Традиции и новации в украшении оружия в Туле в период СССР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 08.11.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Молодцов, В. В. Традиции и новации в украшении оружия в Туле в период СССР / В. В. Молодцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119026/ (дата обращения: 19.12.2024).



«Тула веками оружие ковала, стала похожа сама на ружье!» — многим знакомы эти строки. Действительно, оружейное производство в Туле развивается уже несколько столетий. Оружейное производство здесь зародилось еще в XVI веке. Изначально оно было кустарным, не имело определенной организации. Затем, в 1595 году по указу царя Федора Ивановича, была создана Тульская кузнецкая слобода, которая объединяла 30 самопальных кузнецов. Они освобождались от податей и повинностей, а взамен должны были изготавливать оружие для нужд государства. Постепенно оружейное дело в Туле развивалось и достигло расцвета при Петре I. [1, с. 27] Именно по его указу в 1712 году в Туле началось строительство Тульского оружейного завода, который и по сей день обеспечивает Россию необходимыми образцами вооружения. Однако, тульские мастера славились не только производством боевого оружия.

С начала XVIII века в Тулу стали присылать заказы на изготовление оружия для царского двора и знати, для подарков иностранным послам и гостям. [1, с. 38] На протяжении XVIII — XIХ вв. тульские мастера занимались художественной отделкой холодного и огнестрельного оружия, превращая штатные образцы в истинные произведения искусства.

Следует отметить, что на сегодняшний день во многих музеях России представлены различные образцы вооружения, которые были декорированы тульскими мастерами. Так, их работы можно увидеть в Государственном Эрмитаже, Московской оружейной палате, Тульском государственном музее оружия и др.

В целях подготовки статьи нами были проанализированы вещественные памятники — образцы оружия XVIII — XIХ веков, которые были декорированы тульскими мастерами. В ходе анализа данных источников были сделаны выводы о том, что XVIII — XIX веков вошли в историю Тулы как время формирования и подъема оружейного мастерства, связанных с деятельностью и творчеством многих опытных и талантливых оружейников. В это время для украшения оружия туляки предпочитали изображать на ружьях птиц, диких животных, сцены из баталий и охоты, а иногда фигуры богов в рельефе. Среди техник, которые использовали мастера для украшения можно выделить: гравировку[1], резьбу по дереву, оброн[2], воронение[3], стальные бриллианты[4].[5]

В начале ХХ века оружейное производство в Туле было сосредоточено на изготовлении боевого оружия для обеспечения российской армии. Русско-японская, Первая Мировая война обусловили необходимость увеличения производства оружия для нужд армии и флота. В связи с этими событиями украшению оружия туляки практические не уделяли внимание.

Целью данной статьи является изучение особенностей декорирования оружия в Туле в советский период истории нашей страны.

В ходе подготовки статьи было поставлено 2 вопроса:

— изменились ли техники работы тульских мастеров в рассматриваемый период?

— каким образом советская идеология повлияла на развитие традиции декорирования ружей?

В ходе изучение вещественных источников — украшенных ружей, был сделан вывод о том, что советские мастера в декорировании оружия применяли способы, которые использовались туляками на протяжении многих веков: гравировка, серебрение, стальные бриллианты и др. Рассмотрев и изучив предметы, относящиеся к Советскому периоду, мы заметили, что у мастеров этого времени наиболее распространенными техниками в украшении оружия были гравировка, инкрустация, резьба по дереву, стальные бриллианты. А такие техники как оброн, воронение стволов, чеканка, хоть и применялись, но не были широко распространены.

Однако тот факт, что советские оружейники не использовали или использовали в меньшей степени те или иные техники, не говорит об отсутствии у них высокой степени развития мастерства. Так, например, мы можем отметить, что резьба по дереву, которая использовалась на протяжении нескольких веков, в советское время приобретает более сложные и причудливые формы. Узоры оставались традиционными — растения, геометрические фигуры, однако орнамент стал занимать большую площадь покрытия деревянных деталей ружья. Возможно, данный факт связан исключительно с личностью и мастерством самих оружейников, поскольку ни материалы, из которых делают детали оружия, ни инструменты, которые используют для резьбы по дереву, принципиально не менялись.

