Целью статьи является анализ и всестороннее исследование проблем и перспектив развития внешнеэкономических отношений стран ЕАЭС в условиях существующего санкционного режима. Изучение было проведено по таким направлениям как: внешняя и взаимная торговля, международное экономическое сотрудничество с третьими странами и интеграционными объединениями.
Ключевые слова: ЕАЭС, экономические санкции, ЕЭК, взаимная торговля, меры по противодействию санкциям.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был основан в 2014 году. В него входят такие страны, как Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан [1]. В соответствии со статьей 4 Договора о Евразийском экономическом союзе [2] целями ЕАЭС являются всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. Стоит отметить, что с момента создания Союза показатели торговли со странами ЕАЭС до 2021 года возросли с 45,6 млрд долл. США практически в полтора раза и достигли 73,1 млрд долл. США. Примечательно, что и динамика каждой страны также значительно увеличилась, что можно заметить наглядно на рис.1.
Рис. 1. Динамика взаимной торговли ЕАЭС [3]
В 2022 году Европейский союз, США и ряд других стран ввели ряд санкций, в том числе и экономических, в отношении России в связи с ее политической позицией в контексте кризиса на Украине. Российская Федерация имеет значительное влияние и на деятельность ЕАЭС в целом по причине ее большого вклада во взаимную торговлю Союза.
В 2022 году ЕС были введены дополнительные ограничения к положениям, перечисленным в Регламенте Совета ЕС от 31.07.2014. Среди них можно выделить основные требования:
- Введение ограничений на экспорт в Россию продукции, которая может быть использована как в мирных, так и в военных целях.Также запрещается оказывать техническую поддержку и иную помощь в отношении такой продукции.
- Запрет на ввоз в Россию техники, предназначенной для глубоководного исследования и добычи нефти, включая арктические проекты.
- Эмбарго на импорт в Российскую Федерацию товаров для производства удобрений и сельскохозяйственной продукции
- Ограничения, накладываемые на секторы финансов, энергетики и транспорта. Также стоит выделить санкции в отношении товаров двойного назначения.
Главное отличие нововведенного санкционного давления в 2022 году от 2014 года в том, что теперь они распространяются не только на Россию, но и на Республику Беларусь. Эти изменения существенно накладывают затруднения и на деятельности ЕАЭС в целом.
Так как же повлияли ограничительные меры, наложенные в отношении России, на функционирование Евразийского экономического Союза?
Согласно аналитическому докладу, изданному Евразийской экономической комиссией в 2022 году [4], развитие экономик стран-членов ЕАЭС происходит на фоне существенного роста геополитической напряженности в регионе, увеличения влияния санкционного режима на отдельные страны в финансовой, экономической и торговой областей, повышение цен на сырьевые и продовольственные товары, также прогрессирующего риска рецессии в мировой экономике. Но стоит отметить заметную динамику в положительную сторону большого количества макроэкономических показателей: строительство, производство сельскохозяйственных товаров, инвестиций в основной капитал и оживленности на рынке труда. В то же время отмечается и снижение грузооборота и розничного товарооборота. В существующих условиях наблюдаются и значительные изменения в увеличении взаимной торговли и расчетов в национальных валютах.
В течение 2023 года в республике Беларуси и Российской Федерации было замечено возобновление активности в экономической сфере вследствие адаптации к текущим внешним условиям и осуществлении национальных мер поддержки экономик, что отразилось на росте совокупного ВВП ЕАЭС, изображенного на рис.2.
Рис. 2. Динамика совокупного ВВП ЕАЭС [5]
Как можно заметить, по результатам на 2023 год прирост ВВП составил 3,7 %. Такой подъем динамики экономики объясняется активизацией инвестиционного и потребительского спроса. Во-первых, повышение потребительского спроса стимулирует компании увеличивать объемы производства, чтобы удовлетворить растущие потребности. Это приводит к созданию новых рабочих мест и увеличению доходов. Во-вторых, когда компании видят рост спроса, они чаще инвестируют в новые технологии, оборудование и инфраструктуру, это позитивно влияет на долгосрочный экономический рост.
Также стоит отметить, что значительный вклад в рост экономики вносит увеличение объемов выполненных строительных работ на 8,4 % и промышленного производства на 3,8 % [6]. Строительство и промышленное производство являются важными компонентами валового внутреннего продукта. Повышение их объемов напрямую сказывается на экономику Союза.
Последствия санкционного воздействия сказывается не только в негативном ключе. Из положительных результатов можно выделить активное развитие взаимной торговли между странами-участникам ЕАЭС. В результате изменения маршрутов транспортировки и оптимизации логистических процессов произошло перераспределение товарных потоков между государствами-членами ЕАЭС. Это, в свою очередь, привело к увеличению разнообразия товаров, которые поставляются между странами.
В рамках Евразийского экономического союза внутренний рынок стал играть важную роль для стран-участниц в плане товарооборота между ними. Часть экспортных потоков переориентируется на другие направления, которые ранее были направлены за пределы Евразийского экономического союза.
Существование Евразийского экономического союза может стать важным фактором стабилизации ситуации в условиях современных вызовов. Стоит рассмотреть перспективы для каждой из стран Союза.
Для Республики Армении главные факторы, повлиявшими на ее присоединению к ЕАЭС, являются формирования одного единого рынка энергетических ресурсов, что влияет на уменьшение стоимости энергоресурсов для этой страны.
Однако, невзирая на сложившуюся ситуацию, в условиях, когда западные партнёры отказались от импорта российских энергоресурсы, Казахстан выступил с инициативой поставлять свою нефть в качестве альтернативы российской. В связи с увеличением объёмов экспорта казахстанской нефти через Каспийский трубопроводный консорциум, этот показатель увеличился на 50,6 %
Для стабилизации экономической обстановки Евразийская экономическая комиссия при поддержке государств-членов ЕАЭС предприняла 34 инициативы [7], которые можно разделить на четыре основных направления: таможенное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, защитные меры; внутренний рынок и кооперация; финансовые и валютные рынки; международное экономическое сотрудничество с третьими странами и интеграционными объединениями.
В условиях, когда государства Евразийского экономического союза сталкиваются с проблемами, вызванными введением санкций против России, Евразийская экономическая комиссия активно работает над укреплением сотрудничества между странами и развитием торговых и экономических связей. Однако на пути к полной реализации потенциала сотрудничества существуют препятствия, которые необходимо преодолеть. Работа над их устранением уже началась, определены методы и сроки реализации.
Литература:
- Евразийский экономический союз. Досье. Официальный сайт ТАСС. [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/info/2545319 (дата обращения: 08.10.2024)
- Договор о Евразийском экономическом союзе, статья 4 «Основные цели Союза»
- НСК КР, ЕЭК ЕАЭС-Торговля товарами / НСК КР, ЕЭК [Электронный ресурс] // Экономический анализ интеграции в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС): [сайт]. — URL: https://eaeu.economy.gov.ru/trade_in_goods (дата обращения: 08.10.2024).
- Евразийская экономическая комиссия Аналитический доклад «О макроэкономической ситуации в государствах-членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития» / Евразийская экономическая комиссия —. — Москва:, 2023–48 c.
- Евразийская экономическая комиссия Аналитический доклад «О макроэкономической ситуации в государствах-членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития» / Евразийская экономическая комиссия —. — Москва:, 2024–50 c.
- ЕЭК ЕАЭС-Макроэкономические показатели / ЕЭК [Электронный ресурс] // Экономический анализ интеграции в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС): [сайт]. — URL: https://eaeu.economy.gov.ru/macroeconomic_indicators (дата обращения: 08.10.2024).
- Мясникович: перечень по повышению устойчивости ЕАЭС в условиях санкций включает 34 первоочередные меры. Официальный сайт БЕЛТА — Новости Беларуси. [Электронный ресурс] // URL: https://www.belta.by/economics/view/mjasnikovich-perechen-po-povyshenijuustojchivosti-eaes-v-uslovijah-sanktsij-vkljuchaet-34–491846–2022/ (дата обращения: 08.10.2024)
- Российским аналогом SWIFT пользуются представители девяти стран. Официальный сайт РИА Новости. [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20211209/spfs-1762952108.html (дата обращения: 08.10.2024)
- Проект «Евразийский Агроэкспресс». Официальный сайт Евразийской агрологистики. [Электронный ресурс] // URL: https://evrazlog.com/ (дата обращения: 08.10.2024)
- Заседание Высшего Евразийского экономического совета. Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/68494 (дата обращения: 08.10.2024)