая экономика страны позволяет государству пополнять бюджет, выполнять социальные обязательства, развивать отрасли, обеспечивать безопасность страны и решать множество задач, которые стоят перед ним. На первый взгляд, при вступлении России на путь рыночной экономики актуальность данной проблемы перестала существовать. Однако мы можем наблюдать, что и сегодня государство вводит запреты на экспорт и импорт определенных видов товаров, вводит высокие таможенные пошлины и механизм жесткого регулирования снова работает.

Длительное время Россия живет под влиянием нескольких тысяч санкций и ограничений в различных областях экономики. Вот именно в это время слова автора о том, что бизнес позовет правительство на помощь только тогда, когда будет нуждаться в нем, актуальны как никогда. Сегодня бизнес и экономика России в целом нуждается в помощи «правительства», так как часть мировых «локомотивов мировой экономики» применили механизм ограничений и блокировки России в мировой экономической среде. Агрессивное поведение западных стран заставили Россию жестко вмешаться в экономику страны, одновременно вводя ограничения, и в тоже время оказывая помощь в преодолении возникших проблем. Данная ситуация служит ярким примером того, когда экономика нуждается в участии государства, что подтверждают слова автора У. Роджерса.

Следует отметить, что при рыночной экономике государству постоянно приходится менять глубину своего влияния, это баланс между запретом и дозволенностью. Несовершенство рыночных механизмов не позволит государству отстраниться от участия. Государство корректирует это несовершенство, с которым рынок не способен справиться сам.

Литература:

  1. Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 04.10.1965 № 729 (ред. от 08.12.1987) «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»;
  2. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 № 816 «О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования»;
  3. Конституция Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936);
  4. Конституции (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик» (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990);
  5. Закон РСФСР от 03.07.1991 № 1531–1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»;
  6. Постановление съезда народных депутатов РСФСР № 1831-I «О правовом обеспечении экономической реформы».


Задать вопрос