При изучении литературы и анализа музейных экспонатов было отмечено, что туляки в советское время использовали известные ранее техники украшения оружия (какие-то в большей степени, какие-то — в меньшей), но ключевую роль стали играть сюжеты, которые использовали мастера.

Советские мастера использовали в украшении оружия сюжеты, связанные с историей и идеологией государства. До Великой Отечественной войны в основу художественного развития был положен метод социалистического реализма, предполагающий демонстрацию в искусстве достижений государства в различных сферах деятельности, таких как индустриализация, просвещение, достижения культуры, усиление обороноспособности и т. п. Это нашло свое отражение и в украшении оружия. [2, с. 86]

В декорировании ружей в это время изображали государственные символы (герб, знамена), пятиконечные звезды с серпом и молотом, здания промышленных предприятий, школ и домов культуры.

В период Великой Отечественной войны, совершая трудовой подвиг под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!» тульские оружейники направили все силы на производства вооружения для обеспечения армии. В связи с этими событиями декорирование оружия было приостановлено.

А уже в послевоенный период среди идей Советского Союза можно выделить идею памяти о Великой Победе, что находит отражение в сюжетах украшенных ружей. Основные изображения, которые использовали мастера: символика СССР, дата Победы, изображение мемориалов, образцов оружия, которое использовали во времена войны.

Следует отметить интересную деталь: в декоре сочетаются объекты общегосударственной значимости, например, Московский Кремль, и Тулы, например, Тульский Кремль, памятники города. Предполагается, что тульские мастера таким образом подчеркивали значимость города в истории и достижениях страны.

Кроме юбилеев Победы, в послевоенный период в декорировании ружей использовали сюжеты, связанные с юбилейными датами образования СССР, юбилеями Октябрьской революции, съездами партии. Кроме того, большое влияние на декорирование ружей оказала пропаганда Холодной войны: консолидация сил против врага в лице США и идея борьбы за мир.

В период перестройки ружья продолжали украшать, но, исходя их тех источников, которые были нами проанализированы, идеи перестройки отражения в декоре не нашли. Следует отметить, что украшение оружия этого периода начинает утрачивать идеологическую наполненность, мастера вновь возвращаются к повседневным темам, связанным, например, с охотой.

Таким образом, изучив необходимые материалы и вещественные источники, мы можем ответить на вопросы, поставленные в статье. Техники украшения оружия, которые использовали тульские мастера в Советское время, практически не изменились по сравнению с XVIII — XIX вв. Следует лишь отметить, что какие-то техники использовались в большей, а какие-то — в меньшей степени. Ключевое значение в этот период приобретают сюжеты, которые использовали в декорировании оружия, ведь советская идеология оказала большое влияние на развитие традиции украшения оружия в Туле. Так, советские мастера старались отразить в украшении оружия достижения Советского государства, кроме того, использовали в качестве изображений для украшения оружия государственные символы.

Литература:

  1. Богомазов Д. Н. Художественное мастерство тульских оружейников / Д. Н. Богомазов. — Тула: Приокское книжное изд-во, 1967–111 с.
  2. Ивлева О. Б. Политические сюжеты в оформлении охотничьих ружей на примере образцов из собрания Тульского государственного музея оружия / О. Б. Ивлева // Оружие в исторических событиях, человеческих судьбах, музейных и частных коллекциях: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 140-летию Тульского музея оружия (23–24 октября 2013 года) / Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Тульский государственный музей оружия». — Тула, 2014. — С. 85–90.

[1] гравировка — это способ нанесения изображения на поверхность твердого материала с помощью специальных инструментов

[2] оброн — техника украшения оружия, при которой на металле вырезается не сам рисунок, а фон возле него

[3] воронение — техника украшения оружия, при которой ствол ружья покрывали маслом и кислотами, а затем подвергали термической обработке

[4] стальные бриллианты представляют из себя полированные металлические шарики, которые огранялись и отполировывались в подражание бриллиантам

[5] чеканка — техника украшения оружия, при которой при котором художественные узоры на металлической пластинке получаются путем вдавливания металла сверху и придания ему определенной формы

Основные термины (генерируются автоматически): Тула, украшение оружия, мастер, декорирование оружия, декорирование ружей, оружейное производство, Советское время, боевое оружие, Великая Отечественная война, послевоенный период.


Задать вопрос