Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений. Современные методики развития речи, пальчиковые игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 09.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Герасимова, Н. Г. Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений. Современные методики развития речи, пальчиковые игры / Н. Г. Герасимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119025/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор исследует как пальчиковые игры влияют на развитие речи детей младшего возраста.

Ключевые слова: развитие речи, пальчиковые игры.

In the article, the author explores how finger games affect the speech development of young children.

Keywords: speech development, finger games.

Я считаю, что ум ребёнка непосредственно связан с кончиками его пальцев, поэтому необходимо использовать пальчиковые игры и упражнения для развития речи детей. Неоднократно доказано, что мысли, глаза и руки ребёнка двигаются с одинаковой скоростью. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Очень важно научить ребёнка ловко управлять своими пальчиками рук, от этого зависит его дальнейшее развитие речи. Развивая мелкую моторику, мы развиваем память, внимание, а также словарный запас.

Овладение речью — это одна из самых сложных задач детской психологии. Речь — это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Для меня совершенно невероятно, что маленький ребёнок, который не может ещё ни на чём сосредоточиться, который не владеет умственными действиями, всего за несколько месяцев практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой как язык.

Я считаю, что речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Ведь раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками. Когда он, ощупывает предметы, то развивает движения пальцев рук. Этими движениями ребёнок подготавливает почву для развития своей речи. По моим наблюдениям дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других.

Для реализации поставленной цели необходимо соблюдать задачи:

– сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

– совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.

Игры доставляют ребенку удовольствие и радость и являются одним из лучших средств, стимулирующих активное восприятие речи и порождающих самостоятельную речевую деятельность. Мною неоднократно замечено, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

Пальчиковые игры — это не только игры. Это ещё массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног.

Работу по развитию пальцев и всей кисти рук я провожу во время физкультминутки, в свободное время утром и после сна.

В своей работе предпочитаю читать стихи наизусть для лучшего восприятия детьми. Так как считаю, что очень важно, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

Во время пальчиковых игр происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами, поэтому пальчиковые игры не только помогают развивать речь, но и дарят детям здоровье.

Задачами пальчиковых игр являются: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики. Это всё, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Приоритет признания пальчиковых игр в официальной педагогике принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей.

Педагогической наукой, которая изучает закономерности педагогической деятельности и направлена на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду, является методика развития речи.

Предмет ее изучения- это процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Методика развития речи стоит в кругу тех дисциплин, которые составляют основу моей профессионально-образовательной программы. Я считаю её социально- значимой для развития речи детей. Роль методики развития речи очень важна в становлении и развитии личности ребёнка.

Я часто в своей работе использую труды Е. И. Тихеевой, основоположницы научной составляющей методики развития речи. Ею была выдвинута мысль о приоритетности речевого развития в воспитательном процессе и разработаны основы воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, включающие направления речевого развития: развитие лексики ребенка, занятия по живому слову, развитие речи в раннем и дошкольном возрасте.

Педагогика (общая, дошкольная и специальная) является основой для методики развития речи (специальной) в выборе общепедагогических принципов, методов, приемов, средств воспитания и обучения детей с нарушениями речи. В процессе совместной работы по развитию речи логопед и воспитатель дошкольного учреждения не только обогащают словарь детей, но и формируют, развивают грамматический строй, воспитывают звуковую культуру речи, развивают связную речь и готовят детей к обучению грамоте.

В своей работе я использую множество игр и упражнений, которые развивают двигательные навыки кистей рук, вырабатывают ловкость пальчиков. Дети стали быстрее владеть сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Работа в данном направлении будет мною продолжена, так как я считаю, что она актуальна в любом возрасте. Процесс овладения пальчиковыми играми у малышей формируют память, мышление, воображение и внимание.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2000.
  2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2006
  3. Богуславский, М. Василий Александрович Сухомлинский: цели и смыслы воспитания / М. Богуславский // Народное образование. — 2008. — № 9. — С. 261–26
  4. Волобуева Л. М. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей. Педагогика детства. — М., 2001
  5. Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 2006.
  6. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011
  7. Ермакова, С.О.: Пальчиковые игры для детей от года до трѐх, Москва, 2011
  8. Караманенко Т. Н. Кукольный театр — дошкольникам. — М.: Просвещение, 2009
  9. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников Москва Родничок 2000.
  10. Сухомлинский В. А. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2002. — 224с. — (Антология гуманной педагогики).
  11. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М.: Просвещение, 1981
Основные термины (генерируются автоматически): игра, развитие речи, мелкая моторика, методика развития речи, развитие речи детей, ребенок, воспитательный процесс, головной мозг, дошкольный возраст, речевое развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